о признании действия незвконными



Дело № 2-355/2010 год

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Бея Бейского района Республики Хакасия 20 сентября 2010 года

Бейский районный суд Республики Хакасия

в составе председательствующего судьи Тупицина В.Н.,

при секретаре Гировой И.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Бейского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными действий администрации муниципального образования Бейский сельсовет, обязании организовать сбор и вывоз отходов с территории населенных пунктов муниципального образования Бейский сельсовет (далее МО Бейский сельсовет), ликвидировать несанкционированные свалки и произвести рекультивацию свалок,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с указанным заявлением о признании незаконными действий администрации муниципального образования Бейский сельсовет, обязании организовать сбор и вывоз отходов с территории населенных пунктов муниципального образования Бейский сельсовет (далее МО Бейский сельсовет), ликвидировать несанкционированные свалки и произвести рекультивацию свалок, а также обратиться в уполномоченный орган для регистрации площадки «западная» в государственный реестр объектов размещения отходов, требования мотивировал тем, что на территории МО Бейский сельсовет не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов. Объектов размещения отходов производства и потребления, соответствующих современным требованиям экологического законодательства, не имеется. Вывоз отходов потребления осуществляется на земельные участки, расположенные:

1. площадка «западная» в 1,5 км от жилой застройки западнее <адрес> в районе Кирпичного завода на площади около 2 га;

2. площадка «восточная» на расстоянии около 200 м от жилой застройки в юго-восточной части села Бея на площадки около 2,25 га;

3. на расстоянии 500 м от жилой застройки южной окраины д.Дехановка на площади около 0,5 га.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Федеральный закон № 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно ч.3 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления, и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Орган местного самоуправления поселенческого уровня обязан организовать сбор отходов производства и потребления, соответствующий требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, а также вывоз ТБО на объекты, постановленные на учет в государственный реестр объектов размещения отходов. Однако, данная обязанность исполнительным органом МО Бейский сельсовет не исполняется.

При таких обстоятельствах, действия исполнительного органа местного самоуправления МО Бейский сельсовет по организации сбора отходов производства и потребления без разделения на виды и вывоза бытовых отходов на свалки, не постановленные на учет в государственном реестре объектов размещения, является нарушением действующего законодательства и влечет нарушения конституционных прав неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.

Просит суд признать действия администрации МО Бейский сельсовет по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории МО Бейский сельсовет, размещение их на территории несанкционированных свалок с нарушением действующего законодательства - незаконными. Обязать администрацию МО Бейский сельсовет организовать сбор и вывоз отходов с территории МО Бейский сельсовет в соответствии с нормами действующего законодательства на поставленные на учет в государственном реестре объектов размещения отходов в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Обязать администрацию МО Бейский сельсовет ликвидировать в срок до ДД.ММ.ГГГГ несанкционированные свалки, расположенные на территории МО Бейский сельсовет, расположенные:

1. площадка «восточная» на расстоянии около 200 м от жилой застройки в юго-восточной части села Бея на площадки около 2,25 га и произвести рекультивацию данного земельного участка;

2. на расстоянии 500 м от жилой застройки южной окраины д.Дехановка на площади около 0,5 га и произвести рекультивацию данного земельного участка.

Обратиться в уполномоченный орган для регистрации площадки «западная» в государственный реестр объектов размещения отходов.

В судебном заседании помощник прокурора Асочакова Г.Г. требования изложенные в заявлении уточнила, считает возможным в части обязания администрацию МО Бейский сельсовет организовать сбор и вывоз отходов, а также ликвидировать несанкционированные свалки, продлить срок. От требований обращения в уполномоченный орган для регистрации площадки «западная» в государственный реестр объектов размещения отходов отказалась, в остальной части требования прокурора поддержала в полном объеме, просит их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица - МО Бейский сельсовет глава администрации Спирин А.Г., с требованиями прокурора не согласен, просит отказать в их удовлетворении, суду пояснил, что вопрос по свалкам поднят своевременно, они занимаются организаций и вывозкой мусора. Для этих целей создали МУП Теплосети, за которыми осуществляют контроль. В тоже время МУП Теплосети занимается вывозкой мусора лишь от тех домов, где есть мусорные баки, основная масса граждан вывозят мусор самостоятельно. В настоящее время решается вопрос об отводе земельного участка под свалку. Выделенные деньги на утилизацию освоены в полном объеме. Больше денег в бюджете на эти цели нет.

Представитель заинтересованного лица - МО Бейский сельсовет - адвокат Зайцев В.О. суду пояснил, что администрация МО Бейский сельсовет исполняет свои функции на том уровне, в котором осуществляется финансирование. Программа действий по ликвидации несанкционированных свалок есть, но денег под нее не выделено. Требования прокурора могут быть выполнены лишь при наличии финансирования. Просит в удовлетворении требований прокурора отказать в полном объеме.

Выслушав помощника прокурора, представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу п. п. 1, 2, 3, 6 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; от захламления отходами производства и потребления; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.

Из ч. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон № 7-ФЗ) следует, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно п. п. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Федеральный закон №) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.3 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления. И должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В соответствии со ст. 75 Федерального закона № 7-ФЗ за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Из п. 1 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ следует, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В судебном заседании установлено, что в границах поселения (муниципального образования Бейский сельсовет) находятся следующие площадки для временного хранения ТБО:

1. площадка «западная» в 1,5 км от жилой застройки западнее <адрес> в районе Кирпичного завода на площади около 2 га;

2. площадка «восточная» на расстоянии около 200 м от жилой застройки в юго-восточной части села Бея на площадки около 2,25 га;

3. на расстоянии 500 м от жилой застройки южной окраины д.Дехановка на площади около 0,5 га.

Согласно Акта обследования площадок для временного хранения ТБО от ДД.ММ.ГГГГ, на территории Бейского сельсовета организованы свалки:

1. площадка «западная» в 1,5 км от жилой застройки западнее <адрес> в районе Кирпичного завода;

2. площадка «восточная» на расстоянии около 200 м от жилой застройки в юго-восточной части села Бея;

В результате осмотра выявлено: Площадки не имеют правоустанавливающих документов.

Площадь «западной» площадки 2 га, объем ТБО 2000 м3. Состав ТБО в основной массе представлен: остатками пищевых продуктов, отходами растениеводства и животноводства, бумагой, пластиком, стеклом, картоном, полиэтиленом, шлаком котелен, навозом, остатками одежды. Основной объем отходов сдвинут и сформирован в кучу, но не утилизирован, ограждение сеткой отсутствует, подъездные пути расчищены.

Площадь «восточной» площадки 2,25 га, объем ТБО 1000 м3. Состав ТБО в основной массе представлен: остатками пищевых продуктов, отходами растениеводства и животноводства, бумагой, пластиком, стеклом, картоном, полиэтиленом, шлаком котелен, навозом, остатками одежды. Основной объем отходов сдвинут и сформирован в кучу, но не утилизирован, ограждение сеткой отсутствует, подъездные пути расчищены, по западной границе площадки вкопаны столбы для дальнейшей установки сетки, по периметру площадки организована противопожарная опашка земель.

Площадка «западная» расположена рядом с неиспользуемым карьером строительных материалов на дне которого вскрыты подземные воды, кроме того, площадка находится рядом с жилой застройкой села и в водоохраной зоне ручья Бея Катаморская, что не допустимо (л.д.18).

В соответствии с Актом обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ на территории Бейского сельсовета обследован земельный участок, занятый свалкой, который располагается возле южной стороны деревни Дехановка в 500 метрах от жилой застройки. В результате осмотра установлено следующее: Правоустанавливающих документов на земельный участок, расположенный под свалкой не имеется;

Площадь площадки 0,5 га, объем ТБО 120 м3. Состав ТБО в основной массе различной использованной тарным, строительно-бытовым мусором, бумагой, полиэтиленом, ветки, остатками одежды. Котлован отсутствует, земельный участок не огорожен, подъездные пути имеются (л.д.19).

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и по существу не оспариваются сторонами.

Из смысла ст.12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» следует, что размещение отходов вносится в государственный реестр объектов размещения отходов и запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В соответствии с ч.3 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов.

Следовательно, орган местного самоуправления поселенческого уровня обязан организовать сбор отходов производства и потребления, соответствующий требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, а также вывоз ТБО на объекты, постановленные на учет в государственный реестр объектов размещения отходов. Однако, данная обязанность исполнительным органом МО Бейский сельсовет не исполняется.

Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную среду. Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза отходов и мусора может привести и приводит к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную среду.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что на территории Бейского сельсовета не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов, не определен порядок сортировки отходов на их виды, места сбора и вывоза бытовых отходов находятся близко от населенных пунктов, их территория не огорожена, свалки не имеют санитарно-эпидемиологического заключения, не разработаны регламент и режим работы свалки, не решен вопрос об отводе земельных участков для размещения твердых бытовых отходов. Так, администрацией МО Бейский сельсовет мер к сбору и вывозу отходов и мусора в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства не принимается, отходы и мусор на несанкционированных местах администрацией МО Бейский сельсовет не ликвидированы.

С доводами ответчика о том, что в виду отсутствия денежных средств нет возможности решать вопросы по свалкам, суд считает несостоятельными, поскольку они не основаны на законе. Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (подпункт 1 пункта 1 статьи 14, подпункт 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Учитывая изложенное, отсутствие в бюджете администрации муниципального образования Бейский сельсовет денежных средств на организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утилизацию и переработку бытовых отходов не освобождает их от решения вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции.

Как следует из материалов дела, между администрацией муниципального образования <адрес> и администрацией муниципального образования Бейский сельсовет имеется соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ о передаче части полномочий. ДД.ММ.ГГГГ между сторонами подписано Соглашение о внесении изменений и дополнений в соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, так согласно приложения № «Реализация полномочий» следует, что Район передает, а Поселение принимает на себя полномочия Района в сфере утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Района и Поселения (л.д.8).

Проанализировав исследованные судом доказательства в их совокупности, суд признает требованияпрокурора о признании действий администрации муниципального образования Бейский сельсовет незаконными, обязании организовать сбор и вывоз отходов - обоснованными и подлежащими удовлетворению.

С учетом количества, объемов несанкционированных свалок, их расположения суд считает возможным срок для выполнения требований установить до ДД.ММ.ГГГГ.

Разрешая требования прокурора <адрес> в части обязании МО Бейский сельсовет произвести рекультивацию земельных участков несанкционированных свалок на территории Бейского сельсовета «восточная» и на расстоянии 500 м от жилой застройки южной окраины д.Дехановка на площади около 0,5 га, суд приходит к следующему:

Приказом Минприроды РФ №, Роскомзема № от ДД.ММ.ГГГГ, утверждены Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, согласно п. 3 - рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей. П.5 - рекультивации подлежат земли, нарушенные при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов.

П.6 - Условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.

Таким образом, судом достоверно установлено, что вопросом о разрешении рекультивации земельных участков должен заниматься уполномоченный на то орган, который в свою очередь обязан предоставить проект рекультивации, а также дать положительное заключение государственной экологической экспертизы. Доказательств наличия указанных документов для рекультивации не предоставлено.

В связи с вышеизложенным, суд считает вопрос о рекультивации земельных участков поставлен преждевременно в связи с чем в отношении требований прокурора о рекультивации свалок на территории МО Бейский сельсовет необходимо- отказать.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Учитывая, что в силу пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, государственная пошлина в размере 200 руб. (п. 7. ч.1 ст. 333.19 НК РФ) подлежит взысканию с администрации МО Бейский сельсовет.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить частично.

Признать действия администрации муниципального образования Бейский сельсовет по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования Бейский сельсовет, размещение их на территории несанкционированных свалок с нарушением действующего законодательства незаконными.

Обязать администрацию муниципального образования Бейский сельсовет <адрес> организовать сбор и вывоз отходов с территории муниципального образования Бейский сельсовет, в соответствии с нормами действующего законодательства на поставленные на учет в государственном реестре объектов размещения отходов в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать администрацию муниципального образования Бейский сельсовет ликвидировать несанкционированные свалки в срок до ДД.ММ.ГГГГ, расположенные на территории муниципального образования Бейский сельсовет:

- несанкционированную свалку, именуемую Площадка «восточная», расположенную на расстоянии около 200 м от жилой застройки в юго-восточной части села Бея на площади около 2,25 га;

- несанкционированную свалку, расположенную на расстоянии 500 м от жилой застройки южной окраины д.Дехановка на площади около 0,5 га.

В удовлетворении требований прокурора <адрес> о рекультивации свалок - отказать.

Взыскать с администрации муниципального образования Бейский сельсовет государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей в доход бюджета муниципального района.

На решение могут быть поданы кассационная жалоба, представление в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда <адрес> через Бейский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья В.Н. Тупицин

Резолютивная часть решения оглашена ДД.ММ.ГГГГ.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья В.Н. Тупицин