решение по гражданскому делу



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 января 2012 года пос.Безенчук

Судья Безенчукского районного суда Самарской области Штырлина М.Ю.

при секретаре Керженцевой Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Глубоковой Г.В. к Матвееву В.П., Матвеевой О.В., Управлению федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области о признании договора дарения дома и земельного участка недействительным, применении последствий недействительности сделки, признании недействительной записи о государственной регистрации права Матвеева В.П. на жилой дом и земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Глубокова Г.В. обратилась в суд с иском к Матвееву В.П., Матвеевой О.В., Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании договора дарения жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, заключенного Матвеевым В.П. с Матвеевой О.В., недействительным, признании недействительной записи о государственной регистрации права Матвеевой О.В. на жилой дом и земельный участок, признании недействительной записи о государственной регистрации права собственности Матвеева В.П.на жилой дом по вышеуказанному адресу.

В судебном заседании представитель Глубоковой Г.В. по доверенности Игнатова С.А. поддержала исковые требования, уточнила их, указывая, что решением Безенчукского районного суда от 29.10.2010 года, вступившим в законную силу 07.02.2011г., жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, возведенный на части земельного участка площадью 33 кв.м., принадлежащего Глубоковой Г.В., признан самовольной постройкой, на Матвеева В.П. возложена обязанность освободить часть земельного участка площадью 33 кв.м., принадлежащего Глубоковой Г.В., от жилого дома по адресу: <адрес>, неправомерно возведенного на части земельного участка, принадлежащего Глубоковой Г.В. путем его сноса, установлена граница между земельным участком Глубоковой Г.В., расположенным по адресу: <адрес> и земельным участком Матвеева В.П., расположенным по адресу: <адрес>, по точкам 8,9,13 с координатами согласно плана установления границ от 20.10.2010г., выполненного ООО «Геостат», устранив препятствия Глубоковой Г.В. в пользовании принадлежащим ей земельным участком. На ФГУ «Земельная кадастровая палата Самарской области» возложена обязанность исключить запись о государственном кадастровом учете изменений сведений о земельном участке с кадастровым номером площадью 897 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>.

В постановлении о возбуждении исполнительного производства от 19.04.2011г. судебным приставом-исполнителем Матвееву В.П. предписано немедленное исполнение решения суда. Однако ответчик, злостно уклонившись от исполнения решения суда, передал право собственности на вышеуказанные земельный участок и дом, заключив ДД.ММ.ГГГГ со своей дочерью Матвеевой О.В. договор дарения дома и земельного участка, что послужило основанием для внесения записи о регистрации права собственности на указанные объекты за Матвеевой О.В.

Данный договор является ничтожной сделкой, т.к. жилой дом в <адрес>, возведенный на части земельного участка, принадлежащего Глубоковой Г.В., признан самовольной постройкой. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности, соответственно, Матвеев В.П. не имел права распоряжаться домом, заключив сделку. Решением суда от 29.10.2010г. установлено, что местоположение границ земельного участка по <адрес> в <адрес> было проведено Матвеевым В.П. с нарушением закона, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Самарской области исключена запись о государственном кадастровом учете изменений сведений о данном земельном участке площадью 897 кв.м, следовательно Матвеев В.П. не вправе был заключать договор дарения земельного участка площадью 897 кв.м. Несмотря на это, Управление Росреестра произвело действия по регистрации сделки вопреки решению суда от 29.10.2010 года и в нарушение требований об обязательности судебного постановления (акта) в силу ч. 1 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1 «О судебной системе Российской Федерации», ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, ч. 1 ст. 16 АПК РФ и в нарушение прав Глубоковой Г.В.

В связи с тем, что сделка, не соответствующая закону или иному правовому акту, ничтожна, просила признать недействительным договор дарения жилого дома площадью 141,7 кв.м и земельного участка с кадастровым номером площадью 897 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ номер регистрации , применить последствия недействительности сделки путем возврата сторонами всего полученного по сделке, признать недействительной запись о государственной регистрации права собственности Матвеевой О.В. на жилой дом общей площадью 141,7 кв.м. и земельный участок с кадастровым номером площадью 897 кв.м., расположенным по адресу: <адрес> и внести соответствующие изменения в ЕГРП; признать недействительной запись о государственной регистрации права собственности Матвеева В.П. от ДД.ММ.ГГГГ на жилой дом общей площадью 141,7 кв.м. по адресу: <адрес> недействительной и внести соответствующие изменения в ЕГРП.

Представитель ответчиков Матвеева В.П., Матвеевой О.В. по доверенности Бегеба А.А., исковые требования Глубоковой Г.В. не признали, пояснив, что решением суда от 29.10.2010 года Глубоковой Г.В. было отказано в признании несоответствующим закону постановления об утверждении акта государственной комиссии о вводе в эксплуатацию жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ , являющегося документом-основанием для государственной регистрации права собственности Матвеева В.П. на указанный жилой дом. Согласно ч.1 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Действия Матвеева В.П. по заключению договора дарения полностью соответствую закону, так как он распорядился принадлежащим ему имуществом. Следствием судебных процессов в 2010-2011 г.г., инициированных Глубоковой Г.В., стало серьезное ухудшение состояния здоровья Матвеева В.П., в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ он был направлен в Самарский областной клинический кардиологический диспансер. Согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ, Матвееву В.П. поставлен диагноз: гипертоническая болезнь 3 стадии, риск 4, что в соответствии с классификацией артериальной гипертензии, является очень высоким риском.

Опасаясь за свою жизнь, Матвеев В.П. распорядился своим имуществом, заключив договор дарения жилого дома и земельного участка со своей дочерью Матвеевой О.В.. Договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ соответствует закону и решению суда от 29.10.2010 года, выражает истинное волеизъявление сторон, направленное на переход права собственности на имущество, а не на уклонение от исполнения решения суда.

Требование Глубоковой Г.В. о признании недействительной записи о государственной регистрации права собственности Матвеева В.П. на жилой дом от ДД.ММ.ГГГГ было ранее рассмотрено судом и в его удовлетворении было отказано, в связи с чем производство по делу в указанной части подлежит прекращению в соответствии со статьей 220 ГПК РФ.

Ответчик Матвеев В.П.в судебном заседании 26.12.2011г. пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ заключил договор дарения жилого дома и земельного участка со своей дочерью Матвеевой О.В. в связи с ухудшением состояния своего здоровья, при этом не отрицал, что ему было известно о вступлении в законную силу 07.02.2011г. решения суда от 29.10.2010г., которое он обязан исполнить, но полагал, что указанное решение не препятствует ему для заключения сделки.

Представитель Управления федеральной службы гос. регистрации, кадастра и картографии по Самарской области по доверенности Найдовский П.Е. в судебное заседание не явился, в суд направил отзыв на исковое заявление, указав, что процессуальное положение Управления, как ответчика, не соответствует существу возникших правоотношений сторон по делу, поскольку Управление является органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Согласно Федеральному закону РФ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не может являться стороной правоотношений, связанных с владением и распоряжением недвижимым имуществом, т.к. не является собственником имущества, не несет материально-правовых обязанностей. Учитывая, что действия Управления не обжалуются, просил исключить Управление Росреестра из числа ответчиков и привлечь к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора.

По существу заявленных требований указал, что согласно сведениям ЕГРП жилой дом площадью 141.7 кв.м, и земельный участок с кадастровым площадью 897 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, были переданы Матвеевым В.П. в собственность Матвеевой О.В. на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации от ДД.ММ.ГГГГ Регистрация прав осуществляется исходя из представляемых на государственную регистрацию документов, являющихся основанием для государственной регистрации и предусмотренных ст. 17 Закона о регистрации. При проведении регистрационных действий регистрирующий орган исходит из презумпции добросовестности заявителя. В подобных случаях бремя ответственности за представление (непредставление) информации несет сам заявитель либо его представитель.

Признание решением суда недействительной сделки без указания правовых последствий недействительности сделки само по себе не может являться основанием для прекращения права собственности на объект недвижимости. В соответствии с абз.6 п,1 ст. 17 Закона о регистрации вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для государственной регистрации прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Представитель третьего лица, не заявляющего требования относительно предмета спора ФБУ «Кадастровая палата» по Самарской области в судебное заседание не явился, о причине неявки суд не известил, не просил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Суд, изучив материалы дела, заслушав стороны, приходит к следующему.

Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является признание оспоримой сделки недействительной, применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.

Согласно п.1 ст. 166,п.1 ст. 167 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным Гражданским кодексом РФ, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Недействительная сделка не влечет юридический последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

На основании ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не представляет иных последствий нарушения.

В соответствии со ст.572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или третьи лицами.

Судом установлено, что по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ Матвеев В.П. безвозмездно передал (подарил) Матвеевой О.В. в собственность земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 897 кв.м, категория: земли населенных пунктов, для личного подсобного хозяйства, кадастровый номер , а также жилой дом, расположенный на земельном участке общей площадью 141,7 кв.м., жилой площадью 19 кв.м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, о чем в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ

Из материалов дела следует, что решением Безенчукского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по иску Глубоковой Г.В. к Матвееву В.П., вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом общей площадью 141,7 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, возведенный на части земельного участка площадью 33 кв.м., принадлежащего Глубоковой Г.В., признан самовольной постройкой, что служит основанием для внесения записи в ЕГРП о прекращения права собственности на самовольную постройку. Решением суда на Матвеева В.П. возложена обязанность освободить часть земельного участка площадью 33 кв.м., принадлежащего Глубоковой Г.В., от жилого дома по адресу: <адрес>, неправомерно возведенного на части земельного участка, принадлежащего Глубоковой Г.В. путем его сноса. Согласно ст. 222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что передача Матвеевым В.П. по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ Матвеевой О.В. вышеуказанного жилого дома, часть которого находится на земельном участке истицы, и признана самовольной постройкой, совершена с нарушением закона.

Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ также установлено, что уточнение местоположения границ земельного участка по <адрес> в <адрес> было проведено Матвеевым В.П. с нарушением закона, в связи с чем ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Самарской области была исключена запись о государственном кадастровом учете изменений сведений о данном земельном участке площадью 897 кв.м, что подтверждается уведомлением органа кадастрового учета об исполнении решения суда. Согласно кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером ориентировочная площадь принадлежавшего Матвееву В.П. участка составляет 797 кв.м., следовательно Матвеев В.П. не вправе был заключать договор дарения в отношении земельного участка площадью 897 кв.м, расположенного по <адрес> в <адрес>. При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует требованиям закона, в соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов недействительна (ничтожна) и не влечет юридических последствий.

Согласно ч.2 ст. 166 ГК РФ требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом, суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе. Учитывая, что договор дарения земельного участка площадью 897 кв.м и расположенного на нем жилого дома общей площадью 141,7 кв.м по адресу: <адрес> является ничтожной сделкой, данная сделка не влечет правовых последствий, в связи с чем зарегистрированное на основании указанного договора право собственности Матвеевой О.В. на данные объекты недвижимости подлежит прекращению, что согласно п. 17 Правил ведения ЕГРП.(утв. Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998г.. №219) является основанием для погашения записи в ЕГРП о регистрации прав Матвеевой О.В. от ДД.ММ.ГГГГ

Суд считает заслуживающими внимания доводы Управления Росреестра по Самарской области о том, что Управление является ненадлежащим ответчиком по иску Глубоковой Г.В., поскольку в соответствии с Федеральным законом РФ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не может являться стороной правоотношений, связанных с владением и распоряжением недвижимым имуществом, не является собственником имущества, не несет материально-правовых обязанностей, в связи с чем в удовлетворении исковых требований Глубоковой Г.В. к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области следует отказать.

Производство по делу в части исковых требований Глубоковой Г.В. о признании недействительной записи о государственной регистрации права Матвеева В.П. на жилой дом общей площадью 141,7 кв.м по адресу: <адрес> прекращено судом на основании ст. 220 ГПК РФ, о чем вынесено отдельно определение.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Признать недействительным договор дарения жилого дома общей площадью 141,7 кв.м, жилой площадью 19 кв.м и земельного участка площадью 897 кв.м, категория: земли населенных пунктов, для личного подсобного хозяйства, кадастровый номер , расположенных по адресу: <адрес>, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Матвеевым ФИО10 и Матвеевой ФИО11.

Применить последствия недействительности сделки, прекратив право собственности Матвеевой ФИО12 на жилой дома общей площадью 141,7 кв.м, жилой площадью 19 кв.м и земельный участок площадью 897 кв.м, категория: земли населенных пунктов, для личного подсобного хозяйства, кадастровый номер , расположенные по адресу: <адрес>, и исключить запись о государственной регистрации прав Матвеевой ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ .

В удовлетворении исковых требований Глубоковой Г.В. к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Безенчукский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Полный текст решения изготовлен 20 января 2012 года.

СУДЬЯ М.Ю.ШТЫРЛИНА