Дело № 2-10/2011г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Бея Бейского района Республики Хакасия 13 января 2011 года
Бейский районный суд
в составе председательствующего судьи Сорогиной О.Ю.,
с участием помощника прокурора Денисова Д.Г.,
при секретаре Зайцевой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бейского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Табатский сельсовет об обязании провести инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, разработать и утвердить в установленном порядке нормативы предельно допустимых выбросов, получить в установленном порядке разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Бейского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ответчику об обязании провести инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, разработать и утвердить в установленном порядке нормативы предельно допустимых выбросов, со сроком выполнения до 01 января 2011 года, получить в установленном порядке разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, со сроком выполнения до 01 марта 2011 года. В обоснование иска указано, проверкой установлено, что муниципальное образование Табатский сельсовет Бейского района Республики Хакасия имеет статус сельского поселения и является самостоятельным муниципальным образованием, административным центром которого является село Табат. Администрация муниципального образования Табатский сельсовет является исполнительно - распорядительным органом муниципального образования, руководство деятельностью которого осуществляет глава поселения. Правами юридического лица обладают Совет депутатов и администрация поселения. В состав территории сельсовета входят населенные пункты: с.Табат, д.Буденовка, д.Усть -Киндирла. При ведении хозяйственной деятельности администрации МО Табатский сельсовет эксплуатирует объекты, которые являются источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и оказывают на него негативное воздействие. Данные объекты находятся в двух населенных пунктах, входящих в состав муниципального образования. При проведении проверки выявлено 2 стационарных источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а именно: дымовая труба бытового теплогенератора (печи отопления) сельского дома культуры д.Буденовка; дымовая труба бытового теплогенератора (печи отопления) сельского дома культуры д.Усть -Киндирла. МО Табатский сельсовет разрешительной документации на выброс в атмосферу загрязняющих веществ не имеет. Кроме того, ответчиком в установленном законом порядке не определено какие конкретно загрязняющие вещества и в каком количестве указанные выше объекты имеет право выбрасывать в атмосферный воздух. Поскольку не определены количественные и качественные характеристики выбросов, деятельность ответчика по выбросу вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без разрешения на выброс, создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде, а также здоровью человека, неопределенного круга лиц. Ответчиком не проведена инвентаризация всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, не разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ.
Несоблюдение требований, установленных федеральными законами ведет к нарушению государственных интересов.
В судебном заседании помощник прокурора Денисов Д.Г., исковые требования уточнил, просит суд обязать ответчика провести инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, разработать и утвердить в установленном порядке нормативы предельно допустимых выбросов, получить в установленном порядке разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, со сроком выполнения до 13 июня 2011 года. Считает, что имеет место нарушение интересов Российской Федерации, а также нарушение интересов неопределенного круга лиц, и в соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор наделен правом обращения в суд за защитой их интересов.
Ответчик, в лице главы администрации муниципального образования Табатский сельсовет Третьяков В.П., исковые требования признал, суду пояснил, что в настоящее время в администрацию МО Табатский сельсовет принят на работу специалист, которая будет заниматься работой в области организации и оформления пакета документов, для получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Они тесно работают в этом направлении с Росприроднадзором по РХ, для оформления всей документации требуется значительное время. Этот срок зависит уже от Росприроднадзора по РХ.
Третье лицо - представитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Хакасия (далее Росприроднадзор) Малыхин Д.С., действующий по доверенности, в судебное заседание не явился, предоставил ходатайство о рассмотрении дела без его участия, исковые требования поддерживает в полном объеме.
Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.
Статьей 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим обстоятельствам.
В силу ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ), основными принципами государственного управления в области охраны атмосферного воздуха являются: приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений; обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды.
Части 1 и 2 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", предусматривает выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке,
определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Согласно ч.5 ст.14 указанного закона, при отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (в ред. Приказов Минприроды РФ от 29.04.2010 N 136, от 20.05.2010 N 173), Разрешениями на выбросы, сбросы загрязняющих веществ устанавливаются количества вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух, сбросу в окружающую среду при соблюдении условий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Разрешениями на выбросы, сбросы радиоактивных веществ устанавливаются количества радиоактивных веществ (радионуклидов), допускаемые к выбросу в атмосферный воздух, сбросу в окружающую среду при соблюдении условий, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п.4).
4.1. Разрешениями на выбросы загрязняющих веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в атмосферный воздух устанавливаются количества вредных (загрязняющих) веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов), допускаемых к выбросу в атмосферный воздух по каждой отдельной производственной территории (для территориально обособленного подразделения) индивидуального предпринимателя и юридического лица, подлежащего федеральному государственному экологическому контролю (далее - хозяйствующие субъекты): в пределах установленных нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в атмосферный воздух (далее - нормативы ПДВ); в пределах установленных лимитов на выбросы (временно согласованных выбросов (далее - ВСВ) вредных (загрязняющих) веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в атмосферный воздух (далее - лимиты на выбросы).
При наличии утвержденных нормативов ПДВ и при условии, что достижение нормативов ПДВ обеспечивается, разрешение на выбросы выдается на срок действия нормативов ПДВ, если лимиты на выбросы не устанавливались.
Из материалов дела следует, что администрация муниципального образования Табатский сельсовет, состоит на учете в налоговом органе, и зарегистрировано как юридическое лицо, что подтверждается свидетельствами серии 19 № 0461802, серии 19 № 000692070 (л.д.6,7), а также выпиской из единого государственного реестра юридических лиц (л.д.8-12).
В соответствии с Уставов муниципального образования Табатский сельсовет, Муниципальное образование Табатский сельсовет наделено статусом сельского поселения Законом Республики Хакасия и является в соответствии с Федеральным Законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» самостоятельным муниципальным образованием находящимся в границах Бейского района Республики Хакасия. Административным центром муниципального образования Табатский сельсовет является с.Табат. В границах поселения находятся следующие населенные пункты: с.Табат, д.Буденовка, д.Усть - Киндирла. (л.д.13-57).
2 марта 2010 года государственным инспектором отдела экологического контроля Управления Росприроднадзора по РХ проведена проверка объектов являющихся источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух находящихся на территории МО Табатский сельсовет, по результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении предусмотренном ст.8.21 КоАП РФ (л.д.69-71).
По результатам проверки глава администрации муниципального образования Табатский сельсовет привлекался к административной ответственности за совершение административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, которая предусматривает наказание за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения, что подтверждается постановлением № АНТ -024/2 от 11 марта 2010 года о назначении административного наказания, из которого следует, что на объектах МО Табатский сельсовет имеется 2 стационарных источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а именно: дымовая труба бытового теплогенератора (печи отопления) сельского дома культуры д.Буденовка; дымовая труба бытового теплогенератора (печи отопления) сельского дома культуры д.Усть - Киндирла. В качестве топлива используется уголь, при сжигании которого в атмосферный воздух, поступают продукты сгорания, основными компонентами которых являются углекислый газ и водяные пары, а также вредные газообразования: оксиды серы, азота, углерода, бенз(а)пирен. Выброс дымовых газов теплогенераторов в атмосферу производится без очистки. (л.д.63-66). Об устранении нарушений природоохранного законодательства допущенных администрацией МО Табатский сельсовет, выписаны предписания (л.д.67,68).
Кроме того, 27 февраля 2010 года Управлением Росприроднадзора по РХ была проведена проверка в отношении МО Табатский сельсовет, входе которой выявлены следующие нарушения: не проведена инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и их источников. Отсутствует проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Отсутствует разрешение на выбросы загрязняющих веществ. Отсутствуют лимиты на размещение отходов. (л.д.72-74).
Из технического паспорта Дома культуры расположенного в д.Усть -Киндирла Бейского района, следует, что отопление в клубе от собственной котельной, имеется кочегарка (л.д.79-85).
В судебном заседании достоверно установлено, что объекты оказывающие воздействие на среду обитания человека в отсутствие разработанного и утвержденного проекта предельно допустимых выбросов и без оформления разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, без наличия проекта, расположены на территории муниципального образования Табатский сельсовет Бейского района Республики Хакасия, установлено, что 2 стационарных источника осуществляют выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, данный факт сторонами не оспаривался, разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не имеется.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В силу ст.76 Федерального закона «Об охране окружающей среды» споры в области окружающей среды разрешаются в судебном порядке.
На основании изложенного суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований и считает их подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные исковые требования удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Табатский сельсовет в срок до 13 июня 2011 года:
- провести инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
- разработать и утвердить в установленном порядке нормативы предельно допустимых выбросов (том ПВД);
- получить в установленном порядке разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
На решение может быть подана кассационная жалоба, представление в Верховный Суд Республики Хакасия через Бейский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: О.Ю. Сорогина.
Справка:
Мотивированное решение изготовлено и подписано 17.01.2011 года Судья: