Дело № 2- 358/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Бея Бейского района Республики Хакасия 05 октября 2010 года
Бейский районный суд Республики Хакасия
в составе председательствующего судьи Тупицина В.Н.,
при секретаре Гировой И.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бейского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования Новоенисейский сельсовет (далее АМО Новоенисейский сельсовет) об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с указанным иском к АМО Новоенисейский сельсовет об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, требования мотивировал тем, что прокуратурой района совместно с отделением государственного пожарного надзора <адрес> ГУ МЧС России по <адрес> (далее Госпожарнадзор) установлены нарушения противопожарного законодательства, допущенные АМО Новоенисейский сельсовет.
Так, в нарушение п. 112 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерством чрезвычайных ситуаций РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее ППБ 01-03) для населенных пунктов органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие), в МО Новоенисейский сельсовет отсутствуют минерализованные полосы вокруг населенных пунктов <адрес>, д.Новониколаевка, д.Буденовка, отвечающие требованиям ГОСТ.
В нарушение требований п.94, п.90 ППБ 01-03 в <адрес> на естественном водоеме - <адрес>, пожарные пирсы не обустроены.
В связи с чем просит обязать АМО Новоенисейский сельсовет устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в целях:
1. создать минерализованные полосы в МО Новоенисейский сельсовет вокруг населенных пунктов <адрес>, д.Новониколаевка, д.Дмитриевка в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
2. устроить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года к <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
3. на все выполненные работы получить положительное заключение Отдела Государственного пожарного надзора в <адрес> о соответствии их требованиям противопожарной безопасности. Данные заключения предоставить в прокуратуру <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании прокурор (помощник) Асочакова Г.Г. от исковых требований отказался в части получения положительного заключения Отдела Государственного пожарного надзора в <адрес> о соответствии требований противопожарной безопасности и предоставления его в прокуратуру, на удовлетворении остальной части исковых требований настаивает по указанным в заявлении основаниям.
Представитель ответчика АМО Новоенисейский сельсовет - извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, каких либо возражений по существу иска не предоставил, ходатайств об отложении не поступало. В силу ч.4 ст.167 ГПК РФ, суд рассматривает дело в отсутствие представителя ответчика.
Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - начальник Отделения Государственного пожарного надзора <адрес> ОПС № Тарасенко В.В. и начальник ОГПН <адрес> Ваганов А.С. заявленные требования поддержали, суду пояснили, что при проведении проверки соблюдения пожарной безопасности были выявлены нарушения, которые необходимо устранить для предотвращения вредных последствий. Считают требования прокурора законными и обоснованными, поскольку выявленные нарушения требований норм пожарной безопасности создают реальную угрозу жизни людей.
Выслушав помощника прокурора, представителей третьего лица, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что заявление требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее ФЗ №) под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Из ч. 1 ст. 2 ФЗ № следует, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В соответствии с положениями ст. 20 ФЗ № регламентировано, что нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.
Согласно п. 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Министерством по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации (далее МЧС РФ) от ДД.ММ.ГГГГ №, правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В рамках нормативного правового регулирования в области пожарной безопасности приказом Министерства чрезвычайных ситуаций РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее ППБ 01-03), регулирующие правоотношения в области безопасности и устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
В силу ст. 15 Конституции Российской Федерации и вышеперечисленных норм права, данные Правила обязательны для исполнения всеми гражданами, должностными и юридическими лицами на территории Российской Федерации.
Согласно п. 3 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктах.
В ст.63 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» закреплено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Из п. 112 ППБ 01-03 следует, что для населенных пунктов органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).
Кроме того, п.90, п.94 ППБ 01-03 установлено, что у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. Также при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Так, в судебном заседании установлено, что АМО Новоенисейский сельсовет нарушены требования норм и правил пожарной безопасности, что подтверждается Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому на территории МО отсутствует целевая программа по вопросам обеспечения пожарной безопасности в населенных пунктов <адрес>, д.Дмитриевка, д.Новониколаевка, не разработан план привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории Новоенисейского сельского совета (л.д. 17-18). На основании Акта ДД.ММ.ГГГГ выписано предписание № по устранению нарушений требований пожарной безопасности (л.д.19). В соответствии с суточным актом от ДД.ММ.ГГГГ начальником пож.ч.№ 2ОПС № Борисовым Д.Л. осмотрены пожарные гидранты (водонапорные башни, пирсы), в ходе проверки обнаружены неисправности: в <адрес>, не соответствует требованиям стандарта, подъезд неудовлетворительный (крутой спуск), по <адрес> - нет указателей согласно ГОСТа; в д.Новониколаевка, ПГ, <адрес> - сломана колона гидранта; в д.Дмитриевка ВБ и ПП <адрес> - нет указателей согласно ГОСТа, пирс не имеет твердого покрытия (л.д.13). Согласно Протокола заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Главам МО сельсоветов рекомендовано организовать защиту населенных пунктов минерализованными полосами, при наличии привести их в соответствии с нормами положенности; оборудовать имеющиеся источники противопожарного возоснобжения условиями для забора воды для пожаротушения (приспособлениями и указателями); организовать свободные подъезды для пожарных машин возле учебных и детских учреждений; и т.д. (л.д.7-8). ДД.ММ.ГГГГ группой в составе руководителя Богданова А.В., первого заместителя главы АМО <адрес>, членов группы Попцова С.М. начальника отдела по делам ГО и ЧС МО <адрес>, Тарасенко В.В., начальника ОПС-9 - составлен Акт № по проверке выполнения рекомендованных, согласно протокола КЧС и ПБ от ДД.ММ.ГГГГ №, мероприятий по первичным мерам пожарной безопасности на территории МО <адрес>. В результате проверки установлено, что по Новоенисейскому сельсовету: - имеется скважина в <адрес> (приспособленная для заправки водой), пожарный водоем в школе д.Новониколаевка. Пирсы на <адрес> в <адрес>, оз.Черное в д.Дмитриевка не оборудованы согласно установленным требованиям; - минерализованные полосы сделаны частично в д.Новониколаевка, которые не соответствуют установленным требованиям (л.д.20). В связи с выявленными нарушениями начальником ОГПН <адрес> прокурора <адрес> направлено информационное письмо о проведении проверок органов местного самоуправления (л.д.21.) ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором <адрес> Баузер Н.А. совместно с помощником прокурора Асочаковой Г.Г. проведена проверка на территории МО Новоенисейский сельсовет, в ходе которой установлено, что не разработана муниципальная целевая программа по вопросу обеспечения пожарной безопасности (п.3), не осуществляется контроль за исполнением плана привлечения сил и средств для тушения пожаров (п.4)., не обеспечено оповещение населения о пожаре (п.7). В <адрес>, на расположенном вблизи села естественном водоеме, для забора воды пожарной техникой в любое время года, не устроен пирс, с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров (ППБ01-03 п.94), водонапорная башня, расположенная по <адрес> не приспособлена для забора воды пожарной техникой в любое время суток (ППБ 01-03 п.89), не организовано обустройство минерализованных полос, рекомендованное постановлением правительства РХ от ДД.ММ.ГГГГ №. В д.Дмитриевка минерализованная полоса не соответствует п.3 методических рекомендаций по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории МО РХ, утвержденных постановлением правительства РХ от ДД.ММ.ГГГГ №, Водонакопительная емкость не приспособлена для забора воды пожарной техникой в любое время суток (ППБ 01-03 п.95), на расположенном вблизи деревни естественном водоеме, для забора воды пожарной техникой в любое время года не устроен пирс, с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров (ППБ 01-03 п.94), у водоисточников, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели с указанием расстояния до водоисточника (ППБ 01-03 п.90). В д.Новониколаевка минерализованная полоса не соответствует п.3 методических рекомендаций по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории МО РХ, утвержденных постановлением правительства РХ от ДД.ММ.ГГГГ №, населенный пункт не обеспечен запасом воды для целей пожаротушения (ППБ 01-03 п.114) (л.д.22).
В соответствии с ч. 3 ст. 220 ГПК РФ прекращает в этой части производство по делу.
Проанализировав добытые и исследованные судом доказательства в их совокупности, суд признает требованияпрокурора об обязании АМО Новоенисейский сельсовет произвести необходимые действия по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности Российской Федерации законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что в силу пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, государственная пошлина в размере 200 руб. (п. 7. ч.1 ст. 333.19 НК РФ) подлежит взысканию с администрации МО Новоенисейский сельсовет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, судРЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Новоенисейский сельсовет <адрес> создать минерализованные полосы в муниципальном образовании Новоенисейский сельсовет вокруг населенных пунктов <адрес>, д.Новониколаевка, д.Дмитриевка в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Устроить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года к <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с администрации муниципального образования Новоенисейский сельсовет государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей в доход бюджета муниципального района.
На решение могут быть поданы кассационная жалоба, представление в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда <адрес> через Бейский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья В.Н. Тупицин
Резолютивная часть решения объявлена ДД.ММ.ГГГГ.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.