Дело № 2-356/2010 год
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Бея Бейского района Республики Хакасия 16 сентября 2010 года
Бейский районный суд Республики Хакасия
в составе председательствующего судьи Тупицина В.Н.,
при секретаре Гировой И.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Бейского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными действий администрации муниципального образования Бондаревский сельсовет, обязании организовать сбор и вывоз отходов с территории населенных пунктов муниципального образования Бондаревский сельсовет (далее МО Бондаревский сельсовет) и ликвидировать несанкционированные свалки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с указанным заявлением о признании незаконными действий администрации муниципального образования Бондаревский сельсовет, обязании организовать сбор и вывоз отходов с территории населенных пунктов муниципального образования Бондаревский сельсовет (далее МО Бондаревский сельсовет) и ликвидировать несанкционированные свалки, требования мотивировал тем, что на территории МО Бондаревский сельсовет не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов. Объектов размещения отходов производства и потребления, соответствующих современным требованиям экологического законодательства, не имеется. Вывоз отходов потребления осуществляется на земельные участки, расположенные:
- в 2 км юго-западнее д.Богдановка на площади около 1,5 га;
- в 1,5 км северо-западнее от <адрес> на площади около 4 га;
- в 800 м от южной окраины <адрес> на юг на площади около 4 га;
- в 1,1 км юго-западнее а.Маткечик на площади около 2,4 га.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Федеральный закон № 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно ч.3 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления, и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Орган местного самоуправления поселенческого уровня обязан организовать сбор отходов производства и потребления, соответствующий требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, а также вывоз ТБО на объекты, постановленные на учет в государственный реестр объектов размещения отходов. Однако, данная обязанность исполнительным органом МО Бондаревский сельсовет не исполняется.
При таких обстоятельствах, действия исполнительного органа местного самоуправления МО Бондаревский сельсовет по организации сбора отходов производства и потребления без разделения на виды и вывоза бытовых отходов на свалки, не постановленные на учет в государственном реестре объектов размещения, является нарушением действующего законодательства и влечет нарушения конституционных прав неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.
Просит суд признать действия администрации МО Бондаревский сельсовет по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории МО Бондаревский сельсовет, размещение их на территории несанкционированных свалок с нарушением действующего законодательства - незаконными. Обязать администрацию МО Бондаревский сельсовет организовать сбор и вывоз отходов с территории населенных пунктов, входящих в МО Бондаревский сельсовет (аал Верх-Киндирла, д.Богдановка, аал Маткечик, д.Усть-Табат, <адрес>) в соответствии с нормами действующего законодательства на поставленные на учет в государственном реестре объектов размещения отходов в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Обязать администрацию МО Бондаревский сельсовет ликвидировать в срок до ДД.ММ.ГГГГ несанкционированные свалки, расположенные на территории МО Бондаревский сельсовет, расположенные:
- в 2 км юго-западнее д.Богдановка на площади около 1,5 га;
- в 1,5 км северо-западнее от <адрес> на площади около 4 га;
- в 800 м от южной окраины <адрес> на юг на площади около 4 га;
- в 1,1 км юго-западнее а.Маткечик на площади около 2,4 га.
В судебном заседании помощник прокурора Асочакова Г.Г. требования изложенные в заявлении поддержала в полном объеме, и просила их удовлетворить, в части обязания администрацию МО Бондаревский сельсовет организовать сбор и вывоз отходов, а также ликвидировать несанкционированные свалки просит срок продлить до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель заинтересованного лица - МО Бондаревский сельсовет Сагалаков И.Ф. требования прокурора считает обоснованными, возражений по их удовлетворению судом не имеет.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу п. п. 1, 2, 3, 6 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; от захламления отходами производства и потребления; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
Из ч. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон № 7-ФЗ) следует, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Федеральный закон №) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.3 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления. И должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии со ст. 75 Федерального закона № 7-ФЗ за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Из п. 1 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ следует, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В судебном заседании установлено, что в границах поселения (муниципального образования Бондаревский сельсовет) находятся следующие населенные пункты: аал Верх-Киндирла, д.Богдановка, аал Маткечик, д.Усть-Табат, <адрес>.
Согласно Акта обследования площадок для временного хранения ТБО на территории Бондаревский сельсовета организованы свалки:
1. в 2 км юго-западнее д.Богдановка на площади около 1,5 га;
2. в 1,5 км северо-западнее от <адрес> на площади около 4 га;
3. в 800 м от южной окраины <адрес> на юг на площади около 4 га;
4. в 1,1 км юго-западнее а.Маткечик на площади около 2,4 га.
В результате осмотра выявлено: площадки не имеют правоустанавливающих документов. Основная масса ТБО составляет: остатки пищевых продуктов, отходы растениеводства и животноводства, бумага, пластик, стекло, картон, полиэтилен, шлак котельных, навоз, остатки одежды. Свалка «1» основной объем отходов сдвинут и сформирован в кучу но не утилизирован, ограждение сеткой отсутствует, подъездные пути расчищены. Свалка «2» основной объем отходов сдвинут в овраг, подъездные пути расчищены, по восточной границе площадки посажены саженцы (живая изгородь), по периметру площадки организована противопожарная опашка земель. Свалки «3-4» основной объем отходов сдвинут и сформирован в кучи, подъездные пути расчищены (л.д.7).
Из смысла ст.12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» следует, что размещение отходов вносится в государственный реестр объектов размещения отходов и запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии с ч.3 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов.
Следовательно, орган местного самоуправления поселенческого уровня обязан организовать сбор отходов производства и потребления, соответствующий требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, а также вывоз ТБО на объекты, постановленные на учет в государственный реестр объектов размещения отходов. Однако, данная обязанность исполнительным органом МО Бондаревский сельсовет не исполняется.
Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную среду. Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза отходов и мусора может привести и приводит к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную среду.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что в населенных пунктах Бондаревского сельсовета не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов, не определен порядок сортировки отходов на их виды, места сбора и вывоза бытовых отходов находятся близко от населенных пунктов, их территория не огорожена, свалки не имеют санитарно-эпидемиологического заключения, не разработаны регламент и режим работы свалки, не решен вопрос об отводе земельных участков для размещения твердых бытовых отходов. Так, администрацией МО Бондаревский сельсовет мер к сбору и вывозу отходов и мусора в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства не принимается, отходы и мусор на несанкционированных местах администрацией МО Бондаревский сельсовет не ликвидированы.
Проанализировав исследованные судом доказательства в их совокупности, суд признает требованияпрокурора о признании действий администрации муниципального образования Бондаревский сельсовет незаконными - обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что в силу пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, государственная пошлина в размере 200 руб. (п. 7. ч.1 ст. 333.19 НК РФ) подлежит взысканию с администрации МО Бондаревский сельсовет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, судРЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать действия администрации муниципального образования Бондаревский сельсовет по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования Бондаревский сельсовет, размещение их на территории несанкционированных свалок с нарушением действующего законодательства незаконными.
Обязать администрацию муниципального образования Бондаревский сельсовет <адрес> организовать сбор и вывоз отходов с территории населенных пунктов, располагающихся на территории муниципального образования Бондаревский сельсовет (аал Верх-Киндирла, д.Богдановка, аал Маткечик, д.Усть-Табат, <адрес>), в соответствии с нормами действующего законодательства на поставленные на учет в государственном реестре объектов размещения отходов в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать администрацию муниципального образования Бондаревский сельсовет ликвидировать несанкционированные свалки в срок до ДД.ММ.ГГГГ, расположенные на территории муниципального образования Бондаревский сельсовет по адресам:
- в 2 км юго-западнее д.Богдановка на площади около 1,5 га;
- в 1,5 км северо-западнее от <адрес> на площади около 4 га;
- в 800 м от южной окраины <адрес> на юг на площади около 4 га;
- в 1,1 км юго-западнее а.Маткечик на площади около 2,4 га.
Взыскать с администрации муниципального образования Бондаревский сельсовет государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей в доход бюджета муниципального района.
На решение могут быть поданы кассационная жалоба, представление в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда <адрес> через Бейский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья В.Н. Тупицин
Резолютивная часть решения оглашена ДД.ММ.ГГГГ.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.