об обязании произвести инвентаризацию установок отчистки и регистрацию в установленном порядке (не вступило в законную силу)



Дело № 2-16/2011г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Бея Бейского района Республики Хакасия 13 января 2011 года

Бейский районный суд

в составе председательствующего судьи Сорогиной О.Ю.,

с участием помощника прокурора Денисова Д.Г.,

при секретаре Зайцевой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бейского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию ЖКХ «Новоенисейка» об обязании привести в исправное состояние установки очистки отходящих дымовых газов на котельной, оформлении паспорта на газоочистные установки и регистрации в установленном порядке, организации проведения производственного контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу на источниках выбросов предприятия, получении разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками предприятия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Бейского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным иском к ответчику, мотивировал требования тем, что в ходе проведенной проверки установлено, что МУП ЖКХ с. Новоенисейка, расположенное по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, с. Новоенисейка, ул. Ленина, дом № 15, при проведении производственно-хозяйственной деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду выбросами в атмосферный воздух загрязняющих веществ от стационарных источников. Проверкой выявлены следующие нарушения: один из котлоагрегатов котельной, смонтированный в 2009 году, работает без отчистки, отходящие дымовые газы выбрасываются в атмосферный воздух, минуя циклоны; газоочистные установки не зарегистрированы в установленном порядке, паспорта на газоочистные установки отсутствуют; инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу не проводилась. Проект нормативов предельно допустимых выбросов не разработан. Учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не ведется. Отчеты по форме 2-ТП (воздух) за 2008-2009 годы не представлялись; производственный контроль за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу не проводится. Ответственный за проведение производственного контроля за выбросами загрязняющих веществ на источниках выбросов предприятия не назначен; разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу на 2010 год отсутствует; проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещения не разработан. Лимиты на размещение отходов отсутствуют; лиц, прошедших профессиональную подготовку на право работы с опасными отходами на предприятии нет; предприятие не имеет паспортов на отходы I-IV классов опасности; предприятие не ведет учет в области обращения с отходами производства и потребления. Отчеты по форме 2ТП (отходы) за 2008-2009 г.г. не представлялись; площадка для хранения золошлаковых отходов не оборудована в соответствии с СанПиН 2.1.7.1322-03; плата за негативное воздействие на окружающую среду выполнена с нарушением сроков уплаты. Таким образом, для данного предприятия в установленном законом порядке не определено какие конкретно загрязняющие вещества и в каком количестве оно имеет право выбрасывать в атмосферный воздух. Поскольку не определены количественные и качественные характеристики выбросов, деятельность ответчика по выбросу вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без разрешение на выброс, создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде, а также здоровью человека (не определенного круга лиц). Кроме того, МУП ЖКХ с. Новоенисейка не приведены в исправное состояние установки очистки отходящих дымовых газов на котельной, не оформлены и не зарегистрированы в установленном порядке паспорта на газоочистные установки, не организовано проведение производственного контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу на источниках выбросов. Считает, что несоблюдение вышеуказанных требований ведет к нарушению государственных интересов.

Просит суд обязать МУП ЖКХ с. Новоенисейка привести в исправное состояние установки очистки отходящих дымовых газов на котельной, оформить паспорта на газоочистные установки и зарегистрировать в установленном порядке, организовать проведение производственного контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу на источниках выбросов предприятия, получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками предприятия, в срок до 01 октября 2011 года.

В судебном заседании помощник прокурора Денисов Д.Г., исковые требования поддержал, по основаниям изложенным в иске. Считает, что имеет место нарушение интересов Российской Федерации, а также нарушение интересов неопределенного круга лиц, и в соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор наделен правом обращения в суд за защитой их интересов.

Ответчик, в лице Городнянской М.А., действующая по доверенности, исковые требования признала, суду пояснила, что на сегодняшний день ЖКХ « Новоенисейка» приобрела газоочистные установки. Для оформления проекта нормативов предельно допустимых выбросов и его разработка требует денежных затрат и время.

Третье лицо - представитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Хакасия, в судебное заседание не явился, по неизвестной причине, хотя о дне и месте слушания дела был уведомлен своевременно с вручением копии искового заявления, каких-либо возражений по существу заявленных требований суду не представил. Суд в порядке ч.3 ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося третьего лица.

Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.

Статьей 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее Федеральный закон № 7-ФЗ) основным принципом охраны окружающей среды является презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной или иной деятельности.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим обстоятельствам.

В силу ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ), основными принципами государственного управления в области охраны атмосферного воздуха являются: приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений; обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды.

Части 1 и 2 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", предусматривает выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Согласно ч.5 ст.14 указанного закона, при отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (в ред. Приказов Минприроды РФ от 29.04.2010 N 136, от 20.05.2010 N 173), Разрешениями на выбросы, сбросы загрязняющих веществ устанавливаются количества вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух, сбросу в окружающую среду при соблюдении условий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Разрешениями на выбросы, сбросы радиоактивных веществ устанавливаются количества радиоактивных веществ (радионуклидов), допускаемые к выбросу в атмосферный воздух, сбросу в окружающую среду при соблюдении условий, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п.4).

4.1. Разрешениями на выбросы загрязняющих веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в атмосферный воздух устанавливаются количества вредных (загрязняющих) веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов), допускаемых к выбросу в атмосферный воздух по каждой отдельной производственной территории (для территориально обособленного подразделения) индивидуального предпринимателя и юридического лица, подлежащего федеральному государственному экологическому контролю (далее - хозяйствующие субъекты): в пределах установленных нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в атмосферный воздух (далее - нормативы ПДВ); в пределах установленных лимитов на выбросы (временно согласованных выбросов (далее - ВСВ) вредных (загрязняющих) веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в атмосферный воздух (далее - лимиты на выбросы).

При наличии утвержденных нормативов ПДВ и при условии, что достижение нормативов ПДВ обеспечивается, разрешение на выбросы выдается на срок действия нормативов ПДВ, если лимиты на выбросы не устанавливались.

В соответствии с Уставов муниципального унитарного предприятия жилищно - коммунального хозяйства с.Новоенисейка, предприятие является коммерческой организацией, созданной для осуществления финансово - хозяйственной деятельности, является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, несет ответственность, установленную действующим законодательством, за результаты своей производственно - хозяйственной деятельности (л.д.4-10). Состоит на учете в налоговом органе, в качестве юридического лица, что подтверждается свидетельством о постановке на учет в налоговом органе (л.д.11) и выпиской из единого государственного реестра юридических лиц (л.д.12-19). Согласно договора безвозмездного пользования имуществом от 01 сентября 2010 года МУП ЖКХ с.Новоенисейка принял в безвозмездное пользование следующее имущество: кирпичное здание котельной, теплосети с.Новоенисейка и др. (л.д.20-21).

Из объяснения директора МУП ЖКХ с.Новоенисейка Климова В.Н. от 19 ноября 2010 года, следует, что в МУП ЖКХ Новоенисейка в безвозмездном пользовании находится 1 котельная которая не имеет разрешения на выброс. В 2010 году по результатам проверки Росприроднадзором по РХ выявлены нарушения природоохранного законодательства, в связи с чем, в отношении МУП ЖКХ Новоенисейка были составлены административные протоколы по результатам рассмотрения которых МУП ЖКХ как юридическое лицо привлечено к административной ответственности. В настоящее время предписания не исполнены (л.д.22). Факт привлечения ответчика к административной ответственности, подтверждается актом проверки № А-224/В (л.д.31-32), протоколом об административном правонарушении № А-224/1-в (л.д.33-36). Об устранении нарушений природоохранного законодательства допущенных МУП ЖКХ с.Новоенисейка, выписаны предписания, которые предписывают ответчику оформить паспорта на газоочистные установки и зарегистрировать в установленном порядке, привести в исправное состояние установки отходящих дымовых газов на котельной, срок выполнения установлен до 01 октября 2011 года (л.д.37-38).

Кроме того, ранее 12 марта 2010 года была проведена проверка ОАО МУП ЖКХ с.Новоенисейка, о чем составлен акт (л.д.47-51), из которого следует, что на предприятии: один из котлоагрегатов котельной, смонтированный в 2009 году работает без очистки, отходящие дымовые газы выбрасываются в атмосферный воздух, минуя циклоны, газоочистные установки не зарегистрированы в установленном порядке, паспорта на них отсутствуют, контроль за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу не проводится, разрешение отсутствует, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не разработан, лимиты на размещение отходов отсутствуют и др.

В судебном заседании достоверно установлено, что объекты оказывающие воздействие на среду обитания человека в отсутствие разработанного и утвержденного проекта предельно допустимых выбросов и без оформления разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, без наличия проекта, находятся в ведении и на балансе ответчика, что указанные выше объекты осуществляют выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, данный факт сторонами не оспаривался, разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не имеется.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В силу ст.76 Федерального закона «Об охране окружающей среды» споры в области окружающей среды разрешаются в судебном порядке.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований и считает их подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные исковые требования удовлетворить.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие ЖКХ «Новоенисейка» в срок до 01 октября 2011 года:

- привести в исправное состояние установки очистки отходящих дымовых газов на котельной;

- оформить паспорта на газоочистные установки и зарегистрировать в установленном порядке;

- организовать проведение производственного контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу на источниках выбросов предприятия,;

- получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками предприятия.

На решение может быть подана кассационная жалоба, представление в Верховный Суд Республики Хакасия через Бейский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья: О.Ю. Сорогина.

Справка:

Мотивированное решение изготовлено и подписано 17.01.2011 года Судья: