Дело № 2-284/2010 год
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Бея Бейского района Республики Хакасия 27 июля 2010 года
Бейский районный суд Республики Хакасия
в составе председательствующего судьи Бызовой А.А.,
при секретаре Гавриловой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Бейского района в интересах неопределенного круга лиц - населения муниципального образования Сабинский сельсовет о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Сабинский сельсовет и обязании организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с территории населенных пунктов муниципального образования Сабинский сельсовет (далее МО Сабинский сельсовет),
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с указанным заявлением об оспаривании бездействия МО Сабинский сельсовет, требования мотивировал тем, что на территории МО Сабинский сельсовет имеется пять свалок твердых бытовых отходов, в том числе одна из свалок расположена на территории д. Калы. В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Федеральный закон № 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно ст. 13 Федерального закона №89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления. При эксплуатации свалок твердых бытовых отходов на территории МО Сабинский сельсовет допускаются нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, гигиенических требований к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов - СанПиНа 2.1.7.1038-01, утвержденного Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ. В частности, выбранные участки для размещения твердых бытовых отходов не имеют санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Кроме того, не разработан регламент и режим работы свалки, инструкции по приему бытовых отходов с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, не обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, не ведется круглосуточный учет поступающих отходов, не обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов и т.д. Таким образом, установлено, что МО Сабинский сельсовет не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов, объектов размещения отходов производства и потребления, соответствующих современным требованиям экологического законодательства, не имеется. Неисполнение МО Сабинский сельсовет вышеуказанных обязанностей представляет собой экологическую опасность для населения, ведет к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, закрепленного в ст. 42 Конституции Российской Федерации. Просит суд признать противоречащим действующему федеральному законодательству, нарушающим права граждан, бездействие МО Сабинский сельсовет, выразившееся в непринятии мер по соблюдению требований федерального и регионального законодательства в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории населенных пунктов муниципального образования, и обязать организовать в соответствии с требованиями федерального законодательства сбор и вывоз бытовых отходов с территории населенных пунктов, входящих в МО Сабинский сельсовет (д. Калы, <адрес>, д. Новокурск, д. Красный Катамор).
В судебном заседании прокурор Асочакова Г.Г. исковые требования увеличила, в их обоснование привела вышеизложенные обстоятельства, просила также установить срок для организации сбора и вывоза бытовых отходов до ДД.ММ.ГГГГ, а также ликвидировать несанкционированные свалки в указанный срок.
Представитель заинтересованного лица - МО Сабинский сельсовет РомашовЕ.И. заявленные требования признал частично, суду пояснил, что на территории всех населенных пунктов МО Сабинский сельсовет находятся несанкционированные свалки, однако бытовые отходы собираются и вывозятся в определенное место и закапываются, при этом в сточные воды не проникают. По соглашению с администрацией МО <адрес> МО Сабинский сельсовет обязан утилизировать бытовые отходы. Считает, что выделенных для сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов и мусора денежных средств недостаточно.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу п. п. 1, 2, 3, 6 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; от захламления отходами производства и потребления; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
Из ч. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон № 7-ФЗ) следует, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Федеральный закон №) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ ДД.ММ.ГГГГ № утверждены санитарные правила «Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СаНПиН 2.1.7.1038-01»
Согласно п. 2.1 указанных санитарных правил полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения.
В соответствии со ст. 75 Федерального закона № 7-ФЗ за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Из п. 1 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ следует, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Кроме того, из Устава муниципального образования Сабинский сельсовет следует, что к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (пп. 18 п. 1 ст. 9 Устава) (л.д. 26-34). Соглашением с приложением от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений и дополнений в соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ о передаче части полномочий между администрацией муниципального образования Сабинский сельсовет и администрацией муниципального образования <адрес>» определено, что район передает, а поселение принимает на себя полномочия района в сфере утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории района и поселения (л.д. 35-36).
Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную среду. Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора может привести и приводит к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную среду.
В судебном заседании установлено, что в границах поселения (муниципального образования Сабинский сельсовет) находятся следующие населенные пункты: <адрес>, д. Калы, д. Новокурск, д. Красный Катамор (л.д. 27).
Как видно из постановления о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного государственным инспектором РФ по охране природы и по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, осмотрен земельный участок, расположенный в <адрес> в 1,0 км восточнее северной окраины д. Калы, бывшие силосные траншеи ликвидированной фермы, а также прилегающая территория к силосным траншеям. В ходе осмотра обнаружены несанкционированные места складирования отходов вдоль силосной траншеи и в самой траншее, размер силосной траншеи по периметру составляет 100х30 метров. На данном земельном участке проводится складирование твердых бытовых и промышленных отходов с объектов соцкультбыта и жителей деревни Калы. Кроме того, прилегающая территория к силосной траншее также захламлена отходами производства и потребления. В ходе проведения проверки установлены факты, что вдоль силосной траншеи и в самой траншее организована стихийная свалка, установлены несанкционированные места складирования отходов, кроме этого, полиэтиленовые пакеты, пластиковые пакеты, пластиковые бутылки и иной мусор легкой фракции разносятся ветром по всем полям сельскохозяйственных угодий (л.д. 39-41).
Указанные обстоятельства подтверждаются показаниями специалиста по охране природы и по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов Аникина А.С., из которых следует, что в результате проведенной внеплановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на территории всех населенных пунктов МО Сабинский сельсовет организованы несанкционированные свалки, не соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям: бытовые отходы и мусор не сортируются на раздельные виды, не вывозятся на полигон, обустроенный с соблюдением надлежащих требований, не соблюдена санитарно-защитная зона (не менее 1 км. от населенного пункта), территория полигона не огорожена, свалки не имеют санитарно-эпидемиологического заключения, не разработаны регламент и режим работы свалки, инструкции по приему бытовых отходов с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, не решен вопрос об отводе земельных участков для размещения твердых бытовых отходов. Сбор, вывоз и утилизация бытовых отходов и мусора входит в полномочия поселения МО Сабинский сельсовет.
Таким образом, из дела видно и в судебном заседании установлено, что в населенных пунктах Сабинского сельсовета не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов, не определен порядок сортировки отходов на их виды, места сбора и вывоза бытовых отходов находятся в менее 1 км. от населенных пунктов, их территория не огорожена, свалки не имеют санитарно-эпидемиологического заключения, не разработаны регламент и режим работы свалки, инструкции по приему бытовых отходов с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, не решен вопрос об отводе земельных участков для размещения твердых бытовых отходов. Так, администрацией МО Сабинский сельсовет мер к сбору и вывозу бытовых отходов и мусора в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства не принимается, бытовые отходы и мусор на несанкционированных местах администрацией МО Сабинский сельсовет не ликвидированы.
Факт вывоза бытовых отходов и мусора на несанкционированные свалки представителем администрации МО Сабинский сельсовет не оспаривается.
Проанализировав исследованные судом доказательства в их совокупности, суд признает требованияпрокурора об оспаривании бездействия администрации муниципального образования Сабинский сельсовет законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы представителя МО Сабинский сельсовет Ромашова Е.И. о недостаточности денежных средств суд признает несостоятельными, поскольку отсутствие или недостаточность денежных средств действующим законодательством РФ в качестве основания для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей не предусмотрено. Реализация полномочий органов местного самоуправления не связана с наличием финансовой возможности, особенно в тех случаях, когда неисполнение обязанности по решению данных вопросов местного значения лишь из-за отсутствия собственных финансовых средств создает угрозу нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду. Также в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений наделены рядом полномочий, в том числе полномочиями формировать, утверждать и исполнять бюджет поселения и осуществлять контроль за исполнением данного бюджета (пп. 1 п. 1 ст. 14, пп. 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона №). В соответствии со ст. ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что в силу пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, государственная пошлина в размере 100 руб. (пп. 7 1. 1 ст. 333.19 НК РФ) подлежит взысканию с администрации МО Сабинский сельсовет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, судРЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать противоречащим действующему федеральному законодательству, нарушающим права граждан бездействие администрации муниципального образования Сабинский сельсовет, выразившееся в непринятии мер по соблюдению требований федерального и регионального законодательства в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории населенных пунктов муниципального образования.
Обязать администрацию муниципального образования Сабинский сельсовет <адрес> организовать сбор, вывоз и ликвидацию бытовых отходов и мусора в населенных пунктах, располагающихся на территории Муниципального образования Сабинский сельсовет, в соответствии с требованиями федерального законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с администрации Муниципального образования Сабинский сельсовет государственную пошлину в размере 100 (сто) рублей в доход бюджета муниципального района.
На решение могут быть поданы кассационная жалоба, представление в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда <адрес> через Бейский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: А.А. Бызова
Справка: Мотивированное решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: А.А. Бызова