Дело № 2-15/2010 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Бея Бейского района Республики Хакасия 13 января 2010 года
Бейский районный суд в составе
председательствующего Бызовой А.А.,
при секретаре Гавриловой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бейского района Республики Хакасия в интересах лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - Тахтобина Виталия Борисовича к администрации муниципального образования <адрес> (далее МО <адрес>) об обеспечении жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> в интересах лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - Тахтобина В.Б. обратился в суд с указанным иском к администрации МО <адрес>, требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ Тахтобин В.Б. поставлен на льготную очередь на получение жилья, как ребенок, оставшийся без попечения родителей. Право на получение жилья у Тахтобина В.Б. наступило в 2007 году, однако до настоящего времени жильем он не обеспечен. В соответствии со ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрация МО <адрес> является исполнительно-распорядительным органом МО <адрес>, и обязана вне очереди обеспечить Тахтобина В.Б. благоустроенным жилым помещением не ниже установленных социальных норм на территории <адрес> на условиях социального найма. Просит суд обязать администрацию МО <адрес> обеспечить Тахтобина В.Б. по месту жительства в аал Койбалы благоустроенным жилым помещением не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма.
В судебном заседании помощник прокурора Полежаева Н.С. заявленные исковые требования поддержала, в их обоснование привела вышеизложенные обстоятельства, просила суд обязать администрацию МО <адрес> обеспечить Тахтобина В.Б. жилым помещением в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика - администрации МО <адрес> Ягодкин А.С. заявленные исковые требования не признал, суду пояснил, что Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и оставшихся без попечения родителей» предусматривает обязанность субъекта обеспечивать сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации. Более того, ч. 4 ст. 49 ЖК РФ предусмотрено, что гражданам нуждающимся в жилых помещениях, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями. Что в свою очередь подразумевает передачу необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Кроме того субвенции для приобретения жилья указанной категории граждан предоставляются из республиканского бюджета, срок и порядок предоставления которых определяется Правительством <адрес>. Предоставление местным бюджетам субвенций на осуществление органам местного самоуправления государственных полномочий по предоставлению жилья должны предусматриваться органами государственной власти <адрес> при формировании республиканского бюджета на очередной финансовый год. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах субвенций, предоставленных из республиканского бюджета на осуществление соответствующих полномочий, контроль за использованием которых, осуществляется Министерством образования и науки и Министерством финансов и экономики <адрес>. Кроме того, действующим законодательством не предусмотрено, что сироты должны быть обеспеченны благоустроенным жилым помещением.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Тахтобин В.Б. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен своевременно, предоставил письменное заявление о поддержании заявленных исковых требований и рассмотрении дела в его отсутствие. В силу ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие указанного лица.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства финансов и экономики <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен своевременно, просил дело рассмотреть в их отсутствие, о чем суду представил заявление, и объяснения в письменной форме из которых следует, что обязанность по предоставлению жилья возлагается на администрацию муниципального образования в соответствии с требованиями ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и оставшихся без попечения родителей». Возложение затрат по предоставлению жилья на расходы бюджета субъекта Российской Федерации разрешается в порядке межбюджетных отношений и подлежит урегулированию между Республикой Хакасия и муниципальным образованием <адрес> в рамках бюджетного законодательства. В силу ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие указанного лица.
Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства образования и науки <адрес> в судебное заседание не явились по неизвестной суду причине, хотя о времени и месте судебного заседания уведомлены своевременно, об уважительных причинах неявки не сообщили, каких-либо возражений по существу заявленных требований суду не представили. В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие указанных лиц.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ следует, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Федеральный закон № 159-ФЗ) к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на которых распространяется действие Федерального закона № 159-ФЗ относятся лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу абз. 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (абз. 2 п. 1 ст. 8 указанного Федерального закона).
Решением Совета депутатов Муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении нормы предоставления жилой площади по договору социального найма и учетной нормы жилого помещения на территории муниципального образования <адрес>» утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 33 кв.м. общей площади жилья для одиноко проживающего человека.
В соответствии со ст. 1 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» органы местного самоуправления муниципальных образований <адрес>, указанные в приложении 1 к настоящему Закону, наделены государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
Из п. 7 ч. 2 ст. 2 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРХ «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» следует, что размер возмещения расходов по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет определяется в следующем порядке: обеспечение жилой площадью лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, в порядке, определяемом Правительством <адрес> в соответствии с законодательством Российской Федерации. Жилые помещения в том числе предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после достижения ими 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений наступило после ДД.ММ.ГГГГ, но не было своевременно реализовано.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно п. 3 Положения о порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет, утвержденного постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет», жилыми помещениями обеспечиваются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Из анализа указанной нормы права следует, что администрация МО <адрес> является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования <адрес>, в связи с чем обязана вне очереди предоставить жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет, проживающих на территории МО <адрес>.
В судебном заседании установлено, что Тахтобин В.Б. имеет статус лица, относящегося к категории детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать Тахтобина Степанида Борисовна умерла ДД.ММ.ГГГГ, сведения об отце Тахтобине Борисе Федоровиче внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка (л.д. 7, 8, 9, 10).
Согласно постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О постановке на льготную очередь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для получения жилья» Тахтобин В.Б. поставлен на льготную очередь на получение жилья (л.д. 15).
ДД.ММ.ГГГГ Тахтобин В.Б. обратился в МО <адрес> с заявлением о приобретении ему жилого помещения (л.д. 6), однако до настоящего времени жилая площадь, соответствующая социальной норме предоставления жилой площади, установленной в <адрес>, не предоставлена (л.д. 11, 12, 13, 14).
Проанализировав исследованные судом доказательства в их совокупности, суд признает исковые требования прокурора <адрес> в интересах лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - Тахтобина Виталия Борисовича к МО <адрес> об обеспечении жилым помещением, подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные исковые требования удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования <адрес> предоставить Тахтобину Виталию Борисовичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу аал <адрес>, жилое помещение, расположенное в аал <адрес>, не ниже установленной в <адрес> социальной нормы - 33 квадратных метра общей площади, соответствующей санитарным и техническим требованиям в срок до ДД.ММ.ГГГГ
На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд <адрес> через Бейский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения суда.
Судья: А.А. Бызова