о включении периодов работ в специальный стаховой стаж



Дело № 2-125/2011 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Бея Бейского района Республики Хакасия 26 апреля 2011 года

Бейский районный суд в составе

председательствующего Бызовой А.А.,

при секретаре Гавриловой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кружилина Павла Семеновича к Государственному Учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бейском районе Республики Хакасия» (далее Управление Пенсионного фонда) о включении периодов работы в общий трудовой и страховой стаж,

УСТАНОВИЛ:

Кружилин П.С. обратился в суд с указанным иском к Управлению Пенсионного фонда, требования мотивировал тем, что ответчиком в его общий трудовой и страховой стаж не засчитаны периоды работы по гражданско-правовым договорам в качестве пастуха скота частного сектора с 27 апреля 1976 года по 20 октября 1976 года, с 13 апреля 1984 года по 02 ноября 1984 года, а также с 01 мая 1986 года по 31 ноября 1986 года. Работа пастухом подтверждается договорами от 27 апреля 1976 года, от 13 апреля 1984 года, от 01 мая 1986 года и записями в трудовой книжке. Архивные документы об оплате подоходного налога с пастухов за данные периоды в администрации муниципального образования Бондаревский сельсовет не сохранились. Просит суд обязать ответчика включить вышеуказанные периоды в общий трудовой и страховой стаж.

В судебном заседании Кружилин П.С. исковые требования поддержал, суду пояснил, что при обращении в Управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении трудовой пенсии был введен в заблуждение, в результате чего отказался от включения вышеуказанных периодов в общий (страховой) трудовой стаж. В настоящее время желает включить их в общий (страховой) трудовой стаж. Договоры заключал с жителями <адрес>, заработную плату ему выплачивал подрядчик представитель от жителей - Кружилин Семен Федорович, который вел учет количества скота, собирал деньги с граждан в резервный фонд, откуда удерживал с него (истца) денежные средства за потраву или падеж скота, платил подоходный налог в сельсовет. Договоры составлялись в двух экземплярах, один оставался в сельском совете, второй выдавался на руки пастухам.

Представитель Управления Пенсионного фонда Тачеева Ю.Г. исковые требования не признала, суду пояснила, что п. 3.4 Положения, утвержденного Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04 октября 1991 года № 190, и Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555 предусмотрено, что подтверждением трудового стажа работы в качестве пастуха владельцев скота являются справки профсоюзных организаций, с участием которых заключен договор, сами договоры с отметками об их исполнении, а также справки, выданные уполномоченными представителями коллектива граждан – владельцев скота; в тех случаях, когда договор заключен при участии сельских (поселковых) Советов, во внимание принимаются справки этих Советов. Договоры от 1976, 1984, 1986 годов, предоставленные истцом, заключены не с гражданами, а с председателем сельского совета, в них отсутствуют номера. В договорах от 1984 и 1986 годов отсутствует подпись председателя сельского совета, выполнены на основании записей в трудовой книжке, являются копиями, в связи с чем невозможно установить трудовой стаж. Кроме того, во всех договорах отсутствуют отметки об их исполнении. Справки сельсовета не сохранились, отсутствуют штатное расписание, приказы о приеме на работу и увольнении с работы. Представленные истцом справки выполнены на основании записей в трудовой книжке. К свидетельским показаниям считает необходимым отнестись критически, поскольку указанные лица не работали непосредственно с истцом. В удовлетворении заявленных исковых требований просит отказать.

Выслушав объяснения сторон, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

С 1 января 2002 года введен в действие Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 173-ФЗ), устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. В соответствии со статьей 31 данного Федерального закона с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, ему не противоречащей (пункт 2).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 173-ФЗ право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Частью 1 ст. 7 Федерального закона № 173-ФЗ предусмотрено право на трудовую пенсию по старости мужчинам, достигшим возраста 60 лет, и женщинам, достигшим возраста 55 лет.

Для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», его статьей 30 предусмотрен порядок их оценки путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. При этом пунктом 3 данной статьи установлено, что в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включаются:

периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;

периоды творческой деятельности членов творческих союзов -писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;

служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;

периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;

период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;

периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

Согласно п. 1.1 Положения «О порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР, утвержденного приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04 октября 1991 года № 190, и п. 6 Постановления Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555 основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка.

Из трудовой книжки, выданной 01 марта 1971 года на имя Кружилина П.С., следует, что истец 27 апреля 1976 года принят на работу в Бондаревский сельский совет пастухом скота частного сектора, 20 октября 1976 года уволен в связи с окончанием срока договора (основание – договор от 27 апреля 1976 года), 13 апреля 1984 года принят на работу в Бондаревский сельский совет пастухом скота частного сектора, 02 ноября 1984 года уволен с переводом в совхоз Бондаревский (основание договор от 13 апреля 1984 года), 01 мая 1986 года принят переводом в Бондаревский сельский совет пастухом скота частного сектора, 31 ноября 1986 года уволен переводом по окончании срока договора (основание договор от 01 мая 1986 года) (л.д. 5-18). Данные из трудовой книжки также подтверждаются справкой администрации муниципального образования Бондаревский сельсовет (л.д. 40).

В судебном заседании установлено, что с 28 июля 2010 года Кружилин П.С. является получателем пенсии по старости, при назначении которой Управлением Пенсионного фонда спорные периоды не включены в общий трудовой и страховой стаж (л.д. 42-45), поскольку указанные периоды работы истца должным образом документально не подтверждены (л.д. 19).

В силу ст. 67 ГПК РФ никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Согласно справок администрации муниципального образования Бондаревский сельсовет и Архива муниципального образования Бейский район сведения о трудовом стаже Кружилина П.С. в периоды с 27 апреля 1976 года по 20 октября 1976 года, с 13 апреля 1984 года по 02 ноября 1984 года, с 01 мая 1986 года по 31 ноября 1986 года в архиве отсутствуют, Бондаревским сельсоветом на хранение не сдавались (л.д. 24, 39).

В соответствии с п. 29 Постановления Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555 (в ред. от 17 октября 2009 года) «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» при утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний двух или более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.

Кроме того, факт работы истца в спорные периоды пастухом частного скота подтверждается свидетельскими показаниями.

Так, свидетель Пузакова Л.С. суду пояснила, что приходится родной сестрой истца. В 1976, 1984 и 1986 годах истец пас скот, принадлежащий гражданам, проживающим по ул. Ленина с. Бондарево. За выпас скота отвечал подрядчик, который избирался на сходе граждан. Оплату за пастьбу с граждан собирал подрядчик, отдавал ее в сельсовет, и сельсовет в свою очередь выплачивал заработную плату пастухам.

Свидетель Пузаков В.С. дал суду показания, аналогичные показаниям свидетеля Пузаковой Л.С., дополнительно суду пояснил, что знает заявителя с 1964 года. Истец пас коров с улицы Ленина, частично с улиц Набережная и Советской, общее количество которых составляло около 300-400 голов.

Свидетель Пузакова С.Д. также дала показания аналогичные показаниям свидетеля Пузаковой Л.С., дополнительно суду пояснила, что знает истца с 1950-х годов, как односельчанина. С 1953 года по 1986 год работала в Бондаревском сельском совете в должности счетовода-кассира, позже бухгалтера. Истец пас частный скот в 1976, 1984 и 1986 годах. Договоры о выпасе скота с пастухами заключали председатель и депутат сельского совета. Данные о периодах работы в трудовую книжку заносились председателями сельских советов. Пастьба начиналась с мая и заканчивалась в ноябре. Имели ли договоры, заключенные с истцом отметки об их исполнении, а также об отчислении пастухами подоходных налогов не помнит, но деньги в кассу они вносили.

Свидетель Белокопытова З.А. суду пояснила, что знает истца как односельчанина с 1950-х годов, работая депутатом, осуществляла контроль за пастухами, осуществлявшими выпас скота, подписывала договоры. Бондаревским сельсоветом с истцом заключено три договора, последний осуществлял выпас скота с ул. Ленина. Договоры о выпасе скота с пастухами подписывали управляющий фермы, представитель сельского совета, подрядчик и депутат. Напарниками истца были Булгаков Н.И. и Брост В., которые умерли.

У суда не имеется оснований не доверять показаниям данных свидетелей, поскольку они полностью согласуются между собой и письменными материалами дела. Свидетель Пузакова С.Д. и Белокопытова З.А. ранее работали с истцом. В материалы дела представлены письменные доказательства, подтверждающие факт работы данных свидетелей вместе с истцом в оспариваемый период времени (л.д. 41, 46-47). Свидетели, Булгаков Н.И. и Брост В.И., непосредственно работавшие на аналогичной работе, что и истец, выполнявшие идентичные работы, согласно показаниям вышеуказанных свидетелей, умерли.

Кроме того, вышеуказанные показания свидетелей подтверждаются договором от 27 апреля 1976 года, из которого следует, что договор заключен между управляющим фермы, депутатом Сельсовета (свидетелем Белокопытовой З.А.), пастухами, в том числе Кружилиным П.С., и подрядчиком. Пастухи Кружилин П.С. и Булгаков Н.И. обязуются пасти скот рабочих и служащих по ул. Ленина от центрального перекрестка ул.Набережная с 01 мая 1976 года по 01 ноября 1976 года (л.д. 41).

Также суд учитывает положения ст. 18 КЗоТ РСФСР (утвержденным ВС РСФСР 09 декабря 1971 года), действовавшей в оспариваемые периоды времени, согласно которой трудовой договор (контракт) заключается в письменной форме. Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) администрации предприятия, учреждения, организации. Приказ (распоряжение) объявляется работнику под расписку. Фактическое допущение к работе считается заключением трудового договора, независимо от того, был ли прием на работу надлежащим образом оформлен.

Поэтому суд приходит к выводу о том, что представленные доказательства в их совокупностью с достоверностью свидетельствуют том, что Кружилин П.С. работал пастухом с 27 апреля 1976 года по 20 октября 1976 года, с 13 апреля 1984 года по 02 ноября 1984 года, а также с 01 мая 1986 года по 31 ноября 1986 года, и указанные периоды подлежат зачету в общий трудовой и страховой стаж.

Доводы представителя Управления Пенсионного фонда Тачеевой Ю.Г. о том, что подтверждением трудового стажа работы в качестве пастуха владельцев скота являются справки профсоюзных организаций, с участием которых заключен договор, сами договоры с отметками об их исполнении, а также справки, выданные уполномоченными представителями коллектива граждан – владельцев скота, суд считает необоснованными, поскольку согласно п. 3.4 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04 января 1991 года №190 вышеуказанные документы являются доказательствами стажа работы при отсутствии у лиц, работающих у граждан по договорам, трудовых книжек. Периоды и обстоятельства работы Кружилина П.С. в качестве пастуха подтверждаются записями в его трудовой книжке.

Довод представителя ответчика о том, что доводы истца не подтверждены соответствующими письменными документами, не может служить основанием для отказа в зачете спорных периодов в трудовой стаж. Судом установлено, что необходимые документы не представляется возможным истребовать и получить. Поэтому указанное обстоятельство как не зависящее от истца не лишает его права на назначение соответствующей пенсии.

Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости включения незачтенных спорных периодов, в общий трудовой и страховой стаж для расчета пенсии с учетом указанных периодов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Государственное Учреждение «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бейском районе Республики Хакасия» включить Кружилину Павлу Семеновичу в общий трудовой и страховой стаж периоды его работы в качестве пастуха скота частного сектора периоды с 27 апреля 1976 года по 20 октября 1976 года, с 13 апреля 1984 года по 02 ноября 1984 года, с 01 мая 1986 года по 31 ноября 1986 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия через Бейский районный суд Республики Хакасия в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения суда в окончательной форме.

Судья: А.А. Бызова

Справка: мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено 29 апреля 2011 года.

Судья: А.А. Бызова