2-158 об обеспечении жилым помещением в интересах сирот



Дело № 2-158/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Бея Бейского района Республики Хакасия 08 июня 2011 года

Бейский районный суд в составе

председательствующего судьи Сорогиной О.Ю.,

с участием прокурора Денисова Д.Г.

при секретаре Зайцевой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бейского района Республики Хакасия в интересах лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – Егорова <данные изъяты> к администрации муниципального образования Бейский район об обеспечении жилым помещением,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Бейского района в интересах лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – Егорова Д.В. обратился в суд с иском к администрации МО Бейский район, требования мотивировал тем, что 28 марта 2011 года Егоров Д.В. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как ребенок, оставшийся без попечения родителей. Право на получение жилья Егоров Д.В. подтвердил, однако до настоящего времени жильем он не обеспечен. Органы местного самоуправления в МО Бейский район обязаны вне очереди обеспечить Егорова Д.В. благоустроенным жилым помещением не ниже установленных социальных норм на территории Бейского района на условиях социального найма. Просит суд обязать Администрацию МО Бейский район обеспечить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в <адрес> благоустроенным жилым помещением, не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма.

В судебном заседании помощник прокурора Денисов Д.Г. уточнил заявленные исковые требования, просит суд обязать администрацию МО Бейский район обеспечить Егорова Д.В. 02 мая 1989 года рождения, в Бейском районе Республики Хакасия жилым помещением не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма, суду пояснил, что Егоров Д.В. обратился в прокуратуру Бейского района за защитой своего права на жилище, который, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, как ребенок, оставшийся без попечения родителей. До настоящего времени жильем не обеспечен, законом не предусмотрены сроки обеспечения жилым помещением лиц состоящих на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Просит удовлетворить требования прокурора заявленные в интересах Егорова Д.В.

Истец ФИО1 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, пояснив суду, что он неоднократно ставился органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. И неоднократно его снимали с учета без законных оснований. 28 марта 2011 года он был вновь поставлен на учет, жилым помещением до настоящего времени не обеспечен, хотя ему известно, что свободное жилье в с. Бея имеется, но в его предоставлении ему отказывают.

Представитель ответчика - администрации МО Бейский район по доверенности Козин А.С. заявленные уточненные исковые требования не признал, суду пояснил, что в силу ч.3-4 ст.57 Жилищного Кодекса РФ, гражданам состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Федеральный закон предусматривает обязанность субъекта обеспечивать сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения. В Законе Республики Хакасия № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» указано наделить органы местного самоуправления полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей – сирот, в законе указано, что органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия. Сроки и порядок предоставления субвенций определяются Правительством Республики Хакасия. Органы государственной власти РХ при формировании бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий. Государственный контроль за использованием субвенций, осуществляется Министерством образования и науки и Министерством финансов и экономики Республики Хакасия. В адрес Администрации претензий или писем о неправильном использовании предоставляемой субвенции на осуществление государственных полномочий от вышеназванных органов не поступало, в связи с чем полагает, что возложение ответственности за не предоставление жилого помещения ФИО1 на администрацию МО Бейский район, будет противоречить установленным нормам действующего законодательства. Они не отказываются в обязательстве обеспечить Егорова жилым помещением, но для этого необходимо время в соответствии с установленным порядком предоставления субсидий на указанные цели.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства финансов и экономики Республики Хакасия и Министерства образования и науки Республики Хакасия в судебное заседание не явились по неизвестной суду причине, хотя о времени и месте судебного заседания уведомлены своевременно, об уважительных причинах неявки не сообщили, каких-либо возражений по существу заявленных требований суду не представили. В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие указанных лиц.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ следует, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Федеральный закон № 159-ФЗ) к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на которых распространяется действие Федерального закона № 159-ФЗ относятся лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу абз. 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (абз. 2 п. 1 ст. 8 указанного Федерального закона).

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Хакасия от 05 декабря 2005 года № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия, указанные в приложении 1 к настоящему Закону, наделены государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Из п. 7 ч. 2 ст. 2 Закона Республики Хакасия от 15 августа 2005 года № 55-ЗРХ «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» следует, что размер возмещения расходов по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет определяется в следующем порядке: обеспечение жилой площадью лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, в порядке, определяемом законодательством Республики Хакасия. Жилые помещения в том числе предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после достижения ими 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06октября2003года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно ч. ч. 1, 2, 3 ст. 1 Закон Республики Хакасия от 19.10.2009 N 104-ЗРХ "О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия "О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет" право на предоставление жилого помещения имеют:

дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, других аналогичных организациях, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, а также после достижения ими возраста 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано;

дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, которые при их выявлении и первичном устройстве органами опеки и попечительства не имели жилых помещений либо утратили жилое помещение, в том числе если: родители ребенка неизвестны; родители не имели жилья; закрепленное жилое помещение утрачено (сгорело, признано ветхим и пр.); дети не проживали в жилье родителей (оставлены в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, других аналогичных организациях).

Из анализа указанных норм права следует, что администрация МО Бейский район является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования Бейский район, в связи с чем, обязана вне очереди предоставить жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет, проживающих на территории МО Бейский район.

Факт обращения ФИО1 в прокуратуру подтверждается заявлением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16). Согласно Постановлению главы администрации МО Бейский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ, гр.Егоров Д.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Постановлено поставить ФИО1 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д.17). Жилищная комиссия поставила ФИО1 на учет с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из протокола от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18). Факт постановки на учет подтверждается списком детей – сирот, прошедших перерегистрацию, право которых должно быть реализовано в 2012 финансовом году, где под № 3 значится ФИО1, дата постановки ДД.ММ.ГГГГ, вернулся из мест лишения свободы Комиссия произвела обследование <адрес>, в котором ФИО7 проживал с родителями, актом обследования установлено, что в доме более пяти лет никто не проживает, также никто не присматривает за его состоянием, поэтому дом и усадьба практически уничтожены, дом для жилья непригоден (л.д.19). Что также подтверждается актом по обследованию технического состояния конструкций указанного выше жилого дома, согласно которому конструкции жилого дома находятся в недопустимом состоянии, холодных пристроек – в аварийном состоянии, объемно – планировочные решения жилого дома не отвечают требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, отсутствуют отопление и электропроводка, жилой дом не пригоден для проживания. Реконструкцию жилого дома считают экономически нецелесообразным так как стоимость такого рода реконструкции сопоставима со стоимостью нового строительства (л.д.7-15). Тот факт, что указанный дом принадлежал родителям заинтересованного лица, подтверждается договором купли – продажи и актом передачи домовладения (л.д.20,21).

В судебном заседании установлено, что ФИО1 имеет статус лица, относящегося к категории детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, поскольку его отец ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22, 23, 24). Решением Бейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3, лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего ФИО1 (л.д.25).

Согласно справками, ФИО1 не имеет домовладения и квартиры в собственности (л.д.26, 27). Согласно реестровых записей ГУП РХ УТИ родители ФИО1 также не имели объектов недвижимости в собственности (л.д.28,29).

Из письма главы администрации МО <адрес>, в адрес министра образования и науки РХ, следует, что приказом Министерства экономики РХ от 27 апреля 2011 года определены нормативы стоимости одного квадратного метра общей площадь жилья на второй квартал 2011 года. Для Бейского района стоимость одного квадратного метра составила 14725 рублей. Данная стоимость одного квадратного метра не позволяет осуществлять строительство и приобретение жилья, так как фактически сложившиеся цены одного квадратного метра в районе гораздо выше установленных Министерством. Просит увеличить объем субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей- сирот, детей оставшихся без попечения родителей.

Проанализировав исследованные судом доказательства в их совокупности, суд признает уточненные исковые требования прокурора Бейского района Республики Хакасия в интересах лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – ФИО1 к администрации МО Бейский район об обеспечении жилым помещением обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию муниципального образования Бейский район обеспечить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в Бейском районе Республике Хакасия жилым помещением не ниже установленных в Бейском районе Республики Хакасия социальных норм на условиях социального найма.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Бейский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья: О.Ю. Сорогина

Мотивированное решение изготовлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ Судья: