об обязании государственной регистрации права собственности на гидротехническое сооружение



Дело № 2-389/2010 год

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Бея Бейского района Республики Хакасия 23 ноября 2010 года

Бейский районный суд в составе

председательствующего судьи Бызовой А.А.,

при секретаре Гавриловой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бейского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Куйбышевский сельсовет (далее МО Куйбышевский сельсовет) об обязании обращения в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет гидротехнического сооружения (далее ГТС) в качестве бесхозяйного,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском к МО Куйбышевский сельсовет, требования мотивировал тем, что на территории МО Куйбышевский сельсовет имеется ГТС, не имеющее паспорта и декларацию безопасности по причине отсутствия собственника. Согласно акта № от ДД.ММ.ГГГГ Енисейским управлением Ростехнадзора проведена внеплановая выездная проверка в отношении бесхозяйных ГТС, расположенных на территории <адрес>, по результатам которой приняты решения о включении 15 ГТС, расположенных на территории района, являющихся бесхозяйными, подлежащих государственному контролю и надзору за безопасностью ГТС, по которым должны быть завершены работы по оформлению права собственности, в том числе дамба на <адрес>, восточнее а. <адрес>. В соответствии с п. 1 ст. 22.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах, их ограничения (обременения), сделки с указанными сооружениями подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав по месту нахождения данных объектов в порядке, установленном данным законом. Права на данный объект недвижимости не зарегистрированы. В соответствии с действующим законодательством бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Пунктами 16, 19 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», установлено, что в собственности муниципальных поселений могут находиться пруды, обводненные карьеры на территории поселения; имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Считает, что органом, уполномоченным обратиться с заявлением о государственной регистрации права является администрация МО Куйбышевский сельсовет, так как вышеуказанное ГТС находится на территории Куйбышевского сельсовета. Нерегистрация прав на бесхозяйное ГТС ведет к необеспечению его безопасности, что создает угрозу наступления чрезвычайной ситуации, нарушает законодательство о безопасности ГТС, что в свою очередь влечет нарушение прав граждан на защиту от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Просит суд обязать МО Куйбышевский сельсовет в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного ГТС: дамба на <адрес>, восточнее а. <адрес>, а также обязать МО Куйбышевский сельсовет организовать составление декларации безопасности данного комплекта ГТС и предоставить их в Енисейское управление Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору в течение 3-х месяцев с момента государственной регистрации права собственности.

В судебном заседании помощник прокурора Асочакова Г.Г. заявленные требования уточнила, просила обязать МО Куйбышевский сельсовет в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного ГТС: дамба на <адрес>, восточнее а. <адрес>, в обоснование своих требований привела вышеизложенные обстоятельства.

Представитель ответчика МО Куйбышевский сельсовет Анчекова Л.К. заявленные исковые требования не признала, суду пояснила, что указанна дамба угрозы для населения поселения не представляет. Дорога, расположенная на данной дамбе, не является единственным сообщением аал Койбалы, так как имеется обводная проселочная дорога через д. Уты. Просила суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме, так как постановка на учет бесхозяйных недвижимых вещей не входит в полномочия администрации поселения.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - Енисейского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее Енисейское управление Ростехнадзора) Емелин В.М. заявленные требования поддержал, суду пояснил, что спорная дамба является ГТС, то есть сооружением, служащим защитой от вредного воздействия вод. Дамба защищает дорогу от разлива протоки <адрес>. В случае разлива <адрес> возможно разрушение дамбы, в результате чего будет нарушено нормальное сообщение жизнедеятельности населения, проживающего в границах поселения. В ходе проверки установлено, что указанное ГТС бесхозяйное, в связи с чем Енисейское управление Ростехнадзора обратилось в прокуратуру <адрес> для установления собственника.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> (далее Главное управление МЧС России по <адрес>) Гараев С.А. поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить, суду пояснил, что дорога, расположенная на спорной дамбе, является единственным путем сообщения населения, проживающего в аал Койбалы, с другими населенными пунктами. Дорога, ведущая в аал Койбалы через д. Уты, проселочная, с большей протяженностью. Для предотвращения чрезвычайных ситуаций необходима кратчайшая дорога для проезда экстренных служб и сообщения аала Койбалы с другими населенными пунктами. В случае паводка дамба может быть размыта, в результате чего будет нарушена жизнедеятельность населения.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - администрации муниципального образования <адрес> Ягодкин А.С. с заявленными требованиями согласился, суду пояснил, что в случае разрушения дамбы, участок дороги аал Койбалы может быть затоплен.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что заявление требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В силу п. 1 ст. 21.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах, их ограничения (обременения), сделки с указанными сооружениями подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав по месту нахождения данных объектов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее Федеральный закон № 117-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ) гидротехнические сооружения вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений.

Из справки Бейского филиала ГУП РХ УТИ и технического паспорта следует, что дамба, на реке Абакан, восточнее аал Койбалы, <адрес> является ГТС (л.д. 93-118, 119), находящимся на территории МО Куйбышевский сельсовет, что не оспаривается сторонами.

Как видно из материалов дела, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав на вышеуказанный объект отсутствуют (л.д. 13, 31), в муниципальной собственности района и в государственной собственности <адрес> не находится (л.д. 30, 44).

Актом № от ДД.ММ.ГГГГ Енисейского управления Ростехнадзора установлены бесхозяйные комплексы ГТС, подлежащие государственному контролю и надзору за безопасностью ГТС, по которым должны быть завершены работы по оформлению права собственности, в том числе ГТС - дамба на <адрес>, восточнее а. Койбалы МО <адрес>, находящееся в предаварийном техническом состоянии, создающее угрозу для участка автодороги Куйбышево-Койбалы (л.д. 48-92).

Согласно ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 4-ФЗ «О мелиорации земель» мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ) в собственности поселений могут находиться: имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ к вопросам местного значения поселения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В п. 8 ч. 1 ст. 9 Устава МО Куйбышевский сельсовет закреплены положения, аналогичные положениям Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со статьями 3, 9 Федерального закона № 117-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.

Как усматривается из материалов дела, названные меры, установленные федеральным законом, не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку они разрабатываются и предписываются для исполнения лицу или руководителю органа, которому принадлежит гидротехническое сооружение.

В этой связи отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Согласно п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Поскольку такого рода объект расположен в административных границах МО Куйбышевский сельсовет, необращение администрации МО Куйбышевский сельсовет в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ.

Вышеприведенные основания опровергают доводы представителя ответчика МО Куйбышевский сельсовет Анчековой Л.К. о том, что постановка на учет бесхозяйных недвижимых вещей не входит в полномочия администрации поселения.

Проанализировав исследованные судом доказательства в их совокупности, суд признает требованияпрокурора к МО Куйбышевский сельсовет об обязании обращения в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет ГТС в качестве бесхозяйного законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Куйбышевский сельсовет обратиться в срок до ДД.ММ.ГГГГ в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения - дамба на <адрес>, восточнее аал <адрес> в качестве бесхозяйного.

На решение могут быть поданы кассационная жалоба, представление в Верховный Суд <адрес> через Бейский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения суда в окончательной форме.

Судья: А.А. Бызова

Справка: мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: А.А. Бызова