РЕШЕНИЕ Именем Российской федерации 13 декабря 2011 года п..Безенчук Безенчукский районный суд Самарской области В составе: Председательствующей Каткасовой И.В. При секретаре Якимовой М.С. Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самарского областного общественного учреждения «Комитет по защите прав потребителей» в интересах неограниченного круга лиц к Администрации муниципального района Безенчукский «Об отмене части Постановления главы Муниципального района Безенчукский, Самарской области от 16 декабря 2010 года № 1300 «О применении предельной стоимости (тарифа) по коммунальным услугам для граждан, проживающих в муниципальном районе». УСТАНОВИЛ: Самарское областное общественное учреждение «Комитет по защите прав потребителей» в интересах неограниченного круга лиц обратилось в суд с заявлением об оспаривании положений, содержащихся в п.1.1 п.1 постановления администрации м.р. Безенчукский Самарской области от 16 декабря 2010 г. N 1300, которым утверждены и введены в действие с 1 января 2011 г. тарифы для граждан за отопление в п. Безенчук, Осинки, крпасносёлки, п. Дружба, д. Сосновка в размере 1262 руб.50 коп. за 1 Гкал ( с НДС) в части превышения указанного тарифа над предельным индексом изменения размера платы граждан за тепловую энергию по Самарской области в 2011 году. Заявленные требования истец обосновал тем, что введение в действие оспариваемыми нормами с 1 июля 2011 тарифа за отопление произведено с нарушением требований федерального законодательства, регулирующего порядок установления размера платы за коммунальные услуги. При этом истец сослался на то, что приказом Федеральной службы по тарифам от 07 октября 2010 года N 244-э/2 во исполнение Федерального закона от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» были утверждены на 2011 г., установлена максимальная величина роста тарифа на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам РФ на 2011 год- по Самарской области 115%. По мнению истца, рост тарифа за отопление по сравнению с декабрем 2010 года в м.р. Безенчукский составил 115, 825%%, что превышает предельный индекс максимально возможного изменения тарифов на тепловую энергию по Самарской области на 2011 г., установленный в размере 115%. Истец полагает, что увеличение платы (тарифов), не соответствующее федеральному законодательству, влечет за собой нарушение прав граждан Безенчукского района по оплате отопления в размерах, превышающих предельно допустимые индексы изменения платы (тарифов), определенные Федеральной службой по тарифам. В судебном заседании, представитель истца Борщёв А.А. поддержал исковые требования по изложенным основаниям и просил отменить действие Постановления главы Муниципального района Безенчукский, Самарской обл. от 16 декабря 2010 года № 1300, в части стоимости одной Гкал в сумме 1262 руб. 50 коп. как противоречащий законодательству РФ и обязать Администрацию муниципального района Безенчукский Самарской области внести изменение в Постановление Муниципального района Безенчукский, Самарской обл. от 16 декабря 2010 года № 1300, с указанием стоимости одной Гкал на 2011 год по газовым котельным по всему Безенчукскому району в размере 1253 руб. 50 коп., что соответствует законодательству РФ и применялось в муниципальном районе Безенчукский с 01.01.2011 г. по 30.06.2011 г. включительно. В остальной части Постановление главы Муниципального района Безенчукский от 16 декабря 2010 года № 1300 оставить без изменения. Представитель ответчика Аникина О.Н. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявления, сославшись на то, что оспариваемые нормы постановления администрации м.р. Безенчукский №1300 от 16 декабря 2010 года « О применении предельной стоимости (тарифа) по коммунальным услугам для граждан. проживающих в муниципальном районе Безенчукский на 2011 год» не противоречат нормам федерального законодательства. Приказом ФСТ РФ от 07.10.2010 N 244-Э/2 установлены предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям на 2011 год, в среднем по Самарской области в размере 115%. Приказом УГРЭиК по Самарской области от 26.11.2010 года № 61 утверждён тариф на тепловую энергию для потребителей ЗАО «КоммунЭНЕРГО» в размере 1 414, 82 рублей за 1 Гкал с учётом НДС, в 2010 году Приказом УГРЭиК от 10.09.2010 года № 40 был установлен тариф на тепловую энергию в размере 1 250, 8 рублей за 1 Гкал с учётом НДС. Рост составил 113,1%. и данные тарифы являются предельными максимальными тарифами и не могут быть превышены. Размер платы граждан за 1 кв.м. рассчитывается исходя из норматива расхода тепловой энергии установленного постановлением Собрания представителей Безенчукского района от 26.12.2001 № 108 - 0,02 Гкал на 1 кв.м. общей площади. 2010 год: 1250,8*0,02=25,02 руб. за 1 кв.м. 2011 год: 1414,82*0,02=28,30руб. за 1 кв.м. Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" вводятся следующие понятия: предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги с учетом соотношения платы граждан за коммунальные услуги и затрат на оказание коммунальных услуг. Оба эти индекса устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по муниципальным образованиям. В соответствии с п.2 статьи 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ (ред. от 04.06.2011) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации» предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по муниципальным образованиям с учетом соотношения платы граждан за коммунальные услуги и затрат на оказание коммунальных услуг. Постановлением Правительства Самарской области от 27.10.2010 N 523 установлен предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги и предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса по муниципальным образованиям Самарской области на 2011 год в размере 115%. В соответствии с пунктом 5 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" в случае, если увеличение размера платы граждан за коммунальные услуги превышают установленные для соответствующего муниципального образования предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, размер платы граждан за коммунальные услуги должен быть приведен в соответствие с указанными индексами в течение одного календарного месяца с даты вступления в силу решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об установлении указанных индексов. В соответствии с пунктом 4 статьи 154 Жилищного кодекса плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Постановления администрации муниципального района Безенчукский от 16.12.2010 года № 1300 и от 19.03.2010 года № 294 устанавливают тарифные ставки на отопление и горячее водоснабжение и направлены в конечном итоге на ограничение роста индексов максимально возможного изменения платы граждан. Тарифные ставки устанавливаются разными по муниципальным образованиям и не превышают тарифные ставки, установленные приказами УГРЭиК Самарской области. Ежемесячно в ФСТ России администрацией муниципального района Безенчукский направляется шаблон, в котором производится расчёт по каждому городскому и сельскому поселению Безенчукского района. В феврале 2011 года в администрации муниципальногорайона Безенчукский проводилась проверка министерством строительства и ЖКХ Самарской области на основании постановления Правительства Самарской области от 23.07.2007 года № 467 «Об утверждении Правил осуществления государственного контроля за установлением, изменением и применением предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги» в результате которой установлен факт соблюдения предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в размере 115%. Считает, что истцом пропущен установленный ст. 256 ГПК РФ трёхмесячный срок для подачи заявления в суд об оспаривании Постановления. Представитель ответчика, действующий на основании доверенности Аникин В.В. исковые требования не признал, указывая, что общий рост тарифов на коммунальные услуги: вода, водоотведение, тепло не должен превышать 115%. Задача принятого Постановления главы Муниципального района Безенчукский, Самарской области от 16 декабря 2010 года № 1300 «О применении предельной стоимости (тарифа)по коммунальным услугам для граждан, проживающих в муниципальном районе Безенчукский на 2011 год» - оградить рост стоимости коммунальных услуг выше 115%. Все нормативные акты подвергались проверке и нарушений не было выявлено. Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования Самарского областного общественного учреждения « Комитет по защите прав и свобод потребителей» не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что на основании Постановления администрации муниципального района Безенчукский Самарской области №1300 от 16 декабря 2010 года, исполнителям коммунальных услуг установлено применять в 2011 году тариф для расчёта платы для граждан за отопление и в п. Безенчук, п. Осинки, с. Красносёлки, п. Дружба, п. Сосновка за отоплением в размере 1262 руб.59 коп за 1Гкал (с НДС) /л.д.17/. Согласно ч. 3 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации). Согласно ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). В силу ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), в порядке, установленном федеральным законом. В соответствии с п.п. 7 п.2 ст.5 и п.20 ст.2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" органы местного самоуправления муниципальных образований устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к ним в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования. Предельные индексы - это устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к ним, действующих на конец текущего финансового года. С учетом указанных норм суд полагает, что в силу ст. ст. 154 и 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Устава Безенчукского района коммунальные услуги, включая услуги отопления, утверждаются администрацией Безенчукского района, в связи с чем, суд приходит к выводу что оспариваемые нормы Постановления №1300 от 16 декабря 2010года администрации Безенчукского района установлены в рамках компетенции определенной законодательством. Федеральным законом от 26 декабря 2005 г. N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в ред. ФЗ от 29.12.2006г. №258-ФЗ и от 27.07.2010г. №237-ФЗ) установлено, что размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с законом. Предельные минимальные и (или) максимальные индексы - устанавливаемые по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы минимально и (или) максимально возможного изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, действующих на конец текущего финансового года (далее также - предельные индексы). Предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по муниципальным образованиям с учетом соотношения платы граждан за коммунальные услуги и затрат на оказание коммунальных услуг. Постановлением Правительства Самарской области от 27 октября 2010 года №523, установлен предельный индекс изменения размеры платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Самарской области на 2011 год в размере 115% /л.д.79/. Предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются при неизменном наборе и объеме потребляемых услуг. При применении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги не подлежит учету разница в размере платежей, возникающая вследствие изменения объема предоставления гражданам льгот и субсидий в соответствии с законодательством. Основы формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанных норм Федерального закона приказом Федеральной службы по тарифам от 07 октября 2010 г. N 244-э/2 (зарегистрировано в Минюсте России 28 октября 2010 г., регистрационный N 18851) было принято, тарифное решение на 2011г.- согласно которого установлены предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергосберегающими организациями потребителям в среднем по субъектам Российской Федерации на уровне, определяемом исходя из максимальной величины роста тарифов на 2011 год в соответствии с приложением к указанному приказу и среднего тарифа по субъекту РФ, рассчитанного исходя из тарифов, действовавших для энергосберегающих организаций по состоянию на 31.12.2010 года - для Самарской области максимальная величина роста составляет 115% /л.д.21-22/. Приказом УГРЭиК по Самарской области от 26.11.2010 года № 61 утверждён тариф на тепловую энергию для потребителей ЗАО «КоммунЭНЕРГО» в размере 1 199 рублей за 1 Гкал без НДС, с НДС -18% тариф составляет 1414 руб.82 коп./л.д.73-74/, в 2010 году Приказом УГРЭиК Самарской области от 10.09.2010 года № 40 был установлен тариф на тепловую энергию в размере 1 060 рублей за 1 Гкал без НДС, соответственно с НДС-18% составлял 1250 руб.80 коп. Таким образом экономически обоснованным тарифом организаций коммунального комплекса для населения составляет 1414 руб. 82 коп. ( с НДС), рост тарифа составил 113, 1%, в то время как тариф для населения согласно оспариваемого Постаовления составил 1262 руб.50 коп. Анализируя изложенное, суд пришёл к выводу о том, что установленные в приложении максимальные уровни тарифов на тепловую энергию имеют иной предмет регулирования и не тождественны предельным индексам изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. Следовательно, предельные максимальные уровни тарифов, установленные в приложении, не могут приниматься при определении размеров платы граждан за жилое помещение и платы граждан за коммунальные услуги, и в этой связи довод истца о несоответствии оспариваемой нормы постановления Администрации м.р. Безенчукский Самарской области от 15 декабря 2010 г. N 1300 требованиям законодательства является несостоятельным. Суд считает, что, предельно возможные индексы роста размера платы граждан за услуги организаций коммунального комплекса относятся ко всем видам коммунальных услуг, а именно: водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отоплению (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) - в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Жилищным кодексом Российской Федерации. Таким образом, рост размера платы граждан по каждому виду жилищных и коммунальных услуг и в разных муниципальных образованиях может составить величину, отличную (большую или меньшую) от утвержденных предельных индексов. Следовательно, для определения соотношения прежней (в 2010 г.) и новой (в 2011 г.) цены за коммунальные услуги в рамках предельного индекса роста размера платы необходимо учитывать размер платы граждан по всем видам коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставка бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставка твердого топлива при наличии печного отопления). Рост размера платы граждан по каждому виду жилищных и коммунальных услуг и в разных муниципальных образованиях может составить величину, отличную (большую или меньшую) от утвержденных предельных индексов. Однако рост совокупного платежа каждого гражданина по сумме жилищных и сумме коммунальных услуг не может превышать утверждённого индекса. Так, в Безенчукском районе на октябрь 2011 года среднее изменение платы по всем видам коммунальных услуг к декабрю 2010 года составлял- 114, 952% /л.д.68-69/. С учетом этого суд полагает, что соотношение размера платы граждан Безенчукского района по всем видам коммунальных услуг не превышает предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги установленного в Самарской области. Порядок принятия и издания оспариваемого постановления администрации м.р. Безенчукский Самарской области не противоречит положению ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей", и п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, поскольку обязанность информировать об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг возложена на исполнителя. Кроме того, Правила предоставления коммунальных услуг гражданам регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг. С учетом изложенного суд пришёл к выводу, о том, что установление оспариваемыми нормами постановления администрации м.р. Безенчукский №1300 от 16 декабря 2010 года размера платы граждан за отопление осуществлено в рамках компетенции администрации м.р. Безенчукский, в соответствии с предельными индексами изменения платы за коммунальные услуги, установленными для Самарской области Федеральной службой по тарифам, не противоречит нормам федерального законодательства, и не влечет за собой нарушений прав и гарантированных Конституцией Российской Федерации свобод граждан Безенчукского района. На основании изложенного и руководствуясь ст.191-198 ГПК РФ РЕШИЛ: Исковые требования Самарского областного общественного учреждения «Комитет по защите прав потребителей» в интересах неограниченного круга лиц к Администрации муниципального района Безенчукский «Об отмене части Постановления главы Муниципального района Безенчукский, Самарской области от 16 декабря 2010 года № 1300 «О применении предельной стоимости (тарифа)по коммунальным услугам для граждан, проживающих в муниципальном районе» оставить без удовлетворения в полном объёме. Полный текст решения изготовлен 19 декабря 2011 года. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Безенчукский районный суд в течении 10 дней. Председательствующий И.В. Каткасова
Рост составил 113, 1%.