Дело № 2-352/2010 год
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Бея Бейского района Республики Хакасия 16 сентября 2010 года
Бейский районный суд Республики Хакасия
в составе председательствующего судьи Тупицина В.Н.,
при секретаре Гировой И.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными действий администрации муниципального образования Новотроицкий сельсовет, обязании организовать сбор и вывоз отходов с территории муниципального образования Новотроицкий сельсовет (далее МО Новотроицкий сельсовет) и ликвидировать несанкционированную свалку,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с указанным заявлением о признании незаконными действий администрации муниципального образования Новотроицкий сельсовет, обязании организовать сбор и вывоз отходов с территории муниципального образования Новотроицкий сельсовет (далее МО Новотроицкий сельсовет) и ликвидировать несанкционированную свалку, требования мотивировал тем, что на территории МО Новотроицкий сельсовет не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов. Объектов размещения отходов производства и потребления, соответствующих современным требованиям экологического законодательства, не имеется. Вывоз отходов потребления осуществляется на земельный участок, расположенный на расстоянии около 1,0 км от жилой застройки восточнее села Новотроицкое.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Федеральный закон № 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно ч.3 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления, и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Орган местного самоуправления поселенческого уровня обязан организовать сбор отходов производства и потребления, соответствующий требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, а также вывоз ТБО на объекты, постановленные на учет в государственный реестр объектов размещения отходов. Однако, данная обязанность исполнительным органом МО Новотроицкий сельсовет не исполняется.
При таких обстоятельствах, действия исполнительного органа местного самоуправления МО Новотроицкий сельсовет по организации сбора отходов производства и потребления без разделения на виды и вывоза бытовых отходов на свалки, не постановленные на учет в государственном реестре объектов размещения, является нарушением действующего законодательства и влечет нарушения конституционных прав неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.
Просит суд признать действия администрации МО Новотроицкий сельсовет по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории МО Новотроицкий сельсовет, размещение их на территории несанкционированных свалок с нарушением действующего законодательства - незаконными. Обязать администрацию МО Новотроицкий сельсовет организовать сбор и вывоз отходов с территории МО Новотроицкий сельсовет в соответствии с нормами действующего законодательства на поставленные на учет в государственном реестре объектов размещения отходов в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Обязать администрацию МО Новотроицкий сельсовет ликвидировать в срок до ДД.ММ.ГГГГ несанкционированную свалку, расположенную на территории МО Новотроицкий сельсовет, на расстоянии около 1,0 км от жилой застройки восточнее села Новотроицкое.
В судебном заседании и.о. прокурора Мякишева Т.Ю. требования изложенные в заявлении поддержала в полном объеме, и просила их удовлетворить, в части обязания администрацию МО Новотроицкий сельсовет организовать сбор и вывоз отходов, а также ликвидировать несанкционированную свалку, просит срок продлить до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель заинтересованного лица - МО Новотроицкий сельсовет в судебное заседание не явился, по неизвестной причине, о дне и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом, каких либо возражений по существу требований суду не предоставил.
Выслушав и.о. прокурора, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу п. п. 1, 2, 3, 6 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; от захламления отходами производства и потребления; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
Из ч. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон № 7-ФЗ) следует, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Федеральный закон №) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.3 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления. И должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии со ст. 75 Федерального закона № 7-ФЗ за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Из п. 1 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ следует, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно Акта обследования земельного участка на территории Новотроицкий сельсовета организована свалка, на расстоянии в 1,0 км от жилой застройки восточнее села Новотроицкое (л.д.25).
В результате осмотра выявлено: площадка не имеет правоустанавливающих документов на землю. Основная масса ТБО составляет: отходы растениеводства и животноводства, бумага, пластик, стекло, картон, полиэтилен, шлак котельных, навоз, остатки одежды и тряпья. Основной объем отходов сдвинут и сформирован в кучу но не утилизирован, по периметру свалка окопана траншеей и обвалована, с левой стороны свалки выкопана яма, для слива жидких бытовых отходов, подъездные пути расчищены.
Из смысла ст.12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» следует, что размещение отходов вносится в государственный реестр объектов размещения отходов и запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии с ч.3 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов.
Следовательно, орган местного самоуправления поселенческого уровня обязан организовать сбор отходов производства и потребления, соответствующий требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, а также вывоз ТБО на объекты, постановленные на учет в государственный реестр объектов размещения отходов. Однако, данная обязанность исполнительным органом МО Новотроицкий сельсовет не исполняется.
Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную среду. Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза отходов и мусора может привести и приводит к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную среду.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что в на территории МО Новотроицкий сельсовет не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов, не определен порядок сортировки отходов на их виды, места сбора и вывоза бытовых отходов находятся близко от населенного пункта, их территория не огорожена, свалка не имеет санитарно-эпидемиологического заключения, не разработаны регламент и режим работы свалки, не решен вопрос об отводе земельных участков для размещения твердых бытовых отходов. Так, администрацией МО Новотроицкий сельсовет мер к сбору и вывозу отходов и мусора в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства не принимается, отходы и мусор на несанкционированном месте администрацией МО Новотроицкий сельсовет не ликвидированы.
Проанализировав исследованные судом доказательства в их совокупности, суд признает требованияпрокурора о признании действий администрации муниципального образования Новотроицкий сельсовет незаконными - обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что в силу пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, государственная пошлина в размере 200 руб. (п. 7. ч.1 ст. 333.19 НК РФ) подлежит взысканию с администрации МО Новотроицкий сельсовет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, судРЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать действия администрации муниципального образования Новотроицкий сельсовет по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования Новотроицкий сельсовет, размещение их на территории несанкционированных свалок с нарушением действующего законодательства незаконными.
Обязать администрацию муниципального образования Новотроицкий сельсовет <адрес> организовать сбор и вывоз отходов с территории муниципального образования Новотроицкий сельсовет, в соответствии с нормами действующего законодательства на поставленные на учет в государственном реестре объектов размещения отходов в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать администрацию муниципального образования Новотроицкий сельсовет ликвидировать несанкционированную свалку в срок до ДД.ММ.ГГГГ, расположенную на территории муниципального образования Новотроицкий сельсовет на расстоянии около 1,0 км от жилой застройки восточнее села Новотроицкое.
Взыскать с администрации муниципального образования Новотроицкий сельсовет государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей в доход бюджета муниципального района.
На решение могут быть поданы кассационная жалоба, представление в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда <адрес> через Бейский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья В.Н. Тупицин
Резолютивная часть решения оглашена ДД.ММ.ГГГГ.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.