Дело № 2-336/2011 год РЕШЕНИЕ с. Бея Бейского района Республики Хакасия 27 сентября 2011 года Бейский районный суд в составе председательствующего Бызовой А.А., при секретаре Зайцевой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ковалева Андрея Валентиновича об оспаривании решения администрации Бейского района РХ, УСТАНОВИЛ: Ковалев А.В. в лице представителя по доверенности Зайцев В.О. обратился в суд с указанным заявлением, требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ КовалевА.В. и администрация <адрес> заключили договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым №:06:010702:55, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> по направлению на юго-восток для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, общей площадью 69915 кв.м., на котором расположена конюшня заявителя. ДД.ММ.ГГГГ произведена государственная регистрация вышеуказанного договора аренды. ДД.ММ.ГГГГ Ковалев А.В. на основании п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ обратился к администрации с заявлением, в котором просил заключить с ним договор купли-продажи вышеуказанного земельного участка, на что ДД.ММ.ГГГГ получил отказ, поскольку в приложенном к заявлению договоре купли-продажи конюшни от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует обязательная в соответствии со ст. ст. 4, 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация договора, удостоверенная посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки». Считает, что указанный Федеральный закон не регулирует процедуру приобретения гражданами в собственность земельных участков, на которых находятся здания, строения, сооружения. Эта процедура предусмотрена специальными нормами Земельного кодекса РФ и вытекающими из него бланкетными нормами подзаконных актов. Полагает, что содержание оспариваемого решения заинтересованного лица не соответствует требованиям Земельного кодекса РФ и иного нормативного акта, регулирующих данное правоотношение, поскольку в соответствии с абз. 1 п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок, - что и было сделано заявителем. Согласно абз. 2 п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Такой перечень документов установлен Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения» (в ред. Приказов от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ год № 584). В п. 4 данного перечня установлено правило о приложении заявителем выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке), то есть указанный перечень не содержит обязательного, как считает заинтересованное лицо, требования о предоставлении договора купли-продажи конюшни от ДД.ММ.ГГГГ с регистрационной надписью о государственной регистрации, то есть заинтересованное лицо произвольно требует представления документа, непредусмотренного специальными нормативными правовыми актами, чем нарушает право заявителя иметь в собственности имущество на праве собственности, предусмотренное, в частности, ч. 2 ст. 35 Конституции РФ, ст. 18 ГК РФ. Документы, предусмотренные п. 4 данного перечня заявителем заинтересованному лицу представлены. Просит суд признать незаконным решение администрации <адрес>, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в заключении договора купли-продажи вышеуказанного земельного участка, обязать администрацию <адрес> устранить в полном объеме допущенное нарушение права Ковалева А.В. иметь имущество на праве собственности путем заключения договора купли-продажи данного земельного участка за цену и на условиях, предусмотренных нормативными правовыми актами, регулирующими порядок заключения данных договоров, взыскать с администрации Бейского района в пользу Ковалева А.В. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 руб. В судебное заседание заявитель Ковалев А.В. не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, посредством телефонной связи просил удовлетворить заявленные требования, дело рассмотреть в его отсутствие. В силу ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие указанного лица. Представитель заявителя Зайцев В.О. в судебном заседании заявленные требования уточнил, просил суд признать незаконным решение администрации Бейского района, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в заключении договора купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым №:06:010702:55, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> по направлению на юго-восток для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, общей площадью 69915 кв.м. и обязать администрацию <адрес> устранить в полном объеме допущенное нарушение права Ковалева А.В. иметь имущество на праве собственности путем заключения договора купли-продажи вышеуказанного земельного участка. В обоснование заявленных требований привел вышеуказанные обстоятельства, дополнительно суду пояснил, что в настоящем судебном заседании оспаривается решение муниципального органа от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в заключении договора купли-продажи только по одному основанию – в связи с отсутствием государственной регистрации, требования о предоставлении кадастрового паспорта, выданного не позднее чем за три месяца до дня подачи заявления, на тот момент отсутствовали. Кадастровый паспорт имеется в приложении к договору аренды, границы земельного участка не могли быть кем-либо изменены. Вроме того, администрация могла сама затребовать кадастровый паспорт на указанный земельный участок. Представитель администрации Бейского района Стряпкова У.В. с заявленными требованиями не согласилась, суду пояснила, что при подаче Ковалевым А.В. заявления о приобретении права собственности на вышеуказанный земельный участок, находящийся в государственной собственности, им были предоставлены документы согласно вышеназванного перечня. Пунктом 4 указанного перечня установлено, что заявитель при подаче заявления прилагает выданную не позднее чем за один месяц до дня подачи Заявления выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Однако, необходимо учитывать, что в соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Закона о регистрации (до ДД.ММ.ГГГГ), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Законом о регистрации; государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей; государственная регистрация прав, осуществлявшаяся в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу Закона о регистрации, является юридически действительной. Если же объект недвижимости был приобретен субъектом гражданского права после ДД.ММ.ГГГГ (по договору, создан (построен) и т.д.), то по общему правилу права на него возникнут с момента государственной регистрации. Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав; проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки. В соответствии со ст. 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации. Однако, заявителем была предоставлена копия договора купли-продажи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, не прошедшего государственную регистрацию. Кроме того, согласно п. 6 указанного перечня к заявлению прилагается выданный не позднее чем за три месяца до дня подачи заявления кадастровый паспорт земельного участка, в котором содержится описание всех частей земельного участка, занятых объектами недвижимости. Однако заявителем был предоставлен кадастровый паспорт, выданный ДД.ММ.ГГГГ, что не соответствует требованиям указанного перечня. Просит суд в удовлетворении заявленных требований Ковалеву А.В. отказать. Выслушав объяснения представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям. Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Из п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ следует, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено, что к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее - Заявление), прилагаются следующие документы: 1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица; 2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц); 3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей); 4) выданная не позднее чем за один месяц до дня подачи Заявления выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке); 5) выданная не позднее чем за один месяц до дня подачи Заявления выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается выданное не позднее чем за один месяц до дня подачи Заявления уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок; 6) выданный не позднее чем за три месяца до дня подачи Заявления кадастровый паспорт земельного участка, в котором содержится описание всех частей земельного участка, занятых объектами недвижимости; 7) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством. Как разъяснено в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между КовалевымА.В. и администрацией Бейского района заключен договор аренды, находящегося в государственной собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым №:06:010702:55, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> <адрес> для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, общей площадью 69915 кв.м., на котором расположена конюшня Ковалева А.В., общей площадью 1000 кв.м., приобретенная последним на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ произведена государственная регистрация вышеуказанного договора аренды (л.д. 9-10, 14, 15-16). В соответствии с п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ ДД.ММ.ГГГГ Ковалев А.В. обратился к администрации Бейского района с заявлением, в котором просил заключить с ним договор купли-продажи вышеуказанного земельного участка, приложив к нему документы, предусмотренные Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно: копию документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей) – паспорт Ковалева А.В.; копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей) – свидетельства о государственной регистрации Крестьянского (фермерского) хозяйства серии № №; копию документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя ЗайцеваВ.О. - доверенность; копию документа, удостоверяющего право на здание, строение, сооружение, которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним – договор купли-продажи конюшни от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ООО «Бондарево» и главой КФХ КовалевымА.В.; выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок; кадастровый паспорт вышеуказанного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ; копию документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в аренду – вышеназванный договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17). Указанный факт заинтересованным лицом не оспаривался, в судебном заседании подтвержден. Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ в заключении данного договора купли-продажи земельного участка Ковалеву А.В. администрацией <адрес> отказано по тому основанию, что в приложенном к заявлению договоре купли-продажи конюшни от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует обязательная в соответствии со ст. ст. 4, 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация договора, удостоверенная посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки» (л.д. 18). Судом установлено, что оспариваемое решение принято уполномоченным на принятие такого решения органом, которым порядок принятия данного решения соблюден, вместе с тем содержание оспариваемого решения не соответствует требованиям закона и нормативным правовым актам, регулирующим данные правоотношения, а именно принято в нарушение п. 4 вышеуказанного Перечня, которым предусмотрено предоставление копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на здание на приобретаемом земельном участке в случае, если право на такое здание не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и в нарушение п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ, согласно которого органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. При этом доводы представителя администрации Бейского района Стряпковой У.В. о необходимости предоставления договора купли-продажи конюшни от 28 ноября 2007 года с его обязательной государственной регистрацией суд признает субъективными и надуманными. Ссылка представителя администрации Бейского района на то обстоятельство, что заявителем предоставлен кадастровый паспорт земельного участка от 19 января 2009 года, то есть выданный позднее трех месяцев до дня подачи заявления, судом не рассматривается, поскольку предметом в настоящем судебном заседании не является. Заявителем оспаривается решение органа местного самоуправления от 14 сентября 2011 года, которым отказано в заключении договора купли-продажи по единственному основанию. Указанные обстоятельства являются основаниями для удовлетворения заявления Ковалева А.В. о признании незаконным решения администрации Бейского района от 14 сентября 2011 года об отказе в заключении договора купли-продажи земельного участка и устранении в полном объеме допущенного нарушения прав заявителя. Вместе с тем, суд не может согласиться с требованием Ковалева А.В. об устранении нарушений его прав путем обязания администрации Бейского района заключить договор купли-продажи спорного земельного участка по тому основанию, что заключение договора купли-продажи побуждает орган местного самоуправления к совершению новых действий, которые к устранению нарушений прав заявителя не относятся. Кроме того, из анализа п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ и п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ следует, что стороны свободны в заключении договора, заключение договора является правом сторон, а не обязанностью, орган местного самоуправления может предложить заявителю заключить как договор купли-продажи, так и аренды. Проанализировав исследованные судом доказательства в их совокупности, суд признает требования Ковалева А.В. об оспаривании решения администрации Бейского района подлежащими удовлетворению в части. В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано. Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (ч. 1 ст. 88 ГПК РФ). С учетом приведенных норм права суд считает возможным взыскать с администрации Бейского района в пользу заявителя уплаченную последним государственную пошлину в размере 200 руб. РЕШИЛ: Заявленные требования удовлетворить в части. Признать незаконным решение администрации Бейского района от 14 сентября 2011 года об отказе Ковалеву <данные изъяты> в заключении договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Администрации Бейского района устранить препятствия к осуществлению права Ковалева <данные изъяты>. Взыскать с администрации Бейского района в пользу Ковалева <данные изъяты> государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей. В остальной части заявления отказать. На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Бейский районный суд в течение десяти дней со дня принятия мотивированного решения суда в окончательной форме. Судья: А.А. Бызова Справка: мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено 29 сентября 2011 года. Судья: А.А. Бызова
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ