об обязании оформить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу



Дело № 2-11/2011г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Бея Бейского района Республики Хакасия 13 января 2011 года

Бейский районный суд

в составе председательствующего судьи Сорогиной О.Ю.,

с участием помощника прокурора Денисова Д.Г.,

при секретаре Зайцевой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бейского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Теплосети» об обязании оформить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Бейского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ответчику об обязании оформить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в течении трех месяцев с момента вынесения решения суда. В обоснование иска указано, что ответчик в период с 30 октября 2008 года по настоящее время осуществляет выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками без соответствующего разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в результате чего нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц. В ходе проверки установлено, что в соответствии с договором № 1 от 26 января 2009 года о безвозмездном пользовании имуществом, заключенным между Администрацией муниципального образования Бейский сельсовет и МУП «Теплосети» последнему передано в безвозмездное пользование имущество, которое им используется, а именно: 1) котельная № 2 находящаяся по адресу: с.Бея пер.Коммунальный, 7А, 2) банно - прачечный комбинат (котельная № 3) находящийся по адресу: с.Бея, ул.Чайкиной, 3; 3) котельная № 4 находящаяся по адресу: с.Бея, пер.Саянский, 3; 4) котельная № 6 находящаяся по адресу: с.Бея, ул.Гагарина, 1; 5) котельная № 8 находящаяся по адресу: с.Бея, Восточная, 22А. Ответчик эксплуатирует вышеназванные объекты, которые являются источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и оказывают на него негативное воздействие. Ответчик в период с 30 октября 2008 года по настоящее время разрешительной документации на выброс в атмосферу загрязняющих веществ не получил. Для указанных объектов в установленном законом порядке не определено какие конкретно загрязняющие вещества и в каком количестве они имеют право выбрасывать в атмосферный воздух, что создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде, а также здоровью человека, неопределенного круга лиц. Несоблюдение требований, установленных федеральными законами ведет к нарушению государственных интересов.

В судебном заседании помощник прокурора Денисов Д.Г., исковые требования поддержал, по основаниям изложенным в иске, просит суд обязать ответчика оформить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, со сроком выполнения в течении трех месяцев с момента вынесения решения суда, а именно, до 13 апреля 2011 года. Считает, что имеет место нарушение интересов Российской Федерации, а также нарушение интересов неопределенного круга лиц, и в соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор наделен правом обращения в суд за защитой их интересов.

Ответчик, в лице Дубкова Д.Н., действующий по доверенности, исковые требования признал, суду пояснил, что в настоящее время проектная документация для оформления разрешения на выброс загрязнющих веществ МУП « Теплосети» разработана и находится на утверждении в Росприроднадзоре по РХ. Срок согласования и оформления разрешения теперь зависит уже только от Росприроднадзора по РХ.

Третье лицо - представитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Хакасия (далее Росприроднадзор) Малыхин Д.С., действующий по доверенности, в судебное заседание не явился, предоставил ходатайство о рассмотрении дела без его участия, исковые требования поддерживает в полном объеме.

Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.

Статьей 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим обстоятельствам.

В силу ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ), основными принципами государственного управления в области охраны атмосферного воздуха являются: приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений; обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды.

Части 1 и 2 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", предусматривает выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Согласно ч.5 ст.14 указанного закона, при отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (в ред. Приказов Минприроды РФ от 29.04.2010 N 136, от 20.05.2010 N 173), Разрешениями на выбросы, сбросы загрязняющих веществ устанавливаются количества вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух, сбросу в окружающую среду при соблюдении условий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Разрешениями на выбросы, сбросы радиоактивных веществ устанавливаются количества радиоактивных веществ (радионуклидов), допускаемые к выбросу в атмосферный воздух, сбросу в окружающую среду при соблюдении условий, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п.4).

4.1. Разрешениями на выбросы загрязняющих веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в атмосферный воздух устанавливаются количества вредных (загрязняющих) веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов), допускаемых к выбросу в атмосферный воздух по каждой отдельной производственной территории (для территориально обособленного подразделения) индивидуального предпринимателя и юридического лица, подлежащего федеральному государственному экологическому контролю (далее - хозяйствующие субъекты): в пределах установленных нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в атмосферный воздух (далее - нормативы ПДВ); в пределах установленных лимитов на выбросы (временно согласованных выбросов (далее - ВСВ) вредных (загрязняющих) веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в атмосферный воздух (далее - лимиты на выбросы).

При наличии утвержденных нормативов ПДВ и при условии, что достижение нормативов ПДВ обеспечивается, разрешение на выбросы выдается на срок действия нормативов ПДВ, если лимиты на выбросы не устанавливались.

Из материалов дела следует, что муниципальное унитарное предприятие «Теплосети» учреждено 30 октября 2008 года с уставным фондом в размере 100000 рублей, что подтверждается Постановлением администрации муниципального образования Бейский сельсовет № 51 от 30 октября 2008 года (л.д.6). 17 декабря 2008 года устав МУП «Теплосети» утвержден, учредителем предприятия является администрация муниципального образования Бейский сельсовет, которая осуществляет полномочия собственника предприятия в части наделения его имуществом, предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, смету, расчетный и иные счета в банках (л.д.8-12). МУП «Теплосети», состоит на учете в налоговом органе, что подтверждается свидетельством серии 19 № 000780908 (л.д.13), а также выпиской из единого государственного реестра юридических лиц (л.д.14-16). Из объяснения главного инженера МУП «Теплосети» Колозникова Н.В., следует, что с момента создания предприятия, разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу МУП «Теплосети» разрешения не имеет (л.д.17).

Согласно договору № 1 от 26 января 2009 года о безвозмездном пользовании имуществом, заключенным между Администрацией муниципального образования Бейский сельсовет и МУП «Теплосети» и передаточному акту последнему передано в безвозмездное пользование имущество, которое им используется, а именно: 1) котельная № 2 находящаяся по адресу: с.Бея пер.Коммунальный, 7А, 2) банно - прачечный комбинат (котельная № 3) находящийся по адресу: с.Бея, ул.Чайкиной,3; 3) котельная № 4 находящаяся по адресу: с.Бея, пер.Саянский,3; 4) котельная № 6 находящаяся по адресу: с.Бея, ул.Гагарина, 1; 5) котельная № 8 находящаяся по адресу: с.Бея, Восточная,22А. (л.д.18-25).

В судебном заседании достоверно установлено, что объекты оказывающие воздействие на среду обитания человека не имеющие разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, расположены на территории села Бея Бейского района Республики Хакасия и переданы в безвозмездное пользование муниципальному унитарному предприятию «Теплосети», что указанные выше объекты осуществляют выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, данный факт сторонами не оспаривался, разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не имеется.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В силу ст.76 Федерального закона «Об охране окружающей среды» споры в области окружающей среды разрешаются в судебном порядке.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований и считает их подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные исковые требования удовлетворить.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Теплосети» в срок до 13 апреля 2011 года оформить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

На решение может быть подана кассационная жалоба, представление в Верховный Суд Республики Хакасия через Бейский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья: О.Ю. Сорогина.

Справка:

Мотивированное решение изготовлено и подписано 17.01.2011 года Судья: