РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Безенчук 11 сентября 2012 г.
Судья Безенчукского районного суда Самарской области Каткасова И.В.
при секретаре Титовой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску администрации муниципального района Безенчукский к Печкиной ФИО9 о взыскании в бюджет муниципального района Безенчукский Самарской области представленной социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального района Безенчукский Самарской области обратилась в суд с иском к Печкиной М.В. о взыскании в бюджет муниципального района представленной социальной выплаты на обеспечение жильём в размере 1060200 рублей.
В судебном заседании представитель администрации м.р. Безенчукский Василенко Е.Г., поддержала исковые требования, указывая, что Печкина М.В. была включёна в список отдельных категорий граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями как участник ВОВ, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ. в связи с проживанием в жилом доме без удобств, с процентом износа 55%.
Анализ представленных ответчиком документов позволил сделать вывод о том, что Печкина М.В. является нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Администрацией муниципального района Безенчукский на основании Постановления от 09.06.2010г. № 666 в соответствии с названным Указом Президента Российской Федерации Печкиной М.В. как участнице Великой Отечественной войны, была произведена выплата для приобретения жилья в сумме 1060200 руб. После предоставления ответчику социальной выплаты министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области была проведена проверка целевого и эффективного использования бюджетных субвенций, предоставленных из федерального бюджета бюджету Самарской области и выделенных из бюджета Самарской области Администрации Безенчукского района на обеспечение жильем ветеранов в соответствии с Указом Президента РФ № 714. По результатам проверки Администрации Безенчукского района было предписано осуществить возврат в областной бюджет 1060200 руб. в связи с необоснованным предоставлением социальной выплаты, Печкиной М.В., что является нецелевым использованием бюджетных средств. Указала, что Печкина М.В. в соответствии с п.2ст29 ЖК РСФСР не могла быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку проживала в жилом помещении, которое в установленном порядке не признано не отвечающим установленным санитарным и техническим требованиям. Акт об отнесении здания жилого помещения по адресу <адрес> к категории непригодного для постоянного проживания и решение администрации Безенчукского района о признании жилого дома непригодным для постоянного проживания ответчиком не представлены. В связи с чем, неправомерная постановка Печкиной М.В. на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий повлекло за собой необоснованное предоставление социальной выплаты в сумме 1060200руб.
Министерство управления финансами Самарской области потребовало возвратить из бюджета муниципального района и перечислить в доход областного бюджета 1060200 руб. как сумму нецелевого использования бюджетных средств на приобретение жилого помещения Печкиной М.В.
В связи с изложенным полагает, что предоставленная ответчику социальная выплата в размере 1060200 руб. является неосновательным обогащением, просит взыскать указанные средства с ответчика в бюджет муниципального района Безенчукский Самарской области.
Представитель ответчика Печкина Т.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против иска, полагая, что её мать Печкина ФИО10 обоснованно и законно получил социальную выплату на приобретение жилья в соответствии с ФЗ «О ветеранах», поскольку она является участником Великой Отечественной войны, проживает в жилом доме, принадлежащем на праве собственности Печкина В.Е., членом семьи которого, она не является. Кроме того, дом находится в ветхом состоянии, процент износа составляет 55%, в доме отсутствуют удобства. Кроме того, собственником дома в настоящее время является Печкин В.Е., который в доме фактически не проживает и членом семьи Печкиной М.В. не является.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Согласно ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Судом установлено, что ответчик Печкина М.В., является участником Великой отечественной войны, что подтверждается удостоверением серия №.
На основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ Печкина М.В. принята на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении.
граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями.
Постановлением администрации муниципального района Безенчукский №860 от 12.08.2019г., Печкиной М.В как участнице Великой Отечественной войны, была предоставлена социальная выплата в размере 1060200 руб. за счет средств федерального бюджета, поступивших на счет бюджета муниципального района Безенчукский в соответствии с передаваемыми полномочиями Самарской области на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ между Министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области и администрацией района.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО11. (продавец), и Печкиной М.В. (покупатель) заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу <адрес>. Квартира была приобретена Печкиной М.В. за счет средств указанной выше социальной выплаты в сумме 1060200 руб. Указанная сделка прошла государственную регистрацию, право собственности Печкиной М.В., было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРП, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Данная сделка и право собственности ответчика на указанное жилое помещение истцом не оспариваются.
Постановлением администрации муниципального района Безенчукский № от ДД.ММ.ГГГГ Печкина М.В. исключена из списка отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента поступления денежных средств на счет продавца, в связи с предоставлением социальной выплаты.
Министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области была проведена проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных Администрации района на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008г. № 714. В ходе проверки был сделан вывод, о нецелевом использовании бюджетных средств, выделенных в качестве социальной выплаты Печкиной М.В. в сумме 1060200 руб., поскольку не представлен акт об отнесении жилого помещения по адресу <адрес> категории непригодного для постоянного проживания в следствии чего Печкина М.В. необоснованно поставлена на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении,
Администрации м.р. Безенчукский предложено возвратить в областной бюджет сумму нецелевого использования бюджетных средств.
Из материалов дела Печкиной М.В., следует, что с момента постановки на учёт, как нуждающейся в улучшении жилищных условий жилой дом, расположенный в <адрес> неоднократно обследовался. В ходе обследований составлялись акты, из которых следует, что дом нуждается в ремонте, в доме отсутствуют удобства. Кроме того, судом установлено, что собственником дома в настоящее время является Печкин В.Е., который в доме фактически не проживает и членом семьи Печкиной М.В. не является.
В соответствии с ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Пунктом 2 ст. 29 ЖК РСФСР устанавливалось, что одним из оснований признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, являлось проживание в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;
.
В соответствии со ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В соответствии со ст.8 ФЗ «О ветеранах», государственная политика в отношении ветеранов предусматривает, в том числе, реализацию мер социальной поддержки, установленных данным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в данном законе.
Согласно ст.13 указанного Закона, социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей в том числе получение жилых помещений.
В силу п.п.3 п.1 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 09.12.2010) «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а»-«ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 данного Закона, предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Закона.Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
В соответствии со ст.23.2 ФЗ «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,15,17-19 и 21 данного Закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. По письменным заявлениям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
В соответствии со ст.28 ФЗ «О ветеранах», реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года, либо Правительством Российской Федерации.
Указом Президента РФ № 714 от 7.05.2008г. «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945годов» постановлено: в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Правительству Российской Федерации поручено предусмотреть при формировании проекта федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов бюджетные ассигнования для финансирования мероприятий, предусмотренных данным Указом.
Согласно п. «е» ст. 2 Федерального закона №5-ФЗ от 12.01.1995г. «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны относятся ««военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года. Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территории объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 1 февраля 1944 года по 9 мая 1945 года».
С учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что Печкина М.В. как участница Великой Отечественной войны на основании п.п.3 п.1 ст.15 ФЗ «О ветеранах» имела право на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. Поэтому получение социальной выплаты в размере 1060200 руб.и приобретение на указанные денежные средства жилого помещения основано на нормах закона и не может расцениваться как неосновательное обогащение.
Доводы истца о том, что жилое помещение по адресу <адрес> является пригодным для проживания и соответствует установленным для жилых помещений требованиям, не подтверждены допустимыми доказательствами.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 191-194 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление администрации муниципального района Безенчукский Самарской области к Печкиной ФИО12 о взыскании в бюджет муниципального района, неосновательного обогащения в сумме 1060200 руб. в результате предоставленной социальной выплаты на обеспечение жильем оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Безенчукский районный суд в течение месяца.
Судья: И.В.Каткасова