2-232 об обеспечении жилым помещением в интересах сирот



Дело № 2-232/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Бея Бейского района Республики Хакасия 14 июля 2011 года

Бейский районный суд в составе

председательствующего судьи Сорогиной О.Ю.,

с участием прокурора Денисова Д.Г.

при секретаре Зайцевой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бейского района Республики Хакасия в интересах лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – Чернобаенко Алексея Сергеевича к администрации муниципального образования Бейский район об обеспечении жилым помещением,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с иском в интересах лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – ФИО1 к администрации МО <адрес> об обеспечении жилым помещением, требования мотивировал тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка, которой выявлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо оставшееся без попечения родителей. Право на получение жилья ФИО1, подтвердил, однако до настоящего времени жильем он не обеспечен. Органы местного самоуправления в МО <адрес> обязаны вне очереди обеспечить ФИО1 жилым помещением не ниже установленных социальных норм на территории <адрес> на условиях социального найма. Просит суд обязать Администрацию МО <адрес> обеспечить ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в <адрес> жилым помещением, не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма.

В судебном заседании помощник прокурора ФИО6 заявленные исковые требования поддержал, просит суд обязать администрацию МО <адрес> обеспечить ФИО1, в <адрес> жилым помещением не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма, суду пояснил, что ФИО1 обратился в прокуратуру <адрес> за защитой своего права на жилище, который, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, как ребенок, оставшийся без попечения родителей. До настоящего времени жильем не обеспечен, законом не предусмотрены сроки обеспечения жилым помещением лиц состоящих на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Просит удовлетворить требования прокурора заявленные в интересах ФИО1

Истец ФИО1 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, пояснив суду, что он не имеет в собственности жилья, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, до настоящего времени жильем не обеспечен.

Представитель ответчика - администрации МО <адрес> по доверенности ФИО7 заявленные исковые требования не признал, суду пояснил, что в силу ч.3-4 ст.57 Жилищного Кодекса РФ, гражданам состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Федеральный закон предусматривает обязанность субъекта обеспечивать сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения. В Законе <адрес> -ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» указано наделить органы местного самоуправления полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей – сирот, в законе указано, что органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета <адрес>. Сроки и порядок предоставления субвенций определяются Правительством <адрес>. Органы государственной власти РХ при формировании бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий. Государственный контроль за использованием субвенций, осуществляется Министерством образования и науки и Министерством финансов и экономики <адрес>. В адрес Администрации претензий или писем о неправильном использовании предоставляемой субвенции на осуществление государственных полномочий от вышеназванных органов не поступало, в связи с чем, полагает, что возложение ответственности за не предоставление жилого помещения ФИО1 на администрацию МО <адрес>, будет противоречить установленным нормам действующего законодательства. Они не отказываются в обязательстве обеспечить ФИО1 жилым помещением, но для этого необходимо время в соответствии с установленным порядком предоставления субсидий на указанные цели.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства финансов и экономики Республики Хакасия и Министерства образования и науки Республики Хакасия в судебное заседание не явились по неизвестной суду причине, хотя о времени и месте судебного заседания уведомлены своевременно, об уважительных причинах неявки не сообщили, каких-либо возражений по существу заявленных требований суду не представили. В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ следует, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Федеральный закон № 159-ФЗ) к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на которых распространяется действие Федерального закона № 159-ФЗ относятся лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу абз. 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (абз. 2 п. 1 ст. 8 указанного Федерального закона).

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Хакасия от 05 декабря 2005 года № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия, указанные в приложении 1 к настоящему Закону, наделены государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Из п. 7 ч. 2 ст. 2 Закона Республики Хакасия от 15 августа 2005 года № 55-ЗРХ «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» следует, что размер возмещения расходов по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет определяется в следующем порядке: обеспечение жилой площадью лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, в порядке, определяемом законодательством Республики Хакасия. Жилые помещения в том числе предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после достижения ими 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06октября2003года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно ч. ч. 1, 2, 3 ст. 1 Закон Республики Хакасия от 19.10.2009 N 104-ЗРХ "О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия "О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет" право на предоставление жилого помещения имеют:

дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, других аналогичных организациях, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, а также после достижения ими возраста 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано;

дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, которые при их выявлении и первичном устройстве органами опеки и попечительства не имели жилых помещений либо утратили жилое помещение, в том числе если: родители ребенка неизвестны; родители не имели жилья; закрепленное жилое помещение утрачено (сгорело, признано ветхим и пр.); дети не проживали в жилье родителей (оставлены в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, других аналогичных организациях).

Из анализа указанных норм права следует, что администрация МО Бейский район является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования Бейский район, в связи с чем, обязана вне очереди предоставить жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет, проживающих на территории МО Бейский район.

Факт обращения ФИО1 в прокуратуру подтверждается заявлением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7). Согласно Постановлению главы администрации МО Бейский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ, гр.Чернобаенко А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. ФИО1 состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д.9).

Согласно паспортным данным ФИО1 в настоящее время ни где не зарегистрирован, с ДД.ММ.ГГГГ снят с регистрационного учета (л.д.15).

Жилищная комиссия поставила ФИО1 на учет с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из протокола от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14).

Согласно справкам ГУП РХ УТИ Бейского филиала ФИО1, ФИО2, ФИО3 не имеют квартир и жилых домов в <адрес> (л.д.19,20), что также подтверждается уведомлениями из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.16, 17, 18).

Согласно справке о рождении ФИО1, его отцом указан – ФИО2, матерью указана ФИО3 (л.д.23). Из свидетельства о смерти, следует, что ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ году (л.д.13). Согласно выписки из похозяйственной книги ФИО2 проживает по адресу: <адрес>. Жилой дом числится по праву собственности за ФИО4. ФИО1 семьи не имеет (л.д.10, 22).

Из решения Бейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ФИО3 лишена родительских прав в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.21).

В судебном заседании установлено, что ФИО1 имеет статус лица, относящегося к категории детей-сирот оставшихся без попечения родителей.

Проанализировав исследованные судом доказательства в их совокупности, суд признает исковые требования прокурора <адрес> в интересах лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – ФИО1 к администрации МО <адрес> об обеспечении жилым помещением обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию муниципального образования Бейский район обеспечить Чернобаенко Алексея Сергеевича, 10 марта 1992 года рождения, в Бейском районе Республике Хакасия жилым помещением не ниже установленных в Бейском районе Республики Хакасия социальных норм на условиях социального найма.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Бейский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения суда.

Председательствующий судья: О.Ю. Сорогина