РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ п.Безенчук 26 октября 2011 г. Судья Безенчукского районного суда Самарской области Штырлина М.Ю. при секретаре Керженцевой Д.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Юдиной ФИО8 к администрации муниципального района Безенчукский Самарской области о перерасчете надбавки к государственной пенсии муниципальному служащему, взыскании недоплаты надбавки к государственной пенсии, судебных расходов, УСТАНОВИЛ: Юдина Н.И. обратилась в суд с вышеназванным с иском указывая, что на основании Федерального Закона «Об основах муниципальной службы в РФ» от 08.01.1998г. № 8 - ФЗ, Закона Самарской области т 16.07. 1998г. № 16 - ГД «О муниципальной службе в Самарской области» (в ред. Закона Самарской области от 23.1 1.2000г. № 4 - ГД, от 10.01.2001г. № 6 ГД, от 04.05.2001г. №31 - ГД), Устава муниципального района Безенчукский и «Порядка установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в исполнительных органах местного самоуправления <адрес>», принятого постановлением Собрания представителей Безенчукского района № 24 от 10.04.2000г., решения комиссии по социальным гарантиям муниципальным служащим при администрации Безенчукского района от 19.10.2001г., решения Управления социальной защиты населения Безенчукского района «Об определении размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии», распоряжением Главы Администрации Безенчукского района Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ ей, замещавшей муниципальную должность муниципальной службы – главного бухгалтера районного отдела культуры администрации <адрес>, при выходе на пенсию назначена пожизненно ежемесячная муниципальная доплата к государственной пенсии за выслугу лет, исходя из стажа в 38 лет 5 месяцев 21 день, составляющая суммарно с учетом государственной пенсии по старости 75% месячного денежного содержания в размере 2294 руб., с ДД.ММ.ГГГГ в размере 1630 руб. в связи с изменением размера пенсии. Назначенную надбавку с установленными законом перерасчетами получала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ размер надбавки был уменьшен до 1000 руб., об изменении выплаты муниципальной надбавки к государственной пенсии в сторону уменьшения истица письменно не была уведомлена. Считает, что уменьшение размера надбавки произведено незаконно, недоплата надбавки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ согласно представленного расчета составляет 543 248 руб. Законы Самарской области в редакции от 12.05.2005г. № 110-ГД, от 13.10.2006г.№ 108-ГД в главе 11.1 статьях 21.3.2, 21.5, 21.7.1, 21.8.3 не отменяют доплату муниципальным служащим, а исчисление и определение ее приравнивается к лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Самарской области. Однако Собрание представителей Безенчукского района, ссылаясь на Закон Самарской области № 16 - ГД от 16.07.1998г., приняло решение об уменьшении надбавки до 1000 рублей. Полагает, что ссылки на более поздние принимаемые Законы Самарской области «О муниципальной службе в Самарской области», которым не придана обратная сила, а также принимаемые после назначения муниципальной надбавки Собранием Представителей законодательные акты Безенчукского района распространяются только на правоотношения, связанные с пенсионным обеспечением муниципальных служащих, которые возникают с момента его вступления в силу. Согласно Конституции РФ, ранее принятые Законы обратной силы не имеют. Ссылку на отсутствие денежных средств также считает несостоятельной, т.к. действующее федеральное и региональное законодательство по вопросу о правах и гарантиях муниципальных служащих, в т.ч., замещавших эти должности, не связывает право этих лиц на получение доплат к государственной трудовой пенсии с наличием или отсутствием бюджетных средств у органов местного самоуправления. Полагает, что изменение суммы муниципальной надбавки к государственной пенсии в сторону уменьшения противоречит Конституции РФ и Закону. Просит возобновить выплату назначенной пожизненно надбавки к государственной пенсии из расчета 75% от денежного содержания ранее замещаемой должности оклада в 13322 руб. с доплатой в 40% за выслугу лет и премией 25 % за вычетом суммы государственной пенсии, произвести перерасчёт муниципальной ежемесячной доплаты к государственной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскать недоплату в сумме 543 248 руб., судебные расходы - гос. пошлину, уплаченную при подаче иска в суд в сумме 8632 руб., расходы по оплате услуг представителя за подготовку материалов в суд по договору от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 5000 руб., за нотариальное оформление доверенности 560 руб. В судебном заседании представитель истицы по доверенности Прыступа Г.В. поддержал свои исковые требования в полном объеме по вышеизложенным основаниям. Представитель ответчика, действующая на основании доверенности Василенко Е.Г., исковые требования не признала, пояснив, что в соответствии с пунктом 5 статьи 20 Федерального закона от 6.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не преданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального икона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами. Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей частью, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы РФ. Согласно пункта 3 статьи 23 Федерального закона от 23.03.2007г. № 25 ФЗ «О муниципальной службе в РФ» законами субъекта РФ и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть уставлены дополнительные гарантии. Статьей 12 Закона Самарской области от 09.10.2007г. № 96-ГД «О муниципальной службе в Самарской области» органы местного правления имеют право устанавливать ежемесячные доплаты к трудовой пенсии муниципальным служащим в Самарской области в порядке и условиях, предусмотренных настоящим Законом и уставами муниципальных образований. В соответствии со статьей 13 доплата устанавливается муниципальным служащим при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет. Статьей 20 данного Закона установлено, что финансирование расходов, связанных с выплатой доплат, предусмотренных ст. 12, осуществляется за счет средств местных бюджетов, в тоже время при решении вопроса об установлении доплат к трудовым необходимо учитывать требования статьи 136 Бюджетного кодекса РФ в соответствии с которыми муниципальные образования, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы РФ (за исключением субвенций, а также предоставляемых муниципальным образованиям за счет средств инвестиционного фонда Российской Федерации субсидий и межбюджетных фертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 10 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года, не имеют права превышать установленные высшим исполнительным государственной власти субъекта Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов )го самоуправления; муниципальные образования, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы РФ (за исключением субвенций, а также предоставляемых муниципальным образованиям за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации субсидий и межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение в трех последних отчетных финансовых лет превышала 30 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления. В связи с чем, исходя из финансового положения муниципального района Безенчукский, который является дотационным районом, установлены меры социальной поддержки в виде ежемесячной социальной доплаты к пенсии в размере 1000 руб. Представитель МУ «Управление социальной защиты населения Безенчукского района Самарской области» по доверенности Ботарева М.В. считает исковые требования Юдиной Н.И. необоснованными, указывая, что Управление формирует дела для выплаты ежемесячной доплаты муниципальным служащим, формирует ежемесячную заявку потребности денежных средств на выплату ежемесячной социальной доплаты к пенсии. Выплату производит МУ «Комитет по управлению финансами администрации Безенчукского района» путём перечисления денежных средств на счета получателей, исходя из денежных средств, выделенных администрацией района. В связи с принятием Положения о мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан истцу установлена ежемесячная социальная доплата к пенсии в размере 1000 рублей с ДД.ММ.ГГГГ, которая выплачивается по настоящее время. Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Юдиной Н.И. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям. Судом установлено, что в соответствии «Порядком установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в исполнительных органах местного самоуправления Безенчукского района», утверждённым решением Собрания представителей Безенчукского района от 10.04..2000г. №24, на основании решения комиссии по социальным гарантиям муниципальным служащим при администрации района от 19.10.2001г., в соответствии с Законом Самарской области от 25.06.1998 г. «О муниципальной службе в Самарской области» распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ. № Юдиной Н.И., замещавшей должность главного бухгалтера <адрес> отдела культуры, была установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии, исходя из стажа муниципальной службы 38 лет 5 месяцев 21 день дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2294 руб., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1630 руб., с ДД.ММ.ГГГГ в размере 1497 руб. в связи с изменением размера пенсии по старости. В связи с принятием Собранием представителей района Постановления от 11.04.2005г. №49 « О внесении изменений в Постановление Собрания представителей Безенчукского района №217 от 04.12.2003 года «Об утверждении порядка изменения Порядка установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в исполнительных органах местного самоуправления Безенчукского района в новой редакции с ДД.ММ.ГГГГ Юдиной Н.И. установлена доплата к пенсии в размере 1000 руб. В соответствии с «Положением о мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан», принятым решением Собрания представителей муниципального района Безенчукский Самарской области №252 от 14.07.2006г., правом на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной доплаты к пенсии в размере 1000 руб. имеют муниципальные служащие, замещавшие на 22 апреля 1997 г. и позднее муниципальные должности муниципальной службы Безенчукского района при определённых Положением условиях. Порядок организации и прохождения муниципальной службы в Самарской области регулируются законом Самарской области от 09.10.07г. №96-ГД «О муниципальной службе в Самарской области». Статьей 12 Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления имеют право устанавливать ежемесячные доплаты к трудовой пенсии муниципальным служащим в Самарской области в порядке и на условиях, предусмотренных данным законом и уставами муниципальных образований. Финансирование доплат отнесено к расходным обязательствам местных бюджетов. Согласно ст. 15 названного Закона доплата устанавливается в таком размере, чтобы сумма базовой и страховой частей трудовой пенсии и доплаты к ней не превышала 45% среднемесячного денежного содержания муниципального служащего в Самарской области. Размер доплаты увеличивается не более, чем на 3% среднемесячного денежного содержания муниципального служащего в Самарской области за каждый полный год стажа муниципальной службы в Самарской области свыше 15 лет. При этом сумма трудовой пенсии и доплаты к ней не может превышать 75 % среднемесячного денежного содержания (оплаты труда) муниципального служащего в Самарской области. Таким образом, порядок установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления <адрес>, определённый Собранием представителей Безенчукского района от 11 апреля 2005 года №49 « О внесении изменений в Постановление собрания представителей Безенчукского района №217 от 04.12.2003г. « Об утверждении порядка установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в исполнительных органах местного самоуправления Безенчукского района и Положением о мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан», принятого Собранием представителей м.р. Безенчукский Самарской области решением №252 от 14.07.2006г., закону не противоречит. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в ряде Определений по вопросу уменьшения доплат к трудовой пенсии государственных служащих, такое уменьшение не ухудшает положение граждан. Так, в Определении от 28.05.09г. № 698-О-О Конституционный Суд РФ указал, что Конституция РФ, гарантируя каждому. ..социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции федерального законодателя (статья 39, часть 2). В соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» для муниципальных служащих предусмотрена гарантия в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет (подпункт 5 пункта 1 статьи 23). Указанное пенсионное обеспечение в силу пункта 1 статьи 24 названного Федерального закона, предусматривающего распространение в полном объеме на муниципального служащего прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения, осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления и по своей правовой природе, так же как и доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим, является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов. Законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения (в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет) к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, в том числе, корректировать правила исчисления таких выплат исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей, и такое изменение, осуществленное с учетом конституционных принципов равенства и социальной справедливости, право граждан на социальное обеспечение не нарушает. Данная правовая позиция, как указал Конституционный Суд РФ, с учетом одинаковой юридической природы дополнительного пенсионного обеспечения для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих, в полной мере применима к изменению правового регулирования дополнительных пенсионных выплат, устанавливаемых муниципальным служащим. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ответчик, определяя порядок установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Безенчукского района Постановлением от 11 апреля 2005 года №49 « О внесении изменений в Постановление собрания представителей Безенчукского района №217 от 04.12.2003г. «Об утверждении порядка установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в исполнительных органах местного самоуправления Безенчукского района и Положением о мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан», принятого Собранием представителей м.р. Безенчукский Самарской области решением №252 от 14.07.2006г., реализовал права, предусмотренные Бюджетным кодексом РФ, на самостоятельное определение направления расходования средств своего бюджета и исполнение своих расходных обязательств за счёт собственных доходов, исходя из возможностей бюджета. Принимая во внимание, что изменение размера доплаты к пенсии муниципальным служащим представительный орган муниципального района Безенчукский, как следует из содержания Постановления №49 от 11.04.2005г., обосновал дефицитом бюджета, суд считает, что такое уменьшение не ухудшает положение истицы и не нарушает ее прав на пенсионное обеспечение. Доводы истицы о том, что доплата к пенсии ей не может быть уменьшена, поскольку ее размер был установлен ранее принятия названных актов, противоречат действующему законодательству. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд РЕШИЛ: Исковые требования Юдиной ФИО9 к администрации муниципального района Безенчукский Самарской области о перерасчете надбавки к государственной пенсии, взыскании недоплаты к государственной пенсии, судебных расходов оставить без удовлетворения в полном объёме. Полный текст решения изготовлен 31 октября 2011 года Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Безенчукский районный суд в течение 10 дней. Судья Безенчукского районного суда М.Ю.Штырлина