об обязании прекратить подачу холодного водоснабжения из скважин и организовать подачу холодного водоснабжения, соответствующего требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства



Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                                                                                              

с.Бея Бейский район Республика Хакасия 06 сентября 2011 года

Бейский районный суд Республики Хакасия

в составе председательствующего Тупицина В.Н.,

при секретаре Гировой И.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Бейского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования Сабинский сельсовет об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

        Прокурор Бейского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации муниципального образования Сабинский сельский совет (далее Администрация МО Сабинский сельсовет) об обязании прекратить подачу холодного водоснабжения из скважины, расположенной в 3 км на Северо-Восток от д.Новокурск, а также скважины, расположенной в с.Сабинка на Восточной окраине и организовать подачу холодного водоснабжения соответствующего требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства в с. Сабинка и д.Новокурск Бейского района Республики Хакасия, заявленные требования мотивируя тем, что в результате проведенной проверки по информации из СМИ об обнаружении в воде нитратов животного происхождения Управления Роспотребнадзора РХ, установлено следующее.

Централизованным питьевым водоснабжением в с. Сабинка пользуются 50 жителей, в д. Новокурск пользуется 95 жителей. Водоснабжение осуществляется из водопроводов (глубинные скважины с разводящей сетью), собственником и эксплуатирующей организацией которых является администрация МО Сабинский сельсовет. При эксплуатации источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения нарушаются требования:

-           п. 3 ст. 18 Федерального Закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - источники хозяйственно-питьевого водоснабжения в с. Сабинка и д. Новокурск не имеют санэпидзаключения о соответствии санитарным требованиям.

-           п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» -источники хозяйственно-питьевого водоснабжения не имеют первого пояса зоны санитарной охраны.

- пп. 3.4., 3.4.1. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» - в пробах питьевой волы из источников централизованного водоснабжения с. Сабинка и д. Новокурск, начиная с июля 2010 года и до настоящего времени ежемесячно отмечается содержание нитратов в 1,5-4 раза выше нормы, что не соответствует гигиеническим требованиям безвредности питьевой воды по химическому составу.

Последние пробы воды на санитарно-химические показатели, в т.ч. содержание нитратов, отобраны 16.06.2011, по результатам исследований от 17.06.2011, в пробе питьевой воды из скважины с. Сабинка содержание нитратов превышает гигиенически допустимую норму в 4 раза, из скважины в д. Новокурск - в 2 раза, что не соответствует требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» (далее - СанПиН 2.1.4.1074-01). Данное несоответствие отражено в протоколах ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РХ» от 17.06.2011, № SAY0003668 и № SAY0003671 соответственно.

Администрация сельсовета предложила населению с. Сабинка привозную воду соответствующего качества для питьевых нужд от ОАО «Енисейводоканал», все жители (50 человек) от данной услуги отказались, поскольку данная услуга платная, стоимость воды составляет 31 коп, за 1 литр, на что администрация представила списки с подписями жителей.

Жителям д. Новокурск привоз питьевой воды не предлагался.

Нарушение вышеуказанных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, создаёт реальную угрозу жизни и здоровью людей.

Управлением Роспотребнадзора по РХ в адрес администрации МО Сабинский сельсовет выдано предписание с требованием обеспечить качество питьевой воды, подаваемой из системы водоснабжения с. Сабинка и д. Новокурск в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01. Однако, мер по обеспечению населения с. Сабинка и д. Новокурск качественной питьевой водой со стороны администрации МО Сабинский сельсовет не предпринято до настоящего времени.

Вышеизложенное указывает, что холодное водоснабжение организовано с нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства.

В нарушение требований законодательства централизованное холодное водоснабжение населения с. Сабинка и д. Новокурск осуществляется из водного объекта - скважины при отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии его санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования и зоны санитарной охраны первого пояса.

Невыполнение вышеназванных требований санитарно- эпидемиологического законодательства повлекло снабжение жителей с. Сабинка и д. Новокурск недоброкачественной питьевой водой, непригодной для питьевых целей и небезопасной для их жизни и здоровья.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения.

Собственником водозабора (скважины) является муниципальное образование Сабинский сельсовет.

Таким образом, своим бездействием муниципальное образование Сабинский сельсовет допускает нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В судебном заседании помощник прокурора ФИО2, исковые требования уточнил в части сроков прекращения подачи холодного водоснабжения и организации ее подачи соответствующего требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, просил увеличить данные сроки до 90 дней с момента вступления решения в законную силу, в остальной части исковых требований поддержал, по основаниям изложенным в иске.

Представитель ответчика - Глава Администрации МО Сабинский сельсовет ФИО3 с требованиями прокурора согласился, однако пояснил, что поскольку у администрации отсутствует финансирование на данные цели в настоящее время, в связи с чем, устранить предписания прокурора <адрес> и обеспечить жителей качественной питьевой водой в столь короткий срок, не представляется возможным.

Представитель третьего лица Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РХ ФИО4, требования прокурора поддержала.

Выслушав объяснения сторон, представителя третьего лица, исследовав представленные материалы в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

     В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Согласно п.4 ч.1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения.

Собственником водозабора (скважины) является муниципальное образование Сабинский сельсовет.

Так, согласно передаточного акта от 24 декабря 2007 года. На основании Закона РХ № 94-ЗРХ от 10 декабря 2007 года Администрация МО Бейский район, с одной стороны передает из муниципальной собственности Бейского района, а Администрация МО Сабинский сельсовет с другой стороны принимает в муниципальную собственность сельсовета скважину, место расположения Бейский район с.Сабинка, и скважину, место расположения Бейский район, с.Новокурск (л.д. 31)

Таким образом, в судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что скважина, расположенная в 3 км на Северо-Восток от д.Новокурск, а также скважина, расположенная в с.Сабинка на Восточной окраине, находятся в собственности МО Сабинский сельсовет.

      Согласно п.п.1,2 ст.18 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

      Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.

      В силу п.3 ст. 18 указанного закона использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

      Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам (п.2 ст. 19 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10 введены в действие Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02), которые определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

Согласно п.3.1. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», применяемых в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях, питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.

       СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, обязательные для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии с п.1.5. данных Правил зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения.

Водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки. Расположение на территории промышленного предприятия или жилой застройки возможно при надлежащем обосновании. Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора - при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м - при использовании недостаточно защищенных подземных вод (п. 2.2.1.1. Правил).

В соответствии с п.п.3,6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307), утвержденных в целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, к коммунальным услугам отнесена деятельность по холодному водоснабжению, под которой понимается круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки.

При предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объёмах, необходимых потребителю (п. 9 Правил).

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» при отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

Кроме того, в силу ч. 1 ст. 7 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

В силу п.п. 1.1.6, 2.10.1 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных приказом Госстроя России от 30.12.1999 года № 168 и обязательных для всех организаций ВКХ, обслуживающих население, независимо от ведомственной принадлежности, форм собственности и организационно-правовых форм, водоводы и водопроводная сеть должны обеспечить бесперебойное и надежное снабжение потребителей водой, которая по своему качеству отвечает требованиям стандарта, а предоставление услуг водоснабжения и канализации должно осуществляться при соблюдении обязательных требований нормативов и стандартов, санитарных правил и норм, значений параметров потребительских свойств этих услуг, пределов их отклонений и условий договора.

     Главным специалистом – экспертом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (территориальный отдел вг.Саяногорске и Бейском районе) ФИО4 на имя прокурора Бейского района, направлено письмо от 10 июля 2011 года, согласно которого, по результатам исследования от 17 июня 2011 года, в пробе питьевой воды из скважины с.Сабинка содержание нитратов превышает гигиенически допустимую норму в 4 раза, из скважины д.Новокурск – в 2 раза, что не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» (л.д.15).

Из протоколов лабораторных исследований от 17 июня 2011 года проведенных филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в г.Саяногорске РХ» следует, что скважина, расположенная в 3 км. На Северо-Восток от д.Новокурск и скважина, расположенная в с.Сабинка, Восточная окраина не соответствуют требованиям СанПин 2.1.4. 1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» (л.д.16-19).

     Судом достоверно установлено, что вода подаваемая жителям с.Сабинка и д.Новокурск из указанных скважин непригодна для использования в качестве питьевой воды.

      При принятии решения, суд принимает во внимание, и те обстоятельства, что Администрацией сельсовета, было предложена населению с.Сабинка привозная вода, соответствующего качества для питьевых нужд от ОАО «Енисейводоканал», однако все жители отказались от данной услуги, поскольку данная услуга платная в связи с чем, суд не может принять данные обстоятельства, как предпринятые соответствующие меры по устранению сложившейся ситуации с холодным водоснабжением в с.Сабинка, поскольку данные действия не основаны на законе, противоречат действующему законодательству.

      При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора к Администрации МО Сабинский сельсовет об обязании прекратить подачу холодного водоснабжения из скважины, расположенной в 3 км на Северо-Восток от д.Новокурск, а также скважины, расположенной в с.Сабинка на Восточной окраине и организовать подачу холодного водоснабжения соответствующего требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства в с. Сабинка и д.Новокурск Бейского района Республики Хакасия, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Учитывая объем необходимых мероприятий для удовлетворения требований, действующего законодательства к источникам холодного водоснабжения, с учетом разумности, суд считает необходимым установить Администрации МО Сабинский сельсовет срок для исполнения требований прокурора в течение 90 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с п.2 ст. 24 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.

С учетом изложенного, суд полагает необходимым обязать Администрацию муниципального образования Сабинский сельсовет, прекратить подачу холодного водоснабжения из указанных скважин и организовать подачу холодного водоснабжения, соответствующего требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства в течении 90 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

        

       На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Администрацию муниципального образования Сабинский сельсовет Бейского района Республики Хакасия прекратить подачу холодного водоснабжения из скважины, расположенной в 3 км на Северо-Восток от д.Новокурск, а также скважины, расположенной в с.Сабинка на Восточной окраине в течение 90 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать Администрацию муниципального образования Сабинский сельсовет Бейского района Республики Хакасия в с. Сабинка и д.Новокурск Бейского района Республики Хакасия организовать подачу холодного водоснабжения соответствующего требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства в течение 90 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

        

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия в течение десяти дней с момента изготовления мотивированного решения, через Бейский районный суд.

Председательствующий судья:                                     В.Н. Тупицин

Резолютивная часть решения объявлена 06 сентября 2011 года.

Мотивированное решение составлено 09 сентября 2011 года.