об обязании государственной регистрации права собственности на гидротехнические сооружения



Дело № 2-409/2010 год

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Бея Бейского района Республики Хакасия 23 ноября 2010 года

Бейский районный суд в составе

председательствующего судьи Бызовой А.А.,

при секретаре Гавриловой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бейского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Сабинский сельсовет (далее МО Сабинский сельсовет) об обязании обращения в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет гидротехнических сооружений (далее ГТС) в качестве бесхозяйных,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском к МО Сабинский сельсовет, требования мотивировал тем, что на территории МО Сабинский сельсовет имеются ГТС, не имеющие паспорта и декларацию безопасности по причине отсутствия собственника. Согласно акта № от ДД.ММ.ГГГГ Енисейским управлением Ростехнадзора проведена внеплановая выездная проверка в отношении бесхозяйных ГТС, расположенных на территории <адрес>, по результатам которой приняты решения о включении 15 ГТС, расположенных на территории района, являющихся бесхозяйными, подлежащих государственному контролю и надзору за безопасностью ГТС, по которым должны быть завершены работы по оформлению права собственности, в том числе: дамба 1 на руч. Травяной, правый берег, западная окраина д. Новокурск; дамба 3 на руч. Травяной, правый берег, западная окраина д. Новокурск; дамба 2 на руч. Калы, левый берег в д. Калы; дамба 4 на руч. Калы, левый берег в д. Калы; дамба 1 на руч. Калы, правый берег в д. Калы; дамба 5 на руч. Калы, правый берег в д. Калы. В соответствии с п. 1 ст. 22.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах, их ограничения (обременения), сделки с указанными сооружениями подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав по месту нахождения данных объектов в порядке, установленном данным законом. Права на данный объект недвижимости не зарегистрированы. В соответствии с действующим законодательством бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Пунктами 16, 19 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», установлено, что в собственности муниципальных поселений могут находиться пруды, обводненные карьеры на территории поселения; имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Считает, что органом, уполномоченным обратиться с заявлением о государственной регистрации права является администрация МО Сабинский сельсовет, так как вышеуказанные ГТС находятся на территории Сабинского сельсовета. Нерегистрация прав на бесхозяйные ГТС ведет к необеспечению их безопасности, что создает угрозу наступления чрезвычайной ситуации, нарушает законодательство о безопасности ГТС, что в свою очередь влечет нарушение прав граждан на защиту от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Просит суд обязать МО Сабинский сельсовет в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет вышеназванных бесхозяйных ГТС, а также обязать МО Сабинский сельсовет организовать составление декларации безопасности данного комплекта ГТС и предоставить их в Енисейское управление Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору в течение 3-х месяцев с момента государственной регистрации права собственности.

В судебном заседании помощник прокурора ФИО2 заявленные требования уточнила, просила обязать МО Сабинский сельсовет в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйных ГТС: дамба 1 на руч. Травяной, правый берег, западная окраина д. Новокурск; дамба 3 на руч. Травяной, правый берег, западная окраина д. Новокурск; дамба 2 на руч. Калы, левый берег в д. Калы; дамба 4 на руч. Калы, левый берег в д. Калы; дамба 1 на руч. Калы, правый берег в д. Калы; дамба 5 на руч. Калы, правый берег в д. Калы, в обоснование своих требований привела вышеизложенные обстоятельства.

Представитель ответчика МО Сабинский сельсовет ФИО3 заявленные исковые требования признал в части, суду пояснил, что дамбы 1, 3, расположенные в д. Новокурск угрозы для населения поселения не представляют, остальные дамбы представляют собой угрозу, поскольку руч. Калы протекает по населенному пункту.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - Енисейского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее Енисейское управление Ростехнадзора) ФИО4 заявленные требования поддержал, суду пояснил, что вышеуказанные дамбы являются ГТС, то есть сооружениями, служащими защитой от вредного воздействия вод. Спорные дамбы находятся в неудовлетворительном состоянии, гребень значительно понижен, местами разрушен. Возможны чрезвычайные ситуации: подтопление сельхозугодий, а также части д. Калы. В ходе проверки установлено, что указанные ГТС бесхозяйные, в связи с чем Енисейское управление Ростехнадзора обратилось в прокуратуру <адрес> для установления собственника.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> (далее Главное управление МЧС России по <адрес>) ФИО5 поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить, суду пояснил, что с учетом технического состояния вышеуказанных ГТС, в паводковый период имеемся вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций, для предотвращения которых у данных ГТС должен быть собственник, содержащий их в надлежащем состоянии.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - администрации муниципального образования <адрес> ФИО6 с заявленными требованиями согласился.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что заявление требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В силу п. 1 ст. 21.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах, их ограничения (обременения), сделки с указанными сооружениями подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав по месту нахождения данных объектов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее Федеральный закон № 117-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ) гидротехнические сооружения вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений.

Из справки Бейского филиала ГУП РХ УТИ и технических паспортов следует, чтодамба 1 на руч. Травяной, правый берег, западная окраина д. Новокурск; дамба 3 на руч. Травяной, правый берег, западная окраина д. Новокурск; дамба 2 на руч. Калы, левый берег в д. Калы; дамба 4 на руч. Калы, левый берег в д. Калы; дамба 1 на руч. Калы, правый берег в д. Калы; дамба 5 на руч. Калы, правый берег в д. Калы, являются ГТС (л.д. 107-115, 116-133, 134-147, 148-), находящимися на территории МО Сабинский сельсовет, что не оспаривается сторонами.

Как видно из материалов дела, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав на вышеуказанные объект отсутствуют (л.д. 25, 26, 27, 28, 29, 30), в муниципальной собственности и в государственной собственности <адрес> не находятся (л.д. 24, 40).

Актом № от ДД.ММ.ГГГГ Енисейского управления Ростехнадзора установлены бесхозяйные комплексы ГТС, подлежащие государственному контролю и надзору за безопасностью ГТС, по которым должны быть завершены работы по оформлению права собственности, в том числе ГТС:дамба 1 на руч. Травяной, правый берег, западная окраина д. Новокурск и дамба 3 на руч. Травяной, правый берег, северо-западная окраина д. Новокурск МО <адрес>, находящиеся в неудовлетворительном состоянии, создающие угрозу части д. Новокурск; дамбы 2, 4 на руч. Калы, левый берег в д. Калы и дамбы 1, 5 на руч. Калы, правый берег в д. Калы, находящиеся в неудовлетворительном состоянии, создающие угрозу части д. Калы (л.д. 62-106).

Согласно ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 4-ФЗ «О мелиорации земель» мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ) в собственности поселений могут находиться: имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ к вопросам местного значения поселения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В п. 8 ч. 1 ст. 9 Устава МО Сабинский сельсовет закреплены положения, аналогичные положениям Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со статьями 3, 9 Федерального закона № 117-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.

Как усматривается из материалов дела, названные меры, установленные федеральным законом, не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку они разрабатываются и предписываются для исполнения лицу или руководителю органа, которому принадлежит гидротехническое сооружение.

В этой связи отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Согласно п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Поскольку такого рода объекты расположены в административных границах МО Сабинский сельсовет, необращение администрации МО Сабинский сельсовет в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о принятии гидротехнических сооружений на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ.

Проанализировав исследованные судом доказательства в их совокупности, суд признает требованияпрокурора к МО Сабинский сельсовет об обязании обращения в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет ГТС в качестве бесхозяйных законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Сабинский сельсовет обратиться в срок до ДД.ММ.ГГГГ в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет гидротехнических сооружений:

дамба 1 на руч. Травяной, правый берег, западная окраина д. <адрес>;

дамба 3 на руч. Травяной, правый берег, западная окраина д. <адрес>;

дамба 2 на руч. Калы, левый берег в д. <адрес>;

дамба 4 на руч. Калы, левый берег в д. <адрес>;

дамба 1 на руч. Калы, правый берег в д. <адрес>;

дамба 5 на руч. Калы, правый берег в д. <адрес>

в качестве бесхозяйных.

На решение могут быть поданы кассационная жалоба, представление в Верховный Суд <адрес> через Бейский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения суда в окончательной форме.

Судья: А.А. Бызова

Справка: мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: А.А. Бызова