Р Е Ш Е Н И Е
Именем российской Федерации
с. Бея, Бейский район, Республика Хакасия 27 мая 2010 года
Бейский районный суд Республики Хакасия
в составе председательствующего судьи Сорогиной О.Ю.,
при секретаре Зайцевой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> к Автономной некоммерческой организации «Беягаз», Открытому акционерному обществу «Хакасгаз» о ликвидации Автономной некоммерческой организации «Беягаз», исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц, возложении процедуры ликвидации на учредителя,
У с т а н о в и л :
Управление Министерства юстиции РФ по РХ обратилось в суд с иском к АНО «Беягаз», ОАО «Хакасгаз» о ликвидации некоммерческой организации, исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц и возложении процедуры ликвидации на учредителя - ОАО «Хакасгаз», мотивируя свои требования, тем, что межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы № по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована Автономная некоммерческая организации «Беягаз», сведения о ней внесены в Единый государственный реестр юридических лиц. В соответствии с п.3 ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация обязана представлять в уполномоченный орган документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества. В нарушении указанной нормы Организация не представила необходимые сведения за 2008 год. По данному факту в ее адрес дважды, а именно, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, выносились предупреждения, с требованием устранить выявленные нарушения законодательства РФ. Тем не менее, до настоящего времени, необходимая отчетность так и не представлена. Согласно п.7 ст.32 Федерального Закона «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация обязана информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении и регистрирующий орган. По сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц, адресом организации является: <адрес>, тем не менее, предупреждения, направленные по данному адресу, возвращаются с пометкой «организация ликвидирована», «адресат не существует». До настоящего времени, документы необходимые для внесения изменений в сведения об адресе, в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес>, не поступали.
В судебном заседании представить истца по доверенности Алешкин Ю.А., настаивал на удовлетворении исковых требований, просит ликвидировать АНО «Беягаз». Кроме того, натаивает на возложении процедуры ликвидации на учредителя организации - ОАО «Хакасгаз», поскольку Устав организации такое положение предусматривает. Если не возлагать процедуру ликвидации на учредителя организации, то ликвидация АНО не произойдет и, следовательно, организация не будет исключена из Единого государственного реестра юридических лиц. Просит исключить АНО «Беягаз» из Единого государственного реестра юридических лиц.
Представитель ответчика ОАО «Хакасгаз» по доверенности Кирсанова А.В., с исковыми требованиями согласна частично, признала требования в части ликвидации АНО «Беягаз», но не согласна с требованиями в части возложения процедуры ликвидации на учредителя ОАО «Хакасгаз» и суду пояснила, что ОАО «Хакасгаз» не обязано оплачивать долги образовавшиеся у АНО «Беягаз». Считает, что на учредителя нельзя возлагать обязанности по ликвидации организации, в виду их несостоятельности. Просит в этой части в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика - АНО «Беягаз» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица УФНС по РХ в судебное заседание не явился, в судебное заседание не явился, по не известной причине, хотя о дне и месте слушания дела был уведомлен своевременно с вручением копии заявления, каких либо возражений по существу заявленных требований суду не представил.
В силу ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся ответчика и третьего лица.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд на основании ст.61 Гражданского Кодекса РФ приходит к следующему.
Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Юридическое лицо может быть ликвидировано: по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
Согласно сведений из Единого государственного реестра юридических лиц Автономная некоммерческая организация «Беягаз» зарегистрирована в реестре юридических лиц : <адрес> (л.д.12).
Согласно п.3 ст.32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ N 170-ФЗ), некоммерческие организации, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Подпунктом «А» п.2 Постановления Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации отельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» установлено, что некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации, этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
В судебном заседании установлено, что АНО «Беягаз» не представила необходимые сведения за 2008 год, что подтверждается, предупреждением, вынесенным Управлением юстиции РФ по РХ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17-18), и предупреждением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20-21).
На основании статьи 18 ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
При таких обстоятельствах, исходя из положений п.2 ст.61 Гражданского Кодекса РФ, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца в части ликвидации организации и считает необходимым требования в этой части удовлетворить, АНО «Беягаз» ликвидировать.
В соответствии с положениями абзаца 2 ч.3 ст.61 ГК РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
Согласно п.1.3 Устава АНО «Беягаз, утвержденного решением учредителя от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что единственным учредителем организации является ОАО «Хакасгаз» (л.д.8).
Из п.4.1 Устава Организации, следует, что высшим руководящим органом организации является Совет организации, который состоит их трех человек, назначаемых учредителем. Пункт 4.5. указывает, что для практического текущего руководства деятельностью организации в период между созывами, учредителем назначается директор организации постоянно действующий исполнительный орган (л.д.9).
В силу п.4.3. Устава АНО «Беягаз» к компетенции Совета Организации относится… реорганизация и ликвидация организации.
Согласно п.5.5. Устава Совет организации или суд, принявший решение о ликвидации организации, назначает по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливает порядок и сроки ликвидации организации (л.д.10).
В соответствии со статьей 14 ФЗ «О некоммерческих организациях» учредительными документами некоммерческой организации является устав, утвержденный учредителями. Требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организации, ее учредителями.
В соответствии со статьей 10 ФЗ «О некоммерческих организациях» надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами.
Поскольку Уставом организации определено, что ликвидация Организации входит в компетенцию Совета организации, решения о ликвидации в разумные сроки Советом организации не принято, суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности по осуществлению ликвидации Организации на Учредителя и исключения АНО «Беягаз» из Единого государственного реестра юридических лиц.
При этом, суд не принимает во внимание возражения представителя ответчика по поводу того, что на учредителя нельзя возлагать процедуру по ликвидации организации в виду их несостоятельности, поскольку данные доводы противоречат нормам гражданского законодательства и Уставу Организации, положения которого обязательны для исполнения не только самой Организации, но и Учредителем.
В силу ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
По результатам рассмотрения дела государственная пошлина, от уплаты которой истец в соответствии с п.19 ст.333.36 НК РФ освобожден, в размере 4000 рублей, подлежит взысканию с ответчика АНО «Беягаз в пользу соответствующего местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Ликвидировать Автономную некоммерческую организацию «Беягаз».
Возложить обязанности по ликвидации Автономной некоммерческой организации «Беягаз» на учредителя АНО «Беягаз» - открытое акционерное общество «Хакасгаз».
Взыскать с Автономной некоммерческой организации «Беягаз» госпошлину в размере 4000 (четыре тысячи) в доход соответствующего местного бюджета.
Исключить Автономную некоммерческую организацию «Беягаз» из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд <адрес> через Бейский районный суд в десятисуточный срок.
Судья Бейского районного суда О.Ю.Сорогина
Справка: мотивированное решение изготовлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Бейского районного суда О.Ю. Сорогина.