решение по гражданскому делу



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.г.т. Безенчук 22 июня 2012 года

    Безенчукский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи ГЛАДКОВА Е.С. – единолично,

с участием пом. прокурора Безенчукского района НУРИЗЯНОВА Р.В.,

представителя ответчика ВЕДЯКИНОЙ К.В., предъявившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре ИВЧЕНКО Т.Н.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Безенчукского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения Безенчук муниципального района Безенчукский о возложении обязанности устранить нарушения пожарной безопасности в п. Сосновка,

У С Т А Н О В И Л:

    И.о. прокурора Безенчукского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в Безенчукский районный суд с иском к Администрации городского поселения Безенчук муниципального района Безенчукский о возложении обязанности устранить нарушения пожарной безопасности в п. Сосновка, указав, что прокуратурой Безенчукского района проведена проверка соблюдения администрацией городского поселения Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области требований законодательства о пожарной безопасности, в части готовности сил и средств, предназначенных для пожаротушения, к защите населения и территорий городского поселения Безенчук от пожаров, в ходе которой выявлены нарушения закона. В поселке Сосновка:

    1. Не оснащены территории общего пользования первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарем. (ППБ 01-03 п.3);

    2. Сети противопожарного водоснабжения не обеспечивают требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения, при уменьшении давления в сети ниже требуемого. (ППБ 01-03 п.89);

    3. Отсутствует свободный подъезд к гидранту . (ППБ 01-03 п.89);

    4. Крышки колодцев пожарных гидрантов , заблокированы замками. (ППБ 01-03 п.89);

    5. Не обеспечены противопожарные расстояния от границ застройки городского поселения (населенный пункт Сосновка) до лесного массива не менее 50 метров. (ППБ 01-03 п.3);

    Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.

    Данные Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

    Согласно п. 10 ППБ 01-03 руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

    Согласно ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

    Таким образом, администрацией городского поселения Безенчук не обеспечено право жителей населенных пунктов на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

    На основании и.о. прокурора Безенчукского района просит суд обязать администрацию городского поселения Безенчук муниципального района Безенчукский устранить в п. Сосновка нарушения требований пожарной безопасности, а именно: оснастить территории общего пользования первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарем, сети противопожарного водоснабжения обеспечить требуемым по нормам расходом воды на нужды пожаротушения, обеспечить свободный подъезд к гидранту , крышки колодцев пожарных гидрантов , освободить от замков, обеспечить противопожарные расстояния от границ застройки городского поселения (населенный пункт Сосновка) до лесного массива не менее 50 метров.

    Пом. прокурора Безенчукского района Нуризянов Р.В. в судебном заседании исковое заявление поддержал по изложенным основаниям и просил суд удовлетворить требования.

    Представитель Администрации городского поселения Безенчук муниципального района Безенчукский Ведякина К.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования и.о. прокурора Безенчукского района не признала, указав, что средства пожаротушения общего пользования находятся в <адрес>: огнетушители – 9 шт., багры – 2 шт. Также подразделение пожарной охраны на территории городского поселения Безенчук располагается таким образом, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в поселение составляет 11 минут, что соответствует требованиям ч. 1 ст. 76 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». По поводу требований прокуратуры об освобождении подъезда к гидранту Ведякина К.В. пояснила, что данное нарушение было устранено в день проверки. Подъезд к гидранту был завален снегом. В связи с этим требования и.о. прокурора в этой части не актуальны.

    П. 89 ППБ 01-03 не запрещена блокировка крышек колодцев пожарных гидрантов. Рубка леса осуществляется в исключительных случаях, предусмотренных п.4 ст. 17 ЛК РФ, обеспечение противопожарного расстояния не предусмотрено указанной статьей, что не является возможным. Постановление № 127 от 17.04.2012 года Главного государственного инспектора Самарской области по пожарному надзору о привлечении администрации городского поселения к административной ответственности за нарушения пожарной безопасности, перечень которых идентичен требованиям прокуратуры, отменено Постановлением ФАС Поволжского округа от 14.05.2012 года, что также является доказательством того, что требования об обеспечении пожарной безопасности в п. Сосновка незаконны и необоснованны. Просит суд в удовлетворении исковых требований и.о. прокурора Безенчукского района отказать.

    Суд, заслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.

    В судебном заседании установлено, что прокуратурой Безенчукского района проведена проверка соблюдения Администрацией городского поселения Безенчук законодательства о пожарной безопасности в части готовности сил и средств, предназначенных для пожаротушения, к защите населения и территорий городского поселения Безенчук от пожаров. В ходе проверки в п. Сосновка выявлены вышеуказанные нарушения.

    В соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-Ф3 к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

    Согласно ст.1 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

    В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности от 21.12.1994 № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

    - создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

    - создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

    - оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

    - организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре.

    В соответствии с п. 19 ст. 2 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 №123-Ф3 первичные средства пожаротушения - переносные или передвижные средства пожаротушения, используемые для борьбы с пожаром в начальной стадии его развития.

    В соответствии со статьей 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности.

    Нарушение данных условий является грозой жизни, здоровья и имущества неопределенного круга лиц в случае пожара.

    Однако, в судебном заседании установлено и следует из материалов гражданского дела, что первичные средства пожаротушения, а именно огнетушители – 9 шт., багры – 2 шт., как следует из сведений, представленных директором МАУК «БЦД» С.Н. Хватовой.

    Согласно справке из МУП «Водоканал» ДД.ММ.ГГГГ на момент проверки пожарных гидрантов в п. Сосновка, проводилась промывка системы водоснабжения, в связи с чем давление в системе было недостаточным. Подразделение пожарной охраны на территории городского поселения Безенчук располагается таким образом, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в поселение составляет 11 минут, что соответствует требованиям ч. 1 ст. 76 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

    Статей 17 Лесного Кодекса РФ не предусмотрена рубка деревьев для соблюдения требований пожарной безопасности.

    В связи с изложенным, суд не находит оснований для удовлетворения требований прокуратуры в вышеуказанной части.

    Однако, в соответствии с п. 89 ППБ 01-03 пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов запрещается. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года.

    Довод представителя Ответчика о том, что в п. 89 вышеуказанных правил нет запрета на закрывание крышек колодцев, суд считает несостоятельным, так как замки являются препятствием для свободного доступа к гидрантам в случае возникновения пожара.

    Также в соответствии с п. 89 ППБ 01-03 подъезд к гидрантам должен быть свободным в любое время года, в связи с чем, суд также считает довод представителя Ответчика несостоятельным.

    В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковое заявление и.о. прокурора Безенчукского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения Безенчук муниципального района Безенчукский о возложении обязанности устранить нарушения пожарной безопасности в п. Сосновка – удовлетворить частично.

    Обязать администрацию городского поселения Безенчук муниципального района Безенчукский устранить нарушения требований пожарной безопасности в п. Сосновка, а именно:

Обеспечить свободный подъезд к гидранту ;

Крышки колодцев пожарных гидрантов и освободить от замков.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня провозглашения в Самарский областной суд через Безенчукский районный суд.

    Судья Безенчукского районного суда Е.С. ГЛАДКОВ.