Дело № 2-17/2011г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Бея Бейского района Республики Хакасия 13 января 2011 года
Бейский районный суд
в составе председательствующего судьи Сорогиной О.Ю.,
с участием помощника прокурора Денисова Д.Г.,
при секретаре Зайцевой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бейского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Новотроицкое» об обязании провести инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ, получить специальное разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Бейского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным иском к ответчику, мотивировал требования тем, что в ходе проведенной проверки установлено, что ОАО «Новотроицкое», расположенное по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, с. Новотроицкое, ул. Ленина, дом № 6, при проведении производственной деятельности эксплуатирует оборудование, сооружения, которые являются источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и оказывают на него негативное воздействие, а именно: промплощадка № 1 гараж - котельная (отопление производственных объектов предприятия, расположенных на территории гаража), склад угля, склад золошлака, две бытовых печи, кузнечный горн, сварочный аппарат, токарный цех (токарный, заточный и сверлильный станки), зарядное устройство для аккумуляторов, автотранспорт предприятия; промплощадка № 2, ферма - коровники и телятник (согласно представленной справки количество КРС на 01 февраля 2010 года составило 762 головы и лошадей 51); промплощадка № 3, зерноток - приемный бункер зерна, сушилка (работающая на дизельном топливе), склады зерна, мельница (для производства дробленки), открытая стоянка дорожной техники; промплощадка № 4, склад ГСМ - емкость для хранения дизельного топлива (одна емкость объемом 10 м3), бензина (одна емкость объемом 10 м3) и масла (10 бочек объемом по 200 л.). В деятельности ОАО «Новотроицкое» установлены следующие нарушения: инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ не проведена; проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ не разработан, нормативы выбросов ЗВ не установлены; выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляется без специального разрешения; нормативы образования отходов и лимиты на их размещение на предприятии отсутствуют; плата за негативное воздействие на окружающую среду предприятием не вносилась.
Таким образом, для данного предприятия в установленном законом порядке не определено какие конкретно загрязняющие вещества и в каком количестве оно имеет право выбрасывать в атмосферный воздух. Поскольку не определены количественные и качественные характеристики выбросов, деятельность ответчика по выбросу вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без разрешения на выброс, создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде, а также здоровью человека (не определенного круга лиц). Кроме того, ОАО «Новотроицкое» не проведена инвентаризация всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, не разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ. Считает, что несоблюдение вышеуказанных требований ведет к нарушению государственных интересов.
Просит суд обязать ОАО «Новотроицкое» провести инвентаризацию всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ, получить специальное разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в срок до 01 марта 2011 года.
В судебном заседании помощник прокурора Денисов Д.Г., исковые требования уточнил, просит суд обязать ответчика провести инвентаризацию всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ, получить специальное разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в срок до 13 июня 2011 года. Считает, что имеет место нарушение интересов Российской Федерации, а также нарушение интересов неопределенного круга лиц, и в соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор наделен правом обращения в суд за защитой их интересов.
Ответчик, в лице директора Манукян А.С., извещен о дне рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Третье лицо - представитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Хакасия, в судебное заседание не явился, по неизвестной причине, хотя о дне и месте слушания дела был уведомлен своевременно с вручением копии искового заявления, каких-либо возражений по существу заявленных требований суду не представил. Суд в порядке ч.3 ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося третьего лица.
Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.
Статьей 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее Федеральный закон № 7-ФЗ) основным принципом охраны окружающей среды является презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной или иной деятельности.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим обстоятельствам.
В силу ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ), основными принципами государственного управления в области охраны атмосферного воздуха являются: приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений; обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды.
Части 1 и 2 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", предусматривает выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Согласно ч.5 ст.14 указанного закона, при отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (в ред. Приказов Минприроды РФ от 29.04.2010 N 136, от 20.05.2010 N 173), Разрешениями на выбросы, сбросы загрязняющих веществ устанавливаются количества вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух, сбросу в окружающую среду при соблюдении условий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Разрешениями на выбросы, сбросы радиоактивных веществ устанавливаются количества радиоактивных веществ (радионуклидов), допускаемые к выбросу в атмосферный воздух, сбросу в окружающую среду при соблюдении условий, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п.4).
4.1. Разрешениями на выбросы загрязняющих веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в атмосферный воздух устанавливаются количества вредных (загрязняющих) веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов), допускаемых к выбросу в атмосферный воздух по каждой отдельной производственной территории (для территориально обособленного подразделения) индивидуального предпринимателя и юридического лица, подлежащего федеральному государственному экологическому контролю (далее - хозяйствующие субъекты): в пределах установленных нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в атмосферный воздух (далее - нормативы ПДВ); в пределах установленных лимитов на выбросы (временно согласованных выбросов (далее - ВСВ) вредных (загрязняющих) веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в атмосферный воздух (далее - лимиты на выбросы).
При наличии утвержденных нормативов ПДВ и при условии, что достижение нормативов ПДВ обеспечивается, разрешение на выбросы выдается на срок действия нормативов ПДВ, если лимиты на выбросы не устанавливались.
В соответствии с Уставов открытого акционерного общества «Новотроицкое», общество обладает общей правоспособностью, имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенные федеральными законами РФ. Имеет статус юридического лица (л.д.4-24). Состоит на учете в налоговом органе, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра юридических лиц (л.д.25-37). С 23 ноября 2009 года на основании приказа № 67-к/1 генеральным директором назначен Манукян А.С. (л.д.116). Из журнала основных средств по ОАО «Новотроицкое» 2010 года, следует, что на балансе у ответчика имеются: три зерносклада, зерноток, мельница, 2 коровника, птицеферма, телятник, два автогаража, склад запасных частей, контора, склад бойни, дом бойни, магазин, пекарня, столовая (л.д.39-40).
26 марта 2010 года государственным инспектором отдела экологического контроля Управления Росприроднадзора по РХ проведена проверка объектов являющихся источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух эксплуатируемых ОАО «Новотроицкое», по результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении предусмотренном ст.8.21 КоАП РФ (л.д.56-59).
По результатам проверки директор ОАО «Новотроицкое» Манукян А.С. привлекался к административной ответственности за совершение административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, которая предусматривает наказание за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения, что подтверждается постановлением № АВНТ -020/2 от 01 апреля 2010 года о назначении административного наказания, из которого следует, что при ведении производственной деятельности ОАО «Новотроицкое» эксплуатирует оборудование, сооружения, которые являются источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и оказывают на него негативное воздействие. Источники выбросов загрязняющих веществ расположены на четырех производственных площадках, которые находятся: промплощадка № 1 гараж, промплощадка № 2 ферма (два коровника и один телятник); промплощадка № 3 зерноток; промплощадка № 4, склад ГСМ. Установлено, что инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на предприятии не проведена, проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не разработан, разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух не получено (л.д.48-52).
Об устранении нарушений природоохранного законодательства допущенных администрацией ОАО «Новотроицкое», выписаны предписания (л.д.46-47).
Кроме того, ранее 12 марта 2010 года была проведена проверка ОАО «Новотроицкое», о чем составлен акт (л.д.53-55), из которого следует, что на предприятии: не проведена инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и их источников. Отсутствует проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Отсутствует разрешение на выбросы загрязняющих веществ. Отсутствуют лимиты на размещение отходов. Паспорта отходов не составлены и др.
В судебном заседании достоверно установлено, что объекты оказывающие воздействие на среду обитания человека в отсутствие разработанного и утвержденного проекта предельно допустимых выбросов и без оформления разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, без наличия проекта, находятся в ведении и на балансе ответчика, что указанные выше объекты осуществляют выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, данный факт сторонами не оспаривался, разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не имеется.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В силу ст.76 Федерального закона «Об охране окружающей среды» споры в области окружающей среды разрешаются в судебном порядке.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований и считает их подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные исковые требования удовлетворить.
Обязать Открытое акционерное общество «Новотроицкое» в срок до 13 июня 2011 года:
- провести инвентаризацию всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу;
- разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ;
- получить в установленном порядке специальное разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
На решение может быть подана кассационная жалоба, представление в Верховный Суд Республики Хакасия через Бейский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: О.Ю. Сорогина.
Справка:
Мотивированное решение изготовлено и подписано 17.01.2011 года Судья: