решение по гражданскому делу



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос.Безенчук 14 декабря 2011г.

Судья Безенчукского районного суда Самарской области Штырлина М.Ю.

С участием помощника прокурора Безенчукского района Валюткиной С.Ш.

при секретаре Керженцевой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Безенчукского района в интересах неопределенного круга лиц и граждан о возложении обязанности на МУП «ЭкоСервис» разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, оформить лицензию на обращение (транспортировку) с отходами,

установил:

Прокурор Безенчукского района обратился в суд с вышеназванным иском в интересах неопределенного круга лиц и граждан, указывая, что в ходе проведенной прокуратурой Безенчукского района проверки установлено, что МУП «ЭкоСервис» нарушает законодательство о местном самоуправлении и права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, экологию.

МУП «ЭкоСервис» муниципального района Безенчукский Самарской области согласно Устава, утвержденного распоряжением администрации муниципального района Безенчукский Самарской области от 24.12.2010 №516, создано для выполнения работ, производства продукции, оказании услуг для выполнения районных социально-экономических заказов, удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли (п.3.1). Для достижения указанных целей предприятие осуществляет следующие виды деятельности: оказание населению и организациям всех форм собственности услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов; транспортировка, утилизации и переработке бытовых отходов; уборке территории, и другие. В ведении МУП «ЭкоСервис» находится объект утилизации отходов - свалка. При этом установлено, что в МУП «ЭкоСервис» не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не оформлена лицензия на обращение (транспортировку) с отходами.

В соответствии с п. 1 ст. 18 ФЗ от 24 июня 1998 г. "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Пункт 3 ст. 18 ФЗ устанавливает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Статья 24 ФЗ от 10 января образования отходов и лимитов на их размещение. Статья 24 ФЗ от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" устанавливает, что нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В соответствии с п.79 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности подлежит лицензированию.

В связи с изложенным прокурор просил обязать МУП «ЭкоСервис» разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, оформить лицензию на обращение (транспортировку) с отходами.

В судебном заседании помощник прокурора Безенчукского района Валюткина С.Ш. поддержала исковые требовании в полном объеме по вышеизложенным основаниям.

Представитель ответчика МУП «ЭкоСервис» Шпагин С.К., действующий по доверенности, исковые требования прокурора в части получения лицензии на осуществление деятельности, связанной с обращением (транспортировкой) с жидкими бытовыми отходами и твердыми бытовыми отходами не признал, требования о возложении обязанности разработать проект нормативов образования в МУП «ЭкоСервис» отходов и лимитов на их размещение признал, пояснив в судебном заседании, что согласно Устава МУП «Экосервис» осуществляет прием и транспортировку жидких бытовых отходов от населения. Лицензия на данный вид деятельности в соответствии с законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности не требуется. Деятельность по общению с твердыми бытовыми отходами МУП «ЭкоСервис» с 01.11.2011 года не осуществляет, поскольку соглашением от 31.10.2011г., заключенным между МУ КУМИ Безенчукского района и МУП «ЭкоСервис», договор аренды от 20.05.2011 года земельного участка площадью 110874 кв.м из земель населенных пунктов под свалкой, был расторгнут, свалка в ведении МУП «ЭкоСервис» не находится. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в МУП «ЭкоСервис» отсутствует, 12.09.2011г. в ООО «Самарский экологический аудит» МУП «ЭкоСервис» направлено письмо с просьбой разработать соответствующий проект, заключен договор на выполнение указанных работ.

Выслушав помощника прокурора, участвующего в деле, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В силу ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основными принципами охраны окружающей среды является соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В соответствии с п. 1 ст. 18 ФЗ от 24 июня 1998 г. "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Пункт 3 ст. 18 ФЗ устанавливает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Статья 24 ФЗ от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" устанавливает, что нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

Принимая во внимание, что в МУП «ЭкоСервис» до настоящего времени отсутствует проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что не отрицал в судебном заседании представитель ответчика, работы по разработке проекта заказаны ответчиком (письмо в ООО «Самарский экологический аудит» от 12.9.2011г. №19), но их результаты не получены, суд удовлетворяет исковые требования прокурора о возложении на МУП «ЭкоСервис» обязанности разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Исковые требования в части возложения на МУП «Экосервис» обязанности получить лицензию на обращение с отходами удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В соответствии с п.79 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности подлежит лицензированию.

Согласно Устава, утвержденного распоряжением администрации муниципального района Безенчукский Самарской области от 24.12.2010 №516, МУП «ЭкоСервис» вправе осуществлять следующие виды деятельности: оказание населению и организациям всех форм собственности услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов; транспортировка, утилизации и переработке бытовых отходов; уборке территории и др.

Постановлением администрации муниципального района Безенчукский №765 от 20.05.2011г. МУП «ЭкоСервис» был предоставлен в аренду на срок 11 месяцев земельный участок из земель населенных пунктов под объектом - свалкой, площадью 110874 кв.м. кадастровый номер , расположенный по адресу: <адрес> (л.д.24). 20.05.2011г. между МУ КУМИ Безечукского района и МУП «ЭкоСервис» был заключен договор аренды указанного земельного участка (л.д. 25-28).

В судебном заседании установлено, что соглашением от 31.10.2011г., заключенным между МУ КУМИ Безенчукского района и МУП «ЭкоСервис», договор аренды от 20.05.2011 года земельного участка площадью 110874 кв.м из земель населенных пунктов под свалкой, был расторгнут.(л.д.40), т.е. в настоящее время ответчик не ведет деятельность по обращению с твердыми бытовыми отходами, в связи с чем оснований для возложения обязанности в получении лицензии на данный вид деятельности не имеется.

Судом из пояснений представителя ответчика, а также представленных им документов, установлено, что МУП «ЭкоСервис» предоставляет услуги населению Безенчукского района по приему, вывозу и транспортировке жидких бытовых отходов из выгребных ям (л.д.39, 41-49).

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.

Согласно федерального классификационного каталога отходов, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 01.12.2002г. №786 для жидких отходов очистных сооружений, в т.ч., отходов (осадков) из выгребных ям и хозяйственно-бытовых стоков класс опасности не устанавливается, в связи с чем деятельность на обращение с данным видом отходов в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» не лицензируется.

Принимая во внимание изложенное, суд отказывает в удовлетворении исковых требований прокурора Безенчукского района к МУП «ЭкоСервис» о возложении обязанности получить лицензию на обращение с отходами.

На основании изложенного и руководствуясь, ст. 191-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Безенчукского района удовлетворить частично.

Обязать МУП «ЭкоСервис» разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, оформить лицензию на обращение (транспортировку) с отходами.

В удовлетворении исковых требований прокурора Безенчукского района к МУП «ЭкоСервис» о возложении обязанности получить лицензию на обращение с отходами отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его вынесения в Самарский областной суд через Безенчукский районный суд.

СУДЬЯ М.Ю.ШТЫРЛИНА