ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Бея Бейского района Республики Хакасия 27 января 2010 года
Бейский районный суд в составе
председательствующего Бызова А.А.,
при секретаре Гавриловой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> в интересах Кайлачаковой Ольги Анатольевны об оспаривании действий Управления социальной поддержки населения муниципального образования <адрес> (далее Управления социальной поддержки населения),
УСТАНОВИЛ:
<адрес> в интересах Кайлачаковой О.А. обратился в суд с указанным заявлением, требования мотивировал тем, что Управление социальной поддержки населения отказало Кайлачаковой О.А. в начислении и выплате субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с тем, что последней не предоставлены в полном объеме необходимые документы, а именно справка о доходах отца несовершеннолетнего ребенка Бурнаева Г.Г. - Бурнаева Г.А. Несовершеннолетний ребенок является членом семьи Кайлачаковой О.А. БурнаевГ.А. членом ее семьи не является, с Кайлачаковой О.А. в зарегистрированном браке не состоит, совместно не проживает. При этом ст. 159 ЖК РФ предусматривает, что субсидии предоставляются с учетом совокупного дохода семьи, на основании заявлений граждан с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов семьи. Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Правительством РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Пунктом 8 указанных правил предусмотрены документы, предоставляемые для получения субсидий, в том числе документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии, к каковым доход отца несовершеннолетнего ребенка Бурнаева Г.А. не относится, так как последний не подпадает под п. 18 данных Правил, не является членом семьи Кайлачаковой О.А. Требование Управления социальной поддержки о предоставлении Кайлачаковой О.А. справки о доходах отца ребенка - Бурнаева Г.А. противоречит п.п.8, 18 вышеуказанных Правил предоставления субсидий. Просит признать оспариваемые действия Управления социальной поддержки населения незаконными, обязать Управление устранить допущенные нарушения.
Прокурор Полежаева Н.С. заявление об оспаривании действия Управления социальной поддержки поддержала, в обоснование требований привела вышеизложенные обстоятельства.
Заявитель Кайлачакова О.А. требования прокурора поддержала, дополнительно суду пояснила, что в Управление социальной поддержки населения предоставила все документы о своих доходах и доходах ребенка, как члена своей семьи, в том числе и справку о том, что алименты на содержание ребенка не получает, однако специалисты потребовали справку о доходах отца ребенка, который, по ее мнению, членом семьи не является, так как в зарегистрированном браке с ней не состоял, совместно не проживал. Управлением социальной поддержки населения в начислении и выплате субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ей было отказано в устной форме.
Представитель Управления социальной поддержки населения КотельниковаГ.М. с заявлением не согласилась, суду пояснила, что Кайлачакова О.А. обратилась с заявлением о начислении и выплате субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предоставив неполный пакет документов. Специалистами Управления ей было разъяснено о необходимости предоставить справку о доходах отца ребенка (члена семьи Кайлачаковой О.А.) или справку о получении (неполучении) алиментов на содержание ребенка.
Представители заинтересованного лица Министерства труда и социального развития <адрес> (далее Министерство) Мель Т.В. и Головина И.Г. с заявлением не согласились, суду пояснили, что Министерство выступает в качестве распорядителя финансовых средств в социальной сфере. Согласно Правил «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, для предоставления субсидии в состав семьи заявителя включаются граждане, которым начисляются субсидии, то есть все члены его семьи, указанные в данном заявлении (п.п. 8 и 18 Правил), а для определения совокупного дохода семьи получателя субсидии в составе совокупного дохода семьи учитываются доходы граждан, которые являются по отношению к получателю субсидии или членам его семьи: супругом, родителями или усыновителями несовершеннолетних детей, несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными, независимо от того, раздельно или совместно они проживают (п. 33 Правил). Основным юридическим фактом, порождающим взаимные права и обязанности родителей и их несовершеннолетних детей, является факт государственной регистрации отцовства несовершеннолетнего ребенка в установленном законом порядке (свидетельство о рождении ребенка), а не факт их совместного проживания. Кроме того, из п. 65 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных приказом Минрегиона РФ и Минздравсоцразвития РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что суммы алиментов учитываются в доходе ребенка, которому они причитаются. При этом факт раздельного проживания Кайлачаковой О.А. и отца ребенка - БурнаеваГ.А. не оспаривается.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований прокурора по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 159 Жилищного Кодекса РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 названной статьи).
Так, Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее Правила предоставления субсидий).
В п. 8 указанных Правил перечислены документы, представляемые с заявлением о предоставлении субсидии, в том числе документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии (пп. г).
Согласно п. 18 Правил предоставления субсидий в состав семьи заявителя могут входить заявитель и граждане, являющиеся:
а) членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в соответствии со статьей 69 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) членами семьи собственника жилого помещения в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) членами семьи иных граждан, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в соответствии со статьей 2 Семейного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 33 Правил предоставления субсидий при исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии независимо от раздельного или совместного проживания учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи:
а) супругом (супругой);
б) родителями или усыновителями несовершеннолетних детей;
в) несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными.
Таким образом, исходя из правового статуса супругов, несовершеннолетних детей и их родителей, определяемого семейным законодательством, Правительство Российской Федерации установило, что при исчислении совокупного дохода семьи для получения субсидии не имеет правового значения факт раздельного или совместного проживания указанных граждан с получателем субсидии.
Управлением социальной поддержки населения и Министерством труда и социального развития РХ факт раздельного проживания Кайлачаковой О.А. и Бурнаева Г.А. не оспаривается и признается, соответственно, в силу ч. 2 ст. 68 ГПК РФ доказыванию не подлежит.
Из анализа указанных норм права следует, что пунктом 8 Правил предоставления субсидий предусмотрены документы, требуемые для начисления и получения субсидий, пунктом 18 названных Правил определены граждане, входящие в состав семьи. Однако данные нормы Правил не устанавливают порядка определения состава семьи получателя субсидии, который определен пунктом 33 Правил.
Так, пунктом 8 перечислены документы, необходимые для начисления и выплаты субсидий, в котором прямого указания на необходимость предоставления документов, подтверждающих доходы отца несовершеннолетнего ребенка, не являющегося членом семьи, нет. Однако пунктом 33 названных Правил установлен порядок исчисления совокупного дохода семьи получателя субсидии, которым учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи родителями.
По отношению к ситуации с Кайлачаковой О.А. к таковым относится отец несовершеннолетнего ребенка Бурнаева Г.Г., являющегося членом семьи Кайлачаковой О.А., - Бурнаев Г.А.
Таким образом, доводы прокурора о противоречии требования Управления социальной поддержки о предоставлении Кайлачаковой О.А. справки о доходах отца ребенка - Бурнаева Г.А. пунктам 8, 18 вышеуказанных Правил предоставления субсидий являются несостоятельными.
Ссылка прокурора на противоречия, существующие, по ее мнению, в пунктах 8 и 18 с одной стороны и в пункте 33 - с другой стороны не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
Таким образом, требование Управления социальной поддержки населения о необходимости предоставления Кайлачаковой О.А. справки о доходах отца ребенка - Бурнаева Г.А. является не противоречащим законодательству, соответственно, требования прокурора о признании действий Управления социальной поддержки населения незаконными удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления прокурора <адрес> в интересах Кайлачаковой Ольги Анатольевны об оспаривании действий Управления социальной поддержки населения в <адрес> отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд <адрес> через Бейский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: А.А. Бызова
Справка: Мотивированное решение суда в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: А.А. Бызова