РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.Безенчук 24 сентября 2012 года
Безенчукский районный суд Самарской области в составе:
Председательствующего судьи Каткасова И.В.
При секретаре Титовой Л.А.
Рассмотрев гражданское дело № по иску Анненкова ФИО10 к Министру обороны РФ о возложении обязанностей по оформлению боковика
У С Т А Н О В И Л :
Анненков М.Г. обратился в суд с иском к Министру обороны РФ, указывая, что проходил военную службу в Вооружённых Силах СССР и РФ. Уволен в запас и утратил статус «военнослужащий» с ДД.ММ.ГГГГ, пенсию получает в соответствии с законом от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, …».
Приказом (по личному составу) командующего ВВС Приволжского военного округа от ДД.ММ.ГГГГ № он был назначен непосредственно с лётной должности «Командир звена» на низшую должность и с меньшим должностным окладом «Старший лётчик- инструктор». В нарушение ч.4 ст.30 « Положения о прохождении воинской службы офицерским составом ВС СССР», утверждённого Постановлением СМ СССР от 18.03.85г. №240, к п. 7 приказа о назначении не был оформлен «боковик», в котором обязаны были указать основания назначения.
Ст. 30 п. «д» названного Положения действовавшего в тот период, предусматривала, что офицер мог быть назначен на низшую должность с личного согласия, при этом основанием назначения должно указываться - «по возрасту». Однако, в приказе о его переводе данное основание не было указано, что привело к нарушению его права на получение пенсии из предыдущего оклада.
Согласно п. 2 ч. 2 п.п. «а» Постановления СМ СССР от 24 июля 1990 года № 725 он, как офицер лётного состава, переведённый непосредственно с лётной должности на должность с меньшим должностным окладом «по возрасту», имел бы право на исчисление пенсии после увольнения из должностного оклада по предыдущей лётной должности, т.к. на момент его перемещения уже имел выслугу более 27 лет, дающую право на получение пенсии за выслугу
Главное управление кадров Министерства Обороны РФ 02 декабря 2000 года издало Указания № 173/2/1139 о внесении изменений в ранее изданные приказы на основании представлений командиров частей, согласно рапорта офицера, либо на основании представлений военных комиссариатов, согласно заявлений офицеров запаса, которые уже не имеют статуса «военнослужащий».
Начальник отдела военного комиссариата Самарской области по Безенчукскому, Приволжскому и Хворостянскому районам направил проект представления на внесение дополнений в ранее изданный приказ в адрес командующего войсками Центрального военного округа, как правопреемника командующего ВВС ПриВО, с изложением в новой редакции только основания назначения «Назначается на должность с меньшим должностным окладом денежного содержания по возрасту с сохранением права на исчисление пенсии, в соответствии с пунктом 2 Постановления СМ СССР от 24 июля 1990 года № 725».
В свою очередь военным комиссаром Самарской области было отказано в ходатайстве о внесении дополнений в приказ изменения, со ссылкой, на то, что Анненков был назначен с лётной должности на лётную.
Ссылаясь на то, что данное утверждение должностных лиц противоречит Указаниям МО РФ от 02 декабря 2000 года № 173/2/1139, которые обязывают уполномоченных должностных лиц вносить изменения в ранее изданные приказы, а также на нарушение его прав закрепленных ст.ст. 2 и 39 Конституции РФ, Анненков М.Г. просит возложить обязанность на Министра Обороны РФ, как правопреемника командующего войсками ПриВО по внесению изменений в боковик пункта 7 приказа командующего войсками ПриВО от 19.11.92г. №046 в части, касающейся его назначения «Назначается на должность с меньшим должностным окладом денежного содержания по возрасту с сохранением права на исчисление пенсии в соответствии с Постановлением СМ СССР от 24.07.90 г. № 725» и взыскать с Министерства Обороны РФ в его пользу судебные расходы, которые состоят из оплаты доверенности в сумме 560 рублей, государственной пошлины в сумме 200 рублей и оплаты услуг представителя 10000 рублей.
В судебном заседании представитель Анненкова М.Г., действующий на основании доверенности Чернышёв Ю.С. поддержал исковые требования по изложенным основаниям. Указывая, что в соответствии с Приказом Минобороны РФ от 5 октября 2011г. №1818, проекты приказов по личному составу представляются на подпись Министру обороны РФ, в связи с чем, только Министр обороны может оформить боковик.
Ответчик в судебное заседание не явился, надлежаще извещён (судебные извещения были направлены заказной почтой и факсом).
Представитель заинтересованного лица Киндин Е.К., считает исковые требования Анненкова необоснованными, указывая что правом на исчислении пенсии из сохраненного оклада по лётной должности при перемещении в 1992 г. на лётную должность с меньшим окладом он не имел, поскольку не переводился с лётной должности на должности не связанные с лётной работой, а был переведён с лётной (командир звена) на лётную ( старший лётчик МИ-24).
Кроме того, по вопросу исчисления Аннекову М.Г. пенсии в соответствии с п.9 Постановления СМ – РФ №941, 1993г., имеется вступившее в законную силу решение Самарского районного суда от 4 апреля 2011 года, которым в удовлетворении заявления об оспаривании неправомерных действий должностных лиц было отказано.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, личное дело майора Анненкова М.Г., суд считает, что исковые требования Анненкова М.Г. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Приказом (по личному составу) командующего ВВС Приволжского военного округа от ДД.ММ.ГГГГ № Анненков М.Г. был назначен непосредственно с лётной должности «Командир звена МИ-24 № отдельного вертолётного полка <данные изъяты> » на низшую должность «Старший лётчик (МИ-24) № отдельного вертолётного полка, №.
Судом установлено, что должностной оклад на день перемещения командира звена составлял 6620 руб., выслуга лет на момент перемещения составляла: календарная 14 лет 3 мес., общая 24года 8 мес.,
С ДД.ММ.ГГГГ Анненков М.Г. уволен в запас и утратил статус « военнослужащий», получает пенсию.
Из материалов дела также следует, что Анненков М.Г. обратился в отдел Военного комиссариата Самарской области по Безенчукскому, Приволжскому и Хворостянскому районам с заявлением о внесении изменений в приказ Командующего ПриВО (по личному составу) № от ДД.ММ.ГГГГ в части указания о назначении на должность с меньшим должностным окладом денежного содержания по возрасту с сохранением права на исчисление пенсии в соответствии с п. 2 Постановления СМ СССР от 24 июля 1990 года № 725.
Начальником отдела военного комиссариата Самарской области по Безенчукскому, Хворостянскому и Приволжскому районам было направлено представление о внесении изменений в названный выше приказ, которое не было поддержано военным комиссаром Самарской области.
Решением командующего войсками Центрального военного округа Анненкову М.Г. от ДД.ММ.ГГГГ отказано в изложении в новой редакции п. 7 приказа командующего войсками Приволжского военного округа от ДД.ММ.ГГГГ№.
Анненков М.Г. обжаловал действия должностных лиц военного комиссариата Самарской области в Самарский районный суд г. Самары. На основании решения Самарского районного суда от 4 апреля 2011 года, заявление Анненкова М.Г. оставлено без удовлетворения. 6 июня 2011 года названное решение судебной коллегией по гражданским делам Самарского областного суда оставлено без изменения, а жалоба Анненкова М.Г. без удовлетворения.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со ст. 8 Федерального Закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет, по инвалидности военнослужащим, по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 года № 4468-1, которым определяются условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения перечисленных в нем категорий граждан.
Согласно ст. 43 названного Закона пенсии военнослужащим, назначаемые по его нормам, исчисляются из оклада по должности, воинскому или специальному званию и процентной надбавки за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия, в порядке, определяемом Правительством РФ.
Во исполнение данного предписания Советом Министров - Правительством Российской Федерации 22 сентября 1993 года принято Постановление № 941, пунктами 8 и 9 которого установлено, что все составляющие денежного довольствия, исходя из специфики военной службы, учитываются на дату увольнения военнослужащего, так как к этому моменту оно обычно достигает максимального размера, благодаря чему обеспечиваются и максимальные размеры пенсий.
Абзацем вторым подпункта «а» пункта 9 названного Постановления в качестве льготы установлена возможность исчисления пенсий офицерам, переведенным в интересах службы по состоянию здоровья, возрасту или в связи с организационно-штатными мероприятиями с должностей, которые они занимали не менее одного года, на должности с меньшим должностным окладом, исходя из оклада по штатной должности, которую они занимали до указанного перевода, а также дифференциация денежного довольствия в зависимости от воинского звания.
Норма о том, что лицам офицерского состава, переведенным в интересах службы по состоянию здоровья или возрасту с должностей, которые они занимали не менее трех лет, на должности с меньшим должностным окладом, имевшим ко дню перевода право на пенсию за выслугу лет, при увольнении с действительной военной службы пенсии исчисляются из оклада по штатной должности, которую они занимали до перевода, если он выше оклада по последней штатной должности, оклада по воинскому званию на день увольнения и процентной надбавки за выслугу лет на должностях офицерского состава, исчисленной из этих окладов, была установлена Постановлением Совета Министров СССР от 24 июля 1990 года № 725 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и их семьям», принятом во исполнение Закона СССР от 28 апреля 1990 года «О пенсионном обеспечении военнослужащих».
Указанная норма, предусматривающая льготный порядок исчисления размеров пенсий для офицеров, переведенных с летной работы по состоянию здоровья или возрасту на должности с меньшим должностным окладом, направлена на создание дополнительных гарантий для этих лиц, в силу объективных обстоятельств, лишившихся денежного довольствия в более высоком размере.
Согласно абзаца 2 подпункта «а» пункта 60 Постановления Совета Министров СССР от 10 ноября 1982 года № 986, лицам офицерского состава, переведенным по возрасту непосредственно с летной работы на должности с меньшим окладом денежного содержания, которые на день перевода имели право на пенсию по выслуге, пенсии могут назначаться в последующем при увольнении с действительной военной службы из должностного оклада по должности.
Перемещение военнослужащих с высшей должности на низшую должность по возрасту производится с согласия военнослужащего ст. 30 п. «д» «Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 18 марта 1985 года № 240.
Оценивая вышеизложенное, суд пришел к выводу о том, что при издании приказа от ДД.ММ.ГГГГ № о назначении Анненкова М.Г. на низшую должность должны быть указаны основанием перемещения «по возрасту», так как на день перемещения он имел все основания, предусмотренные п.2 подп.»а» Постановления СМ СССР от 24.07.1990г. №725, для сохранения за ним права на исчисление пенсии, после увольнения, из предыдущего оклада. В связи с чем, в указанный приказ должны быть внесены соответствующие изменения.
Доводы представителя военного комиссариата Самарской области о том, что право на исчисление пенсии по ранее занимаемой воинской должности в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 24.07.1990г. осуществляется в случае перемещения военнослужащего с «летной должности» на « не летную по болезни или по возрасту», перемещение же истца было с вышестоящей должности на низшую на основании приказа командующего ВВС Приволжского военного округа от ДД.ММ.ГГГГ, с «лётной должности на лётную» не могут быть приняты во внимание, поскольку в Постановлении Совета Министров СССР от 24 июля 1990 года не указано, что право на исчисление пенсии по ранее занимаемой воинской должности осуществляется в случае перемещения военнослужащего с «летной должности на не летную по болезни или по возрасту», Кроме того, Анненковым М.Г., заявлены исковые требования об оформлении боковика к приказу № от ДД.ММ.ГГГГ.
На день перемещения на должность с меньшим должностным окладом денежного содержания Анненков М.Г. имел выслугу, дающую ему право на пенсию за выслугу лет. Фактически перевод истца непосредственно с летной должности на лётную должность с меньшим должностным окладом произведен по возрасту.
Довод о том, что Министр обороны РФ не является правопреемником Командующего войсками ПриВО, опровергается Приказом Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приказах по личному составу», из которого следует, что проекты приказов по личному составу представляются на подпись Министру обороны РФ.
Довод о том, что Анненковым М.Г. заявлены требования, на исчисление пенсии исходя из сохранённого оклада по штатной должности по тем же основаниям и предмету спора, по которому имеется вступившее в силу решение Самарского районного суда от 4 апреля 2011 года, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанным решением оставлена без удовлетворения жалоба Анненкова М.Г. на неправомерные действия должностных лиц военного комиссариата Самарской области, возвративших представление для внесения изменения в ранее изданный приказ.
В рамках настоящего дела рассмотрены исковые требования Анненкова М.Г. к Министру обороны РФ об оформлении боковика к ранее изданному приказу. Кроме того, из указанного выше решения от 4 апреля 2011 года следует, что Анненков М.Г. не лишён возможности оспорить действия должностного лица, издавшего приказ, если он полагает, что в приказе не указано основания его назначения.
В соответствии с ст. 98, 100 ГПК РФ суд взыскивает расходы с ответчика в пользу истца понесенные им судебные расходы, которые подтверждены документально, и состоят из оплаты доверенности в сумме 560 рублей, государственной пошлины в сумме 200 рублей и оплаты услуг представителя 10000 рублей.
Расходы на услуги представителя в сумме 10000 руб. суд считает разумными и справедливыми.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 191-198 ГПК РФ
РЕШИЛ:
Обязать Министра Обороны РФ, внести изменения в боковик пункта 7 приказа командующего войсками ПриВО, от ДД.ММ.ГГГГ № в части, касающейся назначения Анненкова ФИО11 «Назначается на должность с меньшим должностным окладом денежного содержания по возрасту с сохранением права на исчисление пенсии в соответствии с Постановлением СМ СССР от 24.07.90 г. № 725».
Взыскать с Министерства Обороны РФ в пользу Анненкова ФИО12 судебные расходы в сумме 10760 рублей, в т.ч. оплата доверенности в сумме 560 рублей, государственная пошлина в сумме 200 рублей, оплата услуг представителя 10000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Безенчукский районный суд в течении месяца.
Председательствующий И.В. Каткасова
Полный текст решения изготовлен 28 сентября 2012 года.