Дело № 2-67/2011 год
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Бея Бейского района Республики Хакасия 09 февраля 2011 года
Бейский районный суд
в составе председательствующего Бызовой А.А.,
при секретаре Гировой И.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Динарьевой Александры Максимовны об оспаривании действий администрации муниципального образования Бейский сельсовет (далее МО Бейский сельсовет),
УСТАНОВИЛ:
Динарьева А.М. обратилась в суд с указанным заявлением к МО Бейский сельсовет, требования мотивировала тем, что 12 октября 2010 года обратилась в МО Бейский сельсовет с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в связи с проживанием в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требований, а также отсутствием жилого помещения по договору социального найма и принадлежащего на праве собственности. Решением жилищной комиссии администрации МО Бейский сельсовет № 4 от 14 декабря 2010 года в постановке на учет в качестве нуждающейся ей отказано, поскольку согласно данных книги похозяйственного учета МО Бейский сельсовет № 40 за 2010 год, лицевой счет № 1438, жилой дом, расположенный по адресу: с. Бея, ул. Ленина, дом № 14, общей площадью 60 кв.м., числится за ней по праву собственности, пригоден для проживания. Считает оспариваемое решение незаконным по тем основаниям, что жилищным законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень лиц, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе не являющихся собственниками жилых помещений, проживающих в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Представленные в администрацию МО Бейский сельсовет справки свидетельствуют об отсутствии у нее собственности жилого помещения. Акт обследования жилищно-бытовых условий от 14 декабря 2010 года составлен лицами, не наделенными специальными познаниями в области строительства. Полагает, что в нарушение ч. 2 ст. 54 ЖК РФ администрацией МО Бейский сельсовет в оспариваемом решении не указана ссылка на конкретные нарушения, указанные в ч. 1 ст. 54 ЖК РФ. Просит суд признать действия МО Бейский сельсовет в отказе в признании ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения незаконными, обязать МО Бейский сельсовет поставить ее в очередь в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
В судебном заседании заявитель Динарьева А.М. заявленные требования поддержала, в их обоснование привела вышеизложенные обстоятельства, дополнительно суду пояснила, что после смерти супруга Динарьева Алексея Ильича в 1986 году повторно в брак не вступала, правоустанавливающих документов на дом не имеется. Справка о том, что она является вдовой погибшего (умершего) инвалида, участника ВОВ, действительна по настоящее время.
Представитель администрации муниципального образования Бейский сельсовет в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, с направлением копии заявления, об уважительных причинах неявки не сообщил, просил в удовлетворении заявленных требований отказать, дело рассмотреть в отсутствие представителя администрации, о чем предоставил письменное заявление. В силу ч. ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие указанного лица.
Выслушав объяснения заявителя, показания свидетеля Шкаповой Н.А., исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с п. п. 1, 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства (ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).
Согласно части 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Так, Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, постановлено: считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Закона «О ветеранах».
Из подп. 4 п. 1 ст. 21 Закона «О ветеранах» следует, что меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются: супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак; супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак (подп. 2, 3 пп. 2 ст. 21 Закона «О ветеранах»).
В судебном заседании установлено, что являясь супругой погибшего (умершего) инвалида, участника Великой Отечественной Войны Динарьева А.М. 12 октября 2010 года обратилась в МО Бейский сельсовет с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (л.д. 14, 17). Обстоятельство того, что повторный брак ею не заключался, подтверждаются как заявителем, так и допрошенной в судебном заседании свидетелем Шкаповой Н.А.
Протоколом № 4 от 14 декабря 2010 года жилищной комиссии администрации МО Бейский сельсовет Динарьевой А.М. отказано в признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения по причине отсутствия признаков нуждаемости, а именно: согласно данным книги похозяйственного учета МО Бейский сельсовет № 40 за 2010 год, лицевой счет № 1438, жилой дом, расположенный по адресу: с. Бея, ул.Ленина, дом № 14, общей площадью 60 кв.м., числится по праву собственности за заявителем, дом находится в удовлетворительном состоянии (л.д. 7).
Проанализировав вышеуказанные нормы права и основания отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, суд пришел к выводу о незаконности вынесенного решения, поскольку последнее не соответствует требованиям закона, регулирующего данные правоотношения.
В силу п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (ст. 219 ГК РФ).
Из ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Как видно из материалов дела, Динарьева А.М. собственником или нанимателем жилого помещения не является (л.д. 8, 21, 22). Выписки из лицевого счета № 1438 и из похозяйственной книги МО Бейский сельсовет, из которых следует, что жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: с. Бея, ул. Ленина, 14, числятся за Динарьевой А.М., к допустимым доказательствам, свидетельствующим о наличии права собственности заявителя на жилое помещение, не относятся (л.д. 18, 19).
Кроме того, актом обследования жилищно-бытовых условий от 14 декабря 2010 года установлено, что жилой дом, в котором проживает Динарьева А.М., находится в удовлетворительном состоянии, степень износа составляет 44 %, дом пригоден для проживания в нем (л.д. 20).
Из п. 7 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" следует, что признание помещения непригодным для проживания граждан, осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой органом местного самоуправления, в состав которой включаются представители этого органа местного самоуправления, в состав комиссии также включаются представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.
Судом установлено, что при составлении данного акта нарушены вышеуказанные нормы права. Так в комиссию для оценки жилого помещения не включены представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека. Доказательств того, что акт составлен в присутствии Динарьевой А.М. с ее правом совещательного голоса, в материалах дела отсутствует, МО Бейский сельсовет в нарушение положений ст. ст. 56, 249 ГПК РФ не представлено.
Таким образом, обжалуемое решение МО Бейский сельсовет, принятое с учетом того, что Динарьева М.А. является собственником жилого помещения, отвечающего установленным жилищным нормам, незаконно, нарушает права Динарьевой М.А., нуждающейся в соответствии со ст. 51 ЖК РФ в улучшении жилищных условий.
Также суд признает обоснованными доводы заявителя о том, что в нарушение ч.1 ст. 54 ЖК РФ в решении об отказе в принятии на учет отсутствует ссылка на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Проанализировав исследованные судом доказательства в их совокупности, суд признает требования Динарьевой А.М. об оспаривании действий администрации МО Бейский сельсовет, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, судРЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать действия администрации муниципального образования Бейский сельсовет об отказе Динарьевой Александре Максимовне в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконными.
Обязать администрацию муниципального образования Бейский сельсовет поставить на учет Динарьеву Александру Максимовну в качестве нуждающейся в жилом помещении.
На решение могут быть поданы кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Бейский районный суд в течение десяти дней со дня его вынесения.
Судья: А.А. Бызова