решение по гражданскому делу



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Безенчук 12 декабря 2011 года

Безенчукский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи ГЛАДКОВА Е.С. – единолично,

при секретаре МИКРЯКОВОЙ Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Маркиной ФИО13 и Маркиной ФИО48 к Калининой ФИО15 о признании договора действительным и состоявшимся, выделе в натуре части жилого дома и признании права собственности на часть жилого дома,

установил:

Маркина Г.А. и Маркина Н.В. обратились в Безенчукский районный суд с иском к Калининой И.И. о признании договора действительным и состоявшимся, выделе в натуре части жилого дома и признании права собственности на часть жилого дома, указав, что по договору мены от ДД.ММ.ГГГГ они стали собственниками квартиры, расположенной в <адрес>. Переход права на данное жилое помещение не был зарегистрирован ни в БТИ, ни в регистрационной палате. С 1997 года Маркина Г.А. и Маркина Н.В. проживают в указанном жилом помещении, которому постановлением Осинской поселковой администрации от ДД.ММ.ГГГГ был присвоен адрес: <адрес>. Принадлежащая им квартира располагается в одноэтажном жилом доме и фактически является частью жилого дома, так как это самостоятельное жилое помещение, имеющее отдельный вход, изолированные жилые комнаты и подсобные помещения, что подтверждается техническим паспортом, изготовленным Безенчукским филиалом ГУП СО «ЦТИ».

Собственником другой квартиры в данном жилом доме по <адрес> является Калинина И.И., чья квартира также является самостоятельным жилым помещением с отдельным входом, изолированными жилыми комнатами. Наличие двух обособленных жилых частей в доме при отсутствии общих помещений не позволяет признать такой дом многоквартирным (двухквартирным). Части индивидуальных жилых домов, как самостоятельные объекты недвижимости, могут находиться в собственности разных лиц, в так называемых домах на «двух хозяев» в сельской местности.

Принципиальное различие квартир и частей домов заключается в наличии права общей долевой собственности на земельный участок, в особых правилах содержания и эксплуатации. В связи с этим, у Маркиных возникла необходимость в выделе в натуре части жилого дома и в переводе квартиры в часть жилого дома с признанием права собственности на часть жилого дома, а не на квартиру.

Жилой дом фактически разделен на две части, каждый владеет, пользуется и распоряжается своей частью дома самостоятельно. Соседи, не предъявляют к Маркиной Г.А. и Маркиной Н.В. никаких претензий по поводу использования части жилого дома и земельного участка.

При оформлении государственной регистрации на земельный участок было установлено, что договор мены от ДД.ММ.ГГГГ юридической силы не имеет, так как не прошел регистрацию в органах технической инвентаризации, которые осуществляли функции регистрации до образования и действия регистрационной палаты, то есть до ДД.ММ.ГГГГ и для того, чтобы осуществить государственную регистрацию в настоящее

время Маркиным необходимо через суд признать договор действительным и состоявшимся, признать право собственности на жилое помещение, принадлежащее им согласно договора мены.

Договор Маркиной Г.А. и Маркиной Н.В. с ФИО3 и ФИО4 фактически состоялся, так как Маркины передали ФИО11 жилое помещение, указанное в договоре, а ФИО11 передали земельный участок и квартиру, которыми Маркины пользуются с 1997 года, обрабатывают земельный участок и будучи зарегистрированными, проживают в приобретенном жилом помещении.

На основании изложенного Маркина Г.А. и Маркина Н.В. просят суд признать договор мены, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Маркиной ФИО16, Маркиной ФИО46 и ФИО3 и ФИО4 действительным и состоявшимся, выделить Маркиной ФИО18 и Маркиной ФИО45 в натуре часть жилого дома, общей площадью 62,7 кв.м., жилой площадью 39,2 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> признать за Маркиной ФИО20 и Маркиной ФИО44 право общей долевой собственности на часть жилого дома, общей площадью 62,7 кв.м., жилой площадью 39,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

В судебном заседании Маркина Г.А. и Маркина Н.В. свое исковое заявление поддержали по изложенным основаниям в полном объеме и просили суд удовлетворить их исковые требования.

Ответчик Калинина И.И. в судебном заседании исковые требования Маркиных признала в полном объеме и не возражала против их удовлетворения, о чем написала заявление.

Представитель заинтересованного лица ГУП СО «ЦТИ» в лице директора Степаненко В.Н. в судебное заседание не явилась, направила ходатайство о рассмотрении гражданского дела в ее отсутствие, указав, что исковые требования Маркиных поддерживает.

Суд, заслушав мнение сторон, изучив материалы гражданского дела, находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что по договору мены от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Маркиной Г.А. действующей от своего имени и от имени своей несовершеннолетней дочери Маркиной Н.В. и ФИО4 и ФИО3 Маркины стали собственниками квартиры, расположенной в <адрес>. Переход права на данное жилое помещение не был зарегистрирован ни в БТИ, ни в регистрационной палате. С 1997 года Маркина Г.А. и Маркина Н.В. проживают в указанном жилом помещении, которому постановлением Осинской поселковой администрации от ДД.ММ.ГГГГ был присвоен адрес: <адрес>. Принадлежащая им квартира располагается в одноэтажном жилом доме и фактически является частью жилого дома, так как это самостоятельное жилое помещение, имеющее отдельный вход, изолированные жилые комнаты и подсобные помещения, что подтверждается техническим паспортом, изготовленным Безенчукским филиалом ГУП СО «ЦТИ».

Договор Маркиной Г.А. и Маркиной Н.В. с ФИО3 и ФИО4 фактически состоялся, так как Маркины передали ФИО11 жилое помещение, указанное в договоре, а ФИО11 передали земельный участок и квартиру, которыми Маркины пользуются с 1997 года, обрабатывают земельный участок и, будучи зарегистрированными, проживают в приобретенном жилом помещении.

Согласно указанного договора, общая площадь квартиры составляет 62,6 кв.м., а жилая площадь – 39,2 кв.м. В соответствии с техническим паспортом, изготовленным ГУП СО «ЦТИ» ДД.ММ.ГГГГ, общая площадь жилого дома составляет 62,7 кв.м, а жилая площадь – 39,2 кв.м.

В соответствии с п.2 ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В соответствии со ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

В соответствии со ст. 25 ЖК РФ перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения; переустройство жилого помещения представляет собой установку электрического и другого оборудования, требующее внесение изменений в технический паспорт жилого помещения.

В соответствии с ч.4 ст. 29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если это не нарушает права и законные интересы граждан, либо это не создает угрозу их жизни и здоровью.

Согласно справки, выданной на основании Постановления Осинской поселковой администрации от ДД.ММ.ГГГГ «О присвоении наименований улицам и установлении нумераций домов в сельских населенных пунктах Осинской поселковой администрации» от ДД.ММ.ГГГГ , вышеуказанному жилому помещению присвоен адрес: <адрес>.

В связи с изложенным, суд полагает, что поскольку перепланировкой и реконструкцией жилого помещения по адресу: <адрес> не нарушены права и законные интересы граждан и это не создаёт угрозу их жизни и здоровью, жилое помещение может быть сохранено в перепланированном состоянии. Суд считает возможным принять признание иска ответчиком, поскольку признание иска не противоречит закону и при этом не нарушены права и законные интересы третьих лиц.

В соответствии со ст. 16 ЖК РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

В соответствии с ч.1 ст.252 ГК РФ имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними. При не достижении соглашения участниками долевой собственности о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них участник долевой собственности вправе в судебном порядке требовать выдела в натуре своей доли из общего имущества.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Маркиной ФИО22 и Маркиной ФИО43 удовлетворить в полном объеме.

Признать договор мены, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Маркиной ФИО24, Маркиной ФИО25 и ФИО3 и ФИО4 действительным и состоявшимся.

Выделить Маркиной ФИО26 и Маркиной ФИО27 в натуре часть жилого дома, общей площадью 62,7 кв.м., жилой площадью 39,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Признать за Маркиной ФИО28 и Маркиной ФИО29 право общей долевой собственности на часть жилого дома, общей площадью 62,7 кв.м., жилой площадью 39,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия в Самарский областной суд через Безенчукский районный суд.

СУДЬЯ ГЛАДКОВ Е.С.