РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "20» сентября 2011 г. п. Безенчук Безенчукский районный суд Самарской области в составе: Председательствующего Каткасовой И.В. С участием помощника прокурора Валюткиной С.Ш. При секретаре Якимовой М.С. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора Безенчукского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района Безенчукский Юго-западному управлению Министерства образования и науки Самарской области, Министерству образования и науки Самарской области по проведению аттестации рабочих мест в МОУ <адрес> СОШ УСТАНОВИЛ: Прокурор Безенчукского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к администрации муниципального района Безенчукский, Юго-западному управлению Министерства образования и науки Самарской области, Министерству образования и науки Самарской области о признании бездействия ответчиков незаконным и обязании проведения необходимых организационно-хозяйственных мероприятий по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда в МОУ <адрес> средняя школа, по тем основаниям, что согласно ч. 3 ст. 37 Конституции-РФ,- ""каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Под охраной труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ст. 209 ТК РФ). Трудовым законодательством обязанность по охране руда возложена на работодателя (ст. 212 ТК РФ), где помимо иного работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным постановлением Министерством труда и социального развития № 12 от 14.03.1997 г., действовавшим до 01.09.2008 года, в п. 1.5, закреплялось, что сроки проведения аттестации устанавливается организацией, исходя из изменения условий и характера труда, но не реже одного раза в 5 лет с момента проведения последних изменений. В силу положений п. 5 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 569 от 31.08.2007г., вступившего в силу с 01.09.2009г., сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестоваться не реже одного раза в пять лет. Вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию (п. 7 Порядка). Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. МОУ <адрес> средняя школа осуществляет дополнительное образование детей, в котором работает 24 человека. В нарушение требований ст. В судебном заседании помощник прокурора Безенчукского района Валюткина С.Ш. отказалась от исковых требований к ответчикам Юго-западному управлению Министерства образования и науки Самарской области, Министерству образования и науки <адрес>, указывая, что обязанность по финансированию аттестации рабочих мест по условиям труда возложена на администрацию Безенчукского района, поддержав исковые требования в остальной части по изложенным основаниям. Представитель ответчика администрации муниципального района Безенчукский Василенко Е.Г., исковые требования не признала, подтвердил, что они совместно с Министреством образования и науки Самарской области являются соучредителями МОУ <адрес> СОШ, в которой рабочие места не аттестованы. Аттестацию рабочих мест необходимо проводить, но за счет второго учредителя. Кроме того считает, что не истёк установленный пятилетний срок для проведения аттестации. Представитель третьего лица, директор МОУ <адрес> СОШ Климова Л.В., подтвердила, что все имеющиеся рабочие места в школе являются не аттестованными, хотя вся документация для проведения аттестации готова, однако денежные средства на аттестацию учредителями не выделены. Представитель Юго-Западного управления Министерства науки и образования Самарской области Дойникова В.И. считает, что финансирование проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда в МОУ <адрес> СОШ должна произвести администрация Безенчукского района. Представитель Министерства образования и науки Самарской области в судебное заседание не явился, представив письменный отзыв, в котором указывает, что финансирование проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда в МОУ <адрес> СОШ должна произвести администрация Безенчукского района. Выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, суд исковое заявление прокурора Безенчукского района обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что МОУ <адрес> СОШ является юридическим лицом, наделенным закрепленным имуществом, на правах оперативного управления, находящимся в муниципальной собственности Безенчукского района. Учредителями МОУ являются министерство образования и науки Самарской области в лице Юго-Западного управления Министерства образования и науки Самарской области и Администрация муниципального района Безенчукский Самарской области. Учредитель - администрация Безенчукского района Самарской области осуществляет финансирование муниципальных программ, реализуемых МОУ, осуществляет функции собственника переданного в оперативное управление учреждению муниципального имущества, осуществляет финансирование ремонта зданий и сооружений учреждения, расходов на оплату коммунальных услуг, приобретение оборудования длительного пользования, на материально-техническое, обеспечение и др., учредитель - министерство образования и науки Самарской области осуществляет финансирование учреждения по нормативам, обеспечивающим образовательный процесс и материальное содержание воспитанников, за счет средств, выделяемых из областного бюджета. Директор школы заключает договоры, в том числе трудовые, пользуется правом распоряжения финансовыми средствами и обеспечивает рациональное их использование, утверждает штатное расписание, несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников и работников во время образовательного процесса, соблюдение норм охраны труда и техники безопасности, обеспечивает выполнение санитарно-гигиенических и противопожарных требований. Как установлено в судебном заседании в МОУ <адрес> СОШ согласно штатного расписания предусмотрены должности директора гл. бухгалтера, зав. Хозяйством и иные. Аттестация рабочих мест по условиям труда в образовательном учреждении не проводилась. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами. Согласно ст.ст. 22,212 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, а также проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда представляет собой оценку условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда (ст.209 ТК РФ). В соответствии с порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 г. №569, аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Из материалов дела следует, что аттестация рабочих мест в МОУ <адрес> СОШ ни разу не производилась. Собственником имущества школы является муниципалитет. В соответствии с ч.1 ст.31 Закона РФ от 10.07.1992г. №3266-31 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся : организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования. В п.11 ч.1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 N 131-ФЗ содержатся аналогичные положения. Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, как предусмотрено ст. 18 вышеуказанного закона, исполняются за счет средств местных бюджетов. Ст.17 ФЗ от 06.10.2003г. № 131 -ФЗ установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов правомочны создавать муниципальные предприятия и учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями. Как следует из материалов дела, Устава, МОУ <адрес> СОШ, предпринимательской деятельностью. ДДТ не занимается, самостоятельно не может устранить указанные нарушения требований трудового законодательства, поскольку требуется вложение значительных денежных средств. Финансирование администрацией муниципального района Безенчукский на устранение указанных нарушений трудового "законодательства в противоречие ст.85 Бюджетного Кодекса РФ не осуществляется Согласно ч. 1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. В связи с вышеизложенным суд считает необходимым обязать администрацию муниципального района Безенчукский Самарской области обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда в МОУ <адрес> СОШ. Также в связи с изложенными выше обстоятельствами суд считает, что Министерство образования и науки Самарской области и юго-западное управление Министерства образования и науки являются ненадлежащими ответчиками по делу в связи с чем суд принимает отказ прокурора от иска в этой части. При определении срока для обеспечения проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда в МОУ <адрес> СОШ, в том числе по осуществлению финансирования указанных мероприятий, уд принимает во внимание финансовое положение ответчика необходимость проведения аттестации 1 раз в пять лет и считает. необходимым его установить до ДД.ММ.ГГГГ Доводы ответчика администрации муниципального района Безенчукский о том, что необходимо мероприятия по аттестации проводить за счет второго учредителя, суд не может принять во внимание по вышеизложенным основаниям, а также по тем основаниям, что из анализа норм законодательства о местном самоуправлении в РФ, об образовании следует, что министерство образования и науки Самарской области обязано финансировать муниципальные образовательные учреждения лишь в рамках реализации основных общеобразовательных программ, т.е. финансировать расходы на воспитание и обучение детей в тех объемах, которые предписаны федеральными стандартами и федеральными требованиями; Согласно ст.209 ТК РФ, условия труда- это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. Целью проведения аттестации рабочих мест является подтверждение наличия или отсутствия вредных и (или)опасных производственных факторов. Поэтому суд считает, что затраты на проведение аттестации рабочих мест не входят в расходы, направленные на воспитание и обучение детей, выделяемых из областного бюджета и должны финансироваться за счет средств местного бюджета. На основании изложенного, в соответствии со ст. 13, 67, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, Исковое заявление прокурора Безенчукского района удовлетворить: Признать бездействие администрации муниципального района Безенчукский Самарской области незаконным в части финансирования мероприятий по аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда в МОУ <адрес> СОШ. Обязать администрацию муниципального района Безенчукский Самарской области обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда в МОУ <адрес> СОШ, в части осуществления финансирования указанных мероприятий в срок до ДД.ММ.ГГГГ Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Безенчукский районный суд в течении 10 дней. Председательствующий И.В. Каткасова
212 ТК РФ, в МОУ ДОД ДДТ аттестация рабочих мест по условиям труда не проведена. Аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ государственной инспекции труда в Самарской области директор школы признан виновным в нарушении требований ст. 212 ТК РФ об обеспечении проведения аттестации рабочих мест. Таким образом, в нарушение ст. 212 ТК РФ МОУ <адрес> школа не выполнены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Самостоятельно школа не может устранить указанные нарушения требований законодательства, поскольку требуется вложение значительных денежных средств, а также в связи с отсутствием, собственных средств и бюджетным финансированием. Согласно Устава МОУ <адрес> СОШ её учредителями являются администрация муниципального района Безенчукский и министерство образования и науки Самарской области в лице Юго-западного управления министерства образования и науки Самарской области. Деятельность учреждения финансируется его учредителями в соответствий с договором между ними. Следовательно они должны финансировать проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.
РЕШИЛ: