о признании незаконным решения Администрации МО Сабинский сельсовет



Дело № 2-393/2010 год

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Бея Бейского района Республики Хакасия 26 октября 2010 года

Бейский районный суд Республики Хакасия

в составе председательствующего судьи Бызовой А.А.,

при секретаре Гавриловой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Бейского района в интересах Саморокова Николая Георгиевича об оспаривании решения администрации муниципального образования Сабинский сельсовет (далее МО Сабинский сельсовет),

УСТАНОВИЛ:

Прокурор в интересах Саморокова Н.Г. обратился в суд с указанным иском к МО Сабинский сельсовет, требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ ветераном Великой Отечественной войны (далее ВОВ) Самороковым Н.Г. подано заявление в МО Сабинский сельсовет о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилье. Постановлением главы администрации МО Сабинский сельсовет № от ДД.ММ.ГГГГ Саморокову Н.Г. в постановке на учет в качестве нуждающегося отказано в силу ст. 53 ЖК РФ - в связи с намеренным ухудшением Самороковым Н.Г. своих жилищных условий. Считает оспариваемое решение незаконным и несоответствующим требованиям Жилищного кодекса РФ, Указу Президента № «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» по следующим основаниям.

Постановлением главы МО Сабинский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении учетной нормы жилья для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении» утверждена учетная норма для ветеранов ВОВ в размере 19 кв.м., для иных категорий граждан в размере 18 кв.м. То есть учетная норма установлена органом местного самоуправления ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, сделать выводы об ухудшении жилищных условий СамороковымН.Г., поставившим на регистрационный учет внука Юминова В.В. ДД.ММ.ГГГГ, невозможно.

Кроме того, Саморокову Н.Г. на праве общей долевой собственности принадлежит 1/2 трехкомнатной квартиры, общей площадью 55,8 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, д. Калы, <адрес>. В указанной квартире вместе с СамороковымН.Г. проживают его супруга Саморокова А.В. и внук Юминов В.В., то есть на каждого приходится по 18,6 кв.м., что менее учетной нормы, установленной МО Сабинский сельсовет для ветеранов ВОВ. Просит суд признать постановление главы администрации МО Сабинский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе гражданину Саморокову Николаю Георгиевичу нуждающимся в жилье и постановке на учет в качестве нуждающегося в жилье» незаконным, обязать МО Сабинский сельсовет поставить Саморокова Н.Г. как ветерана и инвалида ВОВ на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В судебном заседании помощник прокурора Асочакова Г.Г. заявленные требования поддержала, в их обоснование привела вышеизложенные обстоятельства, дополнительно суду пояснила, что внук Саморокова Н.Г. состоит на регистрационном учете и проживает с ДД.ММ.ГГГГ, МО Сабинский сельсовет утверждена учетная норма для ветеранов ВОВ ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем в действиях Саморокова Н.Г. не усматривается намерения на ухудшение своих жилищных условий, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.

Представитель администрации муниципального образования Сабинский сельсовет Ромашов Е.И. с заявленными требованиями не согласился, суду пояснил, что Самороков Н.Г. не может быть поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку, поставив на регистрационный учет в спорном жилом помещении внука Юминова В.В., намеренно ухудшил свои жилищные условия, в связи с чем в силу ст. 53 ЖК РФ приобретет право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет. Отказывая в предоставлении жилого помещения Саморокову Н.Г., МО Сабинский сельсовет произведен следующий расчет: общая площадь жилого помещения, а именно, <адрес> в д. Калы, 55,8 кв.м. минус 19 кв.м. (учетная норма жилья для Саморокова Н.Г., как ветерана ВОВ) = 36,8 кв.м., разделив последнюю сумму на 2 (в пользовании супруги Самороковой А.В. и внука ЮминоваВ.В.) = 18,4 кв.м., что является более учетной нормы, установленной для остальных категорий граждан, нуждающихся в жилом помещении.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Частями 4, 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ определено, что учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства (ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Согласно части 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Так, Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, постановлено: считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее Закон «О ветеранах»).

Так, п. 3 ч. 1 ст. 13 указанного Федерального закона предусмотрена социальная поддержка ветеранов в получении и содержании жилых помещений.

Инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения (п. 4 ч. 1 ст. 14 Закона «О ветеранах»).

Пунктом 3 ч. 1 ст. 15 приведенного закона определены меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, а именно участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

В судебном заседании установлено, что являясь участником Великой Отечественной войны, вместе с тем в соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об удостоверениях ветерана Великой Отечественной войны» ветераном ВОВ, а также в силу ч. 2 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) № 5-ФЗ «О ветеранах» инвалидом ВОВ Самороков Н.Г. ДД.ММ.ГГГГ обратился в МО Сабинский сельсовет с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении и постановке на учет (л.д. 6, 7, 19).

Решением жилищной комиссии по администрации МО Сабинский сельсовет № от ДД.ММ.ГГГГ Саморокову Н.Г. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании статьи 53 Жилищного кодекса РФ (л.д. 20), о чем вынесено оспариваемое постановление № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22).

Проанализировав ст. 53 Жилищного кодекса РФ и основания отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося, суд пришел к выводу о незаконности вынесенного решения, поскольку последнее не соответствует требованиям закона, регулирующего данные правоотношения.

Так, из ст. 53 Жилищного кодекса РФ следует, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Как видно из материалов дела и установлено в судебном заседании, супруги Самороковы являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: д.Калы, <адрес>2 (л.д. 24-26), согласно данных из похозяйственной книги № с ДД.ММ.ГГГГ в указанной квартире поставлен на регистрационный учет и проживает внук Юминов В.В. (л.д. 15-17). Учетная же норма, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан, в том числе участникам и инвалидам ВОВ, общей площадью жилого помещения для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, органом местного самоуправления определена ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21). Таким образом, Самороков Н.Г., распоряжаясь квартирой и предоставляя право пользования ею Юминову В.В., не мог предугадать размер учетной нормы для ветеранов, инвалидов и участников ВОВ, соответственно, не имел намерения ухудшить свои жилищные условия для признания его в качестве нуждающегося.

Суд пришел к выводу, что норма права, на основании которой вынесено постановление, - ст. 53 Жилищного кодекса РФ в настоящем случае не применима, содержание оспариваемого решения нарушает требование законодательства, что свидетельствует о его незаконности.

Признавая необоснованным расчет представителя администрации МО Сабинский сельсовет об учетной норме, суд руководствовался ч. 2 ст. 31 Жилищного кодекса РФ и пунктом 20 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями», согласно которым члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

С учетом изложенного суд пришел к выводу, что при расчете учетной нормы необходимо общую площадь жилого помещения делить на всех членов семьи, проживающих в нем, в равных долях, соответственно, 55,8 кв.м. : 3 = 18,6 кв.м.

Таким образом, площадь жилого помещения, используемого Самороковым Н.Г. для проживания (18,6 кв.м.), ниже учетной нормы, установленной для ветеранов, инвалидов и участников ВОВ в целях признания последних нуждающимися в жилом помещении и постановке их на учет.

Проанализировав исследованные судом доказательства в их совокупности, суд признает требованияпрокурора о признании незаконным постановления администрации муниципального образования Сабинский сельсовет, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать постановление главы администрации муниципального образования Сабинский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе гражданину Саморокову Николаю Георгиевичу нуждающимся в жилье и постановке на учет в качестве нуждающегося в жилье» незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования Сабинский сельсовет поставить на учет Саморокова Н.Г. в качестве нуждающегося в жилом помещении.

На решение могут быть поданы кассационная жалоба и представление в Верховный Суд <адрес> через Бейский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения суда в окончательной форме.

Судья: А.А. Бызова

Справка: мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: А.А. Бызова