Дело № 2-213/2011 г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с. Бея Бейского района Республики Хакасия 07 июля 2011 года Бейский районный суд в составе председательствующего Бызовой А.А., при секретаре Гавриловой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бейского района Республики Хакасия в интересах лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – Сагалакова <данные изъяты> к администрации муниципального образования Бейский район (далее МО Бейский район) об обеспечении жилым помещением, УСТАНОВИЛ: Прокурор Бейского района в интересах лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – Сагалакова И.П. обратился в суд с указанным иском к администрации МО Бейский район, требования мотивировал тем, что 17 марта 2011 года Сагалаков И.П. поставлен на льготную очередь на получение жилья, как лицо, оставшееся без попечения родителей. Право на получение жилья Сагалаков И.П. подтвердил, однако до настоящего времени жильем не обеспечен. В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрация МО Бейский район является исполнительно-распорядительным органом МО Бейский район, и обязана вне очереди обеспечить Сагалакова И.П. жилым помещением не ниже установленных социальных норм на территории Бейского района на условиях социального найма. Просит суд обязать администрацию МО Бейский район обеспечить Сагалакова И.П. по месту жительства в Бейском районе Республики Хакасия жилым помещением не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма. Определением Бейского районного суда от 23 июня 2011 года Министерство финансов Республики Хакасия и Министерство образования и науки Республики Хакасия привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора. В судебном заседании помощник прокурора Денисов Д.Г. заявленные исковые требования поддержал, в их обоснование привел вышеизложенные обстоятельства, просит суд обязать администрацию МО Бейский район обеспечить Сагалакова И.П. жилым помещением. Представитель ответчика - администрации МО Бейский район Козин А.А. заявленные исковые требования не признал, суду пояснил, что Жилищным кодексом РФ предусмотрено предоставление гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, жилых помещений по договорам социального найма на основании решений органа местного самоуправления. Постановлением администрации МО Бейский район № 348 от 09 апреля 2010 года утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, согласно которому Комиссией при администрации МО Бейский район на основании рассмотрения документов принимается предварительное решение о предоставлении жилых помещений конкретным лицам, состоящим на учете, в соответствии с очередностью, при условии наступления права на получение жилого помещения по договору социального найма. Протокол Комиссии направляется в Управление образования МО Бейский район, которое формирует и направляет заявку в Министерство образования и науки Республики Хакасия с целью перечисления денежных средств на приобретение жилья для вышеуказанных лиц. После поступления субвенции на приобретение жилья из бюджета Республики Хакасия в бюджет МО Бейский район Комитет по управлению имуществом МО Бейский район осуществляет все необходимые мероприятия, направленные на приобретение жилых помещений в пределах выделенной субвенции. Кроме того, Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает обязанность субъекта обеспечивать сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации. Более того, ч. 4 ст. 49 ЖК РФ предусмотрено, что гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями. Что в свою очередь подразумевает передачу необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Из Закона Республики Хакасия от 05 декабря 2005 года № 85-ЗРХ (в ред. от 16 октября 2009 года) следует, что субвенции для приобретения жилья указанной категории граждан предоставляются из республиканского бюджета, срок и порядок предоставления которых определяется Правительством Республики Хакасия. Предоставление местным бюджетам субвенций на осуществление органам местного самоуправления государственных полномочий по предоставлению жилья должны предусматриваться органами государственной власти Республики Хакасия при формировании республиканского бюджета на очередной финансовый год. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах субвенций, предоставленных из республиканского бюджета на осуществление соответствующих полномочий, контроль за использованием которых, осуществляется Министерством образования и науки и Министерством финансов и экономики Республики Хакасия. В адрес администрации претензий по использованию субвенций в вышеуказанной части не поступало. Полагает, что возложение ответственности на администрацию за непредоставление жилого помещения Сагалакову И.П. будет противоречить установленным нормам действующего законодательства. Кроме того, действующим законодательством не предусмотрено, что сироты должны быть обеспеченны благоустроенным жилым помещением. Просит суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований. Сагалаков И.П. в судебное заседание не явился, уведомление о времени и месте рассмотрения дела в адрес суда не возвращено. Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства финансов и экономики Республики Хакасия и Министерства образования и науки Республики Хакасия в судебное заседание не явились по неизвестной суду причине, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, каких-либо возражений по существу заявленных требований суду не предоставили. В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие указанных лиц. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Федеральный закон № 159-ФЗ) к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на которых распространяется действие Федерального закона № 159-ФЗ относятся лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу абз. 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (абз. 2 п. 1 ст. 8 указанного Федерального закона). Решением Совета депутатов Муниципального образования Бейский район от 26 декабря 2005 года № 256 «Об утверждении нормы предоставления жилой площади по договору социального найма и учетной нормы жилого помещения на территории муниципального образования Бейский район» утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 33 кв.м. общей площади жилья для одиноко проживающего человека. В соответствии со ст. 1 Закона Республики Хакасия от 05 декабря 2005 года №85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия (далее - органы местного самоуправления), указанные в приложении 1 к настоящему Закону, наделены государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, достигших возраста 23 лет. Из п. 7 ч. 2 ст. 2 Закона Республики Хакасия от 15 августа 2005 года № 55-ЗРХ «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что размер возмещения расходов по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется в следующем порядке: обеспечение жилой площадью лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, в порядке, определяемом законодательством Республики Хакасия. Жилые помещения в том числе предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после достижения ими 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано. В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06октября2003года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Согласно ч. ч. 1, 2, 3 ст. 1 Закона Республики Хакасия от 19 октября 2009 года №104-ЗРХ "О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия "О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет" право на предоставление жилого помещения в соответствии с настоящим Законом имеют: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, других аналогичных организациях, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, а также после достижения ими возраста 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано; дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, которые при их выявлении и первичном устройстве органами опеки и попечительства не имели жилых помещений либо утратили жилое помещение, в том числе если: родители ребенка неизвестны; родители не имели жилья; закрепленное жилое помещение утрачено (сгорело, признано ветхим и пр.); дети не проживали в жилье родителей (оставлены в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, других аналогичных организациях). Из анализа указанных норм права следует, что администрация МО Бейский район является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования Бейский район, в связи с чем обязана вне очереди предоставить жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет, проживающих на территории МО Бейский район. В судебном заседании установлено, что Сагалаков И.П. имеет статус лица, относящегося к категории детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО3 указан со слов матери (л.д. 9, 10-11, 12, 13, 14). Согласно постановлению администрации МО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании гражданина Сагалакова <данные изъяты> нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма и постановки на учет» Сагалаков И.П. признан нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма, поставлен на учет с 17 марта 2011 года в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма (л.д. 5, 7). Из справки ЛИУ-27 следует, что Сагалаков И.П. по приговору <данные изъяты> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ отбывал наказание в виде лишения свободы сроком с 16 марта 2007 года по 15 марта 2010 года (л.д. 25), следовательно, право на получение жилья у Сагалакова И.П. наступило в 2010 году, однако до настоящего времени жильем он не обеспечен. Проанализировав исследованные судом доказательства в их совокупности, суд признает исковые требования прокурора Бейского района Республики Хакасия в интересах лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – Сагалакова <данные изъяты> к администрации МО Бейский район об обеспечении жилым помещением, подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявленные исковые требования удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования Бейский район предоставить Сагалакову <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <данные изъяты>, жилое помещение, расположенное в Бейском районе Республики Хакасия, не ниже установленной в Бейском районе Республики Хакасия социальной нормы – 33 квадратных метра общей площади, на условиях социального найма. На решение может быть подана кассационная жалоба, представление в Верховный Суд Республики Хакасия через Бейский районный суд в течение десяти дней со дня принятия мотивированного решения суда в окончательной форме. Судья: А.А. Бызова Справка: мотивированное решение суда в окончательной форме составлено 12 июля 2011 года. Судья: А.А. Бызова