решение по гражданскому делу



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос.Безенчук 10 февраля 2011г.

Судья Безенчукого районного суда Самарской области ШТЫРЛИНА М.Ю.

при секретаре Керженцевой Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мишурова ФИО9 к Администрации муниципального района <адрес>, МУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом» <адрес> о признании недействительным решения градостроительной комиссии об отказе в предоставлении земельного участка, оспаривании решения МУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом» и возложении обязанности на МУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом» <адрес> предоставить в аренду земельный участок,

у с т а н о в и л:

Мишуров Р.Б. обратился в суд с иском о признании недействительным решения градостроительной комиссии Администрации муниципального района <адрес> об отказе в предоставлении земельного участка, возложении обязанности на МУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом» <адрес> решить вопрос о предоставлении в аренду земельного участка.

В судебном заседании истец уточнил и дополнил заявленные требования, просил признать недействительным решение градостроительной комиссии Администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, признать недействительным решение от ДД.ММ.ГГГГ МУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом» об отказе в предоставлении участка в аренду, обязать МУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом» <адрес> и администрацию муниципального района <адрес> предоставить в аренду земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м <адрес> для садоводства.

В судебном заседании Мишуров Р.Б. поддержал исковые требования в полном объеме, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в МУ "Комитет по управлению муниципальным имуществом» <адрес> с заявлением о предоставлении в аренду для индивидуального садоводства земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. <адрес>. Данный участок был выбран им с согласия главы сельского поселения <адрес>. Решением руководителя МУ "Комитет по управлению муниципальным имуществом» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в предоставлении данного земельного участка на том основании, что решением градостроительной комиссии при Администрации м.р. <адрес> его заявление отклонено по причине проведения инвентаризации земельных участков на предмет оформления, выявления свободных участков, а также ранее предоставленных участков. Данное решение считает незаконным, поскольку в действительности инвентаризация земель не проводится, соответствующее постановление о проведении инвентаризации земель населенных пунктов администрацией не принималось и в средствах массовой информации не публиковалось, договор с подрядчиком выполнения работ по инвентаризации не заключался. Решение об отказе в предоставлении участка по причине проведения инвентаризации земельных участков считает необоснованным, поскольку п.4 ст. 27 Земельного кодекса РФ не содержит такого основания для отказа в предоставлении земельного участка. В соответствии с п.4 ст. 34 Земельного кодекса РФ ответчик в течение месяца со дня поступления заявления о предоставлении участка должен утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории, чего не было сделано по его заявлению.

Представитель МУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом» <адрес> по доверенности Новикова Ю.В. в судебное заседание не явилась, о времени судебного заседания извещена надлежащим образом, о причине неявки суд не известила, не просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ требования Мишурова Р.Б. не признала, пояснив, что решение об отказе в предоставлении истцу в аренду испрашиваемого земельного участка является законным и обоснованным. В соответствии с п. 10 ст.3 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов. Ссылаясь на ст. 209 ГК РФ, считает, что орган местного самоуправления в лице МУ КУМИ, наделенный правом определять судьбу земельных участков, распоряжаться ими по своему усмотрению, не нарушая действующего законодательства и прав третьих лиц, вправе по своему усмотрению совершать в отношении земельных участков, юридические действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Не отрицала, что на момент рассмотрения заявления Мишурова Р.Б. инвентаризация земель не проводилась, однако ее проведение планируется с целью выявления в данном массиве свободных, а также ранее предоставленных, но неиспользуемых гражданами земельных участков.

Представитель администрации муниципального района <адрес> по доверенности Василенко Е.Г. требования Мишурова Р.Б. не признала и просила в их удовлетворении отказать, пояснив, от имени и в интересах муниципального образования управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в собственности и (или) в распоряжении муниципального района <адрес>, осуществляет Администрация муниципального района <адрес> в лице МУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом» <адрес>, которое осуществляет подготовку информации о земельных участках и заблаговременную публикацию такой информации. Информационное сообщение публикуется в средствах массовой информации. Решение об отказе в предоставлении земельного участка принимается администрацией муниципального района <адрес>. Такое решение по заявлению Мишурова Р.Б. администрацией не принималось. Решения градостроительной комиссии носят рекомендательный характер, а письмо МУ «КУМИ» от ДД.ММ.ГГГГ, адресованное Мишурову Р.Б., является информационным и не является решением органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка. В протоколе заседания градостроительной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ошибочно указано, что проводится инвентаризация земельных участков, проведение инвентаризации запланировано. Информация на испрашиваемый истцом земельный участок на день подачи ею заявления не была опубликована, как того требует земельное законодательство. Соответственно решение о предоставлении либо об отказе Мишурову Р.Б. в предоставлении земельного участка в аренду не принималось.

Представитель МУП «Архитектура и градостроительство» администрации м.р. <адрес>, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельные требования, Сутягина Т.В. исковые требования считает необоснованными, пояснив в судебном заседании, что она является секретарем градостроительной комиссии администрации м.р. Безенчукский. ДД.ММ.ГГГГ на комиссии рассматривалось заявление Мишурова Р.Б. о возможности предоставления в аренду земельного участка <адрес>. Члены комиссии решили, что участок в данном массиве предоставить в настоящее время невозможно в связи с необходимостью проведения инвентаризации земель на предмет выявления свободных участков, их оформления, а также ранее предоставленных участков. В протоколе заседании комиссии она ошибочно указала, что Мишурову Р.Б. отказано в предоставлении участка в связи с проводимой инвентаризацией, в настоящее время инвентаризация не проводится, но ее проведение планируется.

Выслушав истца, представителей ответчиков и третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что требования Мишурова Р.Б. не подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы, созданы препятствия для осуществления прав и свобод.

Согласно ч.4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9,10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 34 Земельного Кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управлении и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в т.ч. порядок рассмотрения заявок и принятии решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях и заблаговременную публикацию такой информации.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с п. 10 ст.3 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

В соответствии с п. 12 ч. I ст. б Закона Самарской области «О земле» № 94-ГД от ДД.ММ.ГГГГ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится, в том числе, установление процедур и критериев предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся на территории муниципального образования Самарской области до разграничения государственной собственности на землю, а также земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и (или) в ведении муниципального образования, для целей не связанных со строительством (в т.ч. порядка рассмотрения заявок и принятия решений).

В соответствии с п. 1.4 «Положения о порядке предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей не связанных со строительством» (далее Положение), утвержденного Решением Собрания Представителей муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, от имени и в интересах муниципального образования управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в собственности и (или) распоряжении муниципального района, осуществляет Администрация муниципального района <адрес> в лице муниципального учреждения «Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес>».

Пункт 2.1 Положения устанавливает, что МУ «КУМИ <адрес>» осуществляет подготовку информации о земельных участках и заблаговременную публикацию такой информации. В соответствии с п.2.3. Положения информационное сообщение публикуется в средствах массовой информации.

Пункт п.3.1 Положения устанавливает, что граждане и юридические лица, заинтересованные в приобретении на праве собственности или аренды земельных участков, подают заявление в администрацию муниципального района <адрес> на имя главы администрации или в МУ «КУМИ <адрес>» на имя руководителя.

Согласно п.3.7 Положения заявление рассматривается администрацией муниципального района <адрес> или МУ «КУМИ <адрес>» на предмет возможности предоставления испрашиваемого земельного участка, возможности выбора и предложения заявителю других вариантов предоставления земельного участка для испрашиваемых целей. МУ «КУМИ <адрес>» в месячный срок со дня поступления заявлений принимает по каждому поступившему заявлению одно из следующих решений: о возможности предоставления земельного участка, о невозможности предоставления земельного участка в случаях, предусмотренных п.3.8 Положения.

Согласно п.3.11 Положения в случае, если в отношении одного земельного участка поступило два или более заявления в связи с публикацией информационного сообщения, рассмотрению подлежит то из них, которое поступило в установленный срок. Если все заявления поступили в установленный срок и на основании них принято решение о возможности предоставления земельного участка в соответствии с п.3.7. Положения, соответствующий земельный участок предоставляется на торгах ( конкурсе или аукционе), проводимых в соответствии с Гражданским кодексом РФ, с учетом положений Земельного кодекса РФ и Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков».

Согласно п.3.8. Положения заявителю отказывается в предоставлении земельного участка, если: представленные заявителем документы не соответствуют требованиям, установленным федеральным законодательством, законодательством Самарской области, Положением; заявление подано по истечении установленного срока; предоставление заявленного земельного участка может привести к нарушению законодательства РФ; предоставление земельного участка для заявленной цели не соответствует его целевому назначению; заявление подано должностному лицу местного самоуправления, в орган местного самоуправления, которые не обладают правом на рассмотрение заявления в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Самарской области, а также Положением; для заявленной цели земельный участок уже предоставлялся бесплатно в соответствии с положениями Закона Самарской области «О земле».

Из материалов дела следует, что Мишуров Р.Б. ДД.ММ.ГГГГ обратился в МУ КУМИ <адрес> с заявлением о предоставлении в аренду для садоводства земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного <адрес>. Данное заявление ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено на заседании градостроительной комиссии администрации муниципального района Безенчукский, истцу отказано в предоставлении земельного участка по причине проведения инвентаризации земель. Согласно п. 2.1 «Положения о градостроительной комиссии при администрации муниципального района <адрес>» решения комиссии в т.ч. по рассмотрению заявлений о предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам, носят рекомендательный характер и не влекут каких-либо правовых последствий, в связи с чем исковые требования о признании недействительным решения градостроительной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежат.

Судом установлено, и не отрицалось истцом, что местоположение и границы на местности выбранного им земельного участка, представляющего собой участок поля северо-западнее <адрес>, не определены, участок не сформирован, не поставлен кадастровый учет. Из представленного истцом схематичного плана невозможно определить местоположение испрашиваемого участка. Принимая во внимание данные обстоятельства, предоставление истцу земельного участка в отсутствие опубликованной в установленном порядке и доступной для неопределенного круга иных граждан информации о возможности предоставления земельного участка, противоречит требованиям ст. 34 Земельного кодекса РФ, устанавливающей принципы справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков для всех граждан.

С учетом норм закона, регулирующего спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что оснований для возложения на МУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом» и администрацию муниципального района <адрес> обязанности предоставить Мишурову Р.Б. в аренду земельный участок, расположенный в <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м, не установлено. Оспариваемое решение об отказе в предоставлении участка принято МУ «КУМИ» в пределах своих полномочий в соответствии с законом, данным решением от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении Мишурову Р.Б. испрашиваемого участка, его права не нарушены.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ суд,

решил:

Исковые требования Мишурова ФИО10 оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его провозглашения в Самарский областной суд через Безенчукский районный суд.

СУДЬЯ М.Ю. ШТЫРЛИНА