об оспаривании решения органа местного самоуправления (решение отменено)



Дело № 2-41/2011 год

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Бея Бейского района Республики Хакасия26 января 2011 года

Бейский районный суд в составе

председательствующего Бызовой А.А.,

при секретаре Гавриловой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Стукалова Николая Степановича об оспаривании решения и действия Совета депутатов муниципального образования Сабинский сельсовет (далее Совет депутатов МО Сабинский сельсовет),

УСТАНОВИЛ:

Стукалов Н.С. обратился в суд с указанным заявлением, требования мотивировал тем, что решением Совета депутатов МО Сабинский сельсовет от 02 ноября 2010 года № 15 «Об отмене ежемесячной доплаты к государственной пенсии» (далее решение Совета депутатов МО Сабинский сельсовет от 02 ноября 2010 года № 15) ему отменена ежемесячная доплата к государственной пенсии, установленная решением Совета депутатов МО Сабинский сельсовет от 13 ноября 2009 года № 100 «Об установлении ежемесячной доплаты к государственной пенсии по старости» (далее решение Совета депутатов МО Сабинский сельсовет от 13 ноября 2009 года № 100). Кроме того, 24 декабря 2010 года Советом депутатов МО Сабинский сельсовет принято решение № 23 «О прекращении ежемесячной доплаты к государственной пенсии» (далее решение Совета депутатов МО Сабинский сельсовет от 24 декабря 2010 года № 23), на основании которого ему прекращена указанная ежемесячная доплата к государственной пенсии. Оспариваемые решения Совета депутатов МО Сабинский сельсовет приняты на основании изменений, внесенных Законом Республики Хакасия от 09 июля 2010 года № 66-ЗРХ в ст. 19 Закона Республики Хакасия от 07 июля 2004 года № 43 «О гарантиях осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Хакасия» (далее Закон РХ от 07 июля 2004 года № 43), установивших, что ежемесячная доплата к государственной или трудовой пенсии не устанавливается и (или) не выплачивается в случае вступления в силу обвинительного приговора суда за совершение преступления в период осуществления выборным должностным лицом своих полномочий. Полагает, что принимая оспариваемые решения, Совет депутатов МО Сабинский сельсовет распространил действие названных положений закона на правоотношения, возникшие до его принятия, чем ухудшил его (СтукаловаН.С.) положение. Просит суд признать оспариваемые решения незаконными, обязать Совет депутатов МО Сабинский сельсовет принять мер по восстановлению нарушенных его прав и свобод, а также взыскать с Совета депутатов МО Сабинский сельсовет в пользу Стукалова Н.С. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 руб.

В судебном заседании заявитель Стукалов Н.С. и его представитель Зайцев В.О. требования уточнили, просили признать незаконными решение Совета депутатов МО Сабинский сельсовет от 24 декабря 2010 года № 23 и решение Совета депутатов МО Сабинский сельсовет, оформленное протоколом Второй сессии Совета депутатов муниципального образования Сабинский сельсовет от 02 ноября 2010 года, в обоснование своих требований привели вышеизложенные обстоятельства, дополнительно суду пояснили, что обвинительные приговоры в отношении Стукалова Н.С. постановлены 22 апреля 2008 года и 24 декабря 2008 года. Считают, что Закон Республики Хакасия от 09 июля 2010 года № 66-ЗРХ, внесший изменения в Закон от 07 июля 2004 года № 43, обратной силы не имеет, поскольку указанное обстоятельство не предусмотрено законом, правоотношения по выплате доплаты к пенсии, возникшие до принятия изменений в Закон, не могут быть прекращены. Потому ежемесячная доплата к пенсии не выплачивается в случае совершения преступления или вынесения приговора после вступления Закона в силу.

Представитель заинтересованного лица Совета депутатов МО Сабинский сельсовет Ромашов Е.И. с заявленными требованиями согласился частично, суду пояснил, что решение Совета депутатов муниципального образования Сабинский сельсовет от 24 декабря 2010 года законно и обоснованно, вынесено полномочным органом – Советом депутатов МО Сабинский сельсовет, последним соблюден порядок его вынесения. Доплата к пенсии Стукалова Н.С. отменена по двум основаниям: в связи с принятием Закона Республики Хакасия № 66-ЗРХ от 09 июля 2010 года, внесшим изменения в Закон Республики Хакасия № 43 от 07 июля 2004 года, и в связи с недостачей денежных средств, поскольку бюджет поселения дотационный, доплата к государственной пенсии Стукалова Н.С. в год составляет около 120000 руб. Протокол Второй сессии Совета депутатов МО Сабинский сельсовет от 02 ноября 2010 года и решение Совета депутатов муниципального образования Сабинский сельсовет № 15 от 02 ноября 2010 года оформлены неверно, поскольку противоречат решению депутатов, проголосовавших против отмены ежемесячной доплаты к государственной пенсии Стукалова Н.С. Указанные протокол и решение им, как председателем Совета депутатов, не подписаны.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, отнесены коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Как разъяснено в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении таких дел по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Проанализировав нормы права, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое решение Совета депутатов МО Сабинский сельсовет от 24 декабря 2010 года № 23 и действия Совета депутатов МО Сабинский сельсовет от 02 ноября 2010 года не соответствуют требованиям закона по следующим основаниям.

Пунктом 1 приложения № 3 «Порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к государственной или трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Хакасия и должности государственной гражданской службы Республики Хакасия» к Закону Республики Хакасия от 28 февраля 2006 года № 9-ЗРХ «О государственных должностях Республики Хакасия и государственной гражданской службе Республики Хакасия» (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что лица, замещавшие государственные должности Республики Хакасия на постоянной основе не менее одного года и получавшие денежное содержание за счет средств республиканского бюджета, освобожденные от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - государственной пенсии) или трудовой пенсии.

В судебном заседании установлено, что Стукалов Н.С. с 24 мая 2005 до 13 ноября 2005 года находился в должности начальника Сабинского управления администрации МО Бейский район, с 13 ноября 2005 года до 01 апреля 2008 года занимал должность главы МО Сабинский сельсовет (л.д. 32-33, 34).

Приговором Бейского районного суда от 22 апреля 2008 года, вступившим в законную силу 04 мая 2008 года, он признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 69 УК РФ, назначено наказание в виде лишения свободы условно с испытательным сроком, также лишен права занимать должности, связанные с осуществлением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций в государственных органах и учреждениях и органах местного самоуправления сроком на 2 года.

Решением Совета депутатов МО Сабинский сельсовет от 13 ноября 2009 года № 100 Стукалову Н.С. установлена ежемесячная доплата, составляющая суммарно с учетом государственной пенсии по старости 75 процентов месячного денежного содержания (денежного вознаграждения) с 02 марта 2009 года, замещавшему муниципальную должность главы МО Сабинский сельсовет с 24 мая 2005 года по 01 апреля 2008 года (л.д. 13).

Абзацем 1 части 1 статьи 19 Закона Закон Республики Хакасия от 07 июля 2004 года № 43 (в ред. от 02 июня 2010 года) «О гарантиях осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Хакасия» установлено, что выборным должностным лицам местного самоуправления, замещавшим выборные муниципальные должности на постоянной основе не менее трех лет и получавшим денежное содержание за счет средств местного бюджета, освобожденным от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, может быть установлена ежемесячная доплата к пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - государственная пенсия) или трудовой пенсии.

Законом Республики Хакасия от 09 июля 2010 года № 66-ЗРХ «О внесении изменений в Закон Республики Хакасия «О гарантиях осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Хакасия» статья 19 названного Закона дополнена предложением о том, что ежемесячная доплата к государственной или трудовой пенсии не устанавливается и (или) не выплачивается в случае вступления в силу обвинительного приговора суда за совершение преступления в период осуществления выборным должностным лицом своих полномочий. Закон вступил в силу по истечении десяти дней после официального опубликования – 24 июля 2010 года. Порядок его действия и срок исполнения не предусмотрены.

В связи с внесением вышеуказанных изменений, с поступившими представлением прокурора Бейского района и распоряжения главы МО Бейский район, с учетом дотационности бюджета МО Сабинский сельсовет 24 декабря 2010 года Советом депутатов МО Сабинский сельсовет принято решение № 23, на основании которого Стукалову Н.С. прекращена ежемесячная доплата к государственной пенсии (л.д. 73).

Согласно ч. 1 ст. 4 Гражданского кодекса РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Вышеуказанным Законом РХ специально не оговорен порядок его действия и срок исполнения, поэтому должен применяться с момента вступления в силу, то есть распространяться на правоотношения, возникшие после введения его в действие.

Таким образом, судом установлено, что правоотношения по установлению ежемесячной доплаты к государственной пенсии Стукалова Н.С. возникли до вступления в законную силу изменений, внесенных в абз. 1 ч. 1 ст. 19 Закона РХ от 07 июля 2004 года № 43, запрещающих выплачивать доплату к пенсии при наличии обвинительного приговора за совершение преступления в период осуществления выборным должностным лицом своих полномочий, на основании которых вынесено оспариваемое решение Совета депутатов МО Сабинский сельсовет № 23 от 24 декабря 2010 года. Потому Закон Республики Хакасия № 66-ЗРХ от 09 июля 2010 года не может быть применен и являться основанием для прекращения ежемесячных доплат к государственной пенсии заявителя.

Доводы представителя заинтересованного лица Ромашова Е.И. о том, что основанием к прекращению доплаты к государственной пенсии заявителя также является недостача в бюджете денежных средств, суд признает необоснованными, поскольку вышеприведенные Законы Республики Хакасия не предусматривают основания прекращения выплаты доплаты к государственной пенсии, в том числе и основание отсутствия в бюджете денежных средств, кроме как наличие вступившего в законную силу приговора.

Кроме того, 02 ноября 2010 года состоялась Вторая сессия Совета депутатов МО Сабинский сельсовет, по результатам которой решено об отмене ежемесячной доплаты к государственной пенсии (л.д. 59-60,61). Указанные действия Совета депутатов МО Сабинский сельсовет суд также признает незаконными по вышеприведенным обстоятельствам и признает действия, перечисленные в протоколе Второй сессии Совета депутатов МО Сабинский сельсовет от 02 ноября 2010 года, недействительным, поскольку последний не подписан председателем Совета депутатов Ромашовым Е.И.

При разрешении спорного вопроса суд также принимает во внимание ч. ч. 1, 2 ст. 39 Конституции РФ, согласно которым каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, ст. 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц. В Постановлении Конституционного Суда РФ № 11-П от 03 июня 2004 года указано, что в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

Из вышеизложенного следует, что принятые Советом депутатом МО Сабинский сельсовет обжалуемые решение № 23 от 24 декабря 2010 года и действия 02 ноября 2010 года не соответствуют требованиям закона, нарушают права Стукалова Н.С., что свидетельствует о их незаконности и является основанием к удовлетворению заявления.

При таких обстоятельствах суд находит требования Стукалова Н.С. о признании незаконными решения и действий Совета депутатов МО Сабинский сельсовет обоснованными.

В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Из квитанции об уплате государственной пошлины следует, что при подаче заявления Стукаловым Н.С. уплачена государственная пошлина в размере 200 руб. (л.д. 2), которая подлежит взысканию с МО Сабинский сельсовет.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконными решение Совета депутатов МО Сабинский сельсовет от 24 декабря 2010 года № 23 «О прекращении ежемесячной доплаты к государственной пенсии» и действия Совета депутатов МО Сабинский сельсовет 02 ноября 2010 года по вопросу об отмене ежемесячной доплаты к государственной пенсии.

Совету депутатов муниципального образования Сабинский сельсовет Бейского района Республики Хакасия принять меры по восстановлению прав и свобод Стукалова Николая Степановича, нарушенных решением Совета депутатов МО Сабинский сельсовет от 24 декабря 2010 года № 23 «О прекращении ежемесячной доплаты к государственной пенсии» и действиями Совета депутатов МО Сабинский сельсовет от 02 ноября 2010 года по вопросу об отмене ежемесячной доплаты к государственной пенсии.

Взыскать с муниципального образования Сабинский сельсовет судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 (двести) рублей в пользу Стукалова Николая Степановича.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Бейский районный суд в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения суда в окончательной форме.

Судья:А.А. Бызова

Справка: Мотивированное решение суда составлено 28 января 2010 года.

Судья:А.А. Бызова