2-273/2011 о понуждении к исполнению законодательства о пожарной безопасности



Дело № 2- 273/2011 год

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Бея Бейского района Республики Хакасия 07 сентября 2011 года

Бейский районный суд Республики Хакасия

в составе председательствующего судьи Бызовой А.А.,

при секретаре Гавриловой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бейского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Большемонокский сельсовет (далее МО Большемонокский сельсовет) о понуждении к исполнению законодательства о пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с указанным иском к МО Большемонокский сельсовет, требования мотивировал тем, что прокуратурой Бейского района в рамках осуществления надзора за соблюдением законодательства о пожарной безопасности с привлечением специалистов Отделения надзорной деятельности Бейского района ГУ МЧС России по Республике Хакасия проведена проверка, по результатам которой установлены нарушения названного законодательства, допущенные администрацией МО Большемонокский сельсовет. Так, в нарушение требований п. 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313 (далее - ППБ 01-03), в соответствии с которыми при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления), а также ч.2 ст. 15 Конституции РФ, ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2010 года) «О пожарной безопасности», п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 10 Федерального закона № 69-ФЗ, ч. 2 ст. 9 Закона Республики Хакасия № 34-ЗРХ, ст. 19 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст. 14 Закона Республики Хакасия от 28 июня 2006 года № 34-ЗРХ «О пожарной безопасности» в МО Большемонокский сельсовет в районе д. Малый Монок, а. Усть-Сос не обустроены специально оборудованные подъезды к расположенным близи населенных пунктов рекам. По указанным нарушениям 25 марта 2011 года глава администрации МО Большемонокский сельсовет привлечен к административной ответственности. Однако, до настоящего времени нарушения пожарной безопасности в д. Малый Монок, а. Усть-Сос Бейского района не устранены. Кроме того, указанные нарушения выявлены не в первый раз. Так, 28 июля 2008 года, 18 апреля 2007 года, 19 июля 2006 года государственным инспектором Бейского района по пожарному надзору главе администрации МО Большемонокский сельсовет были выданы предписания по устранению тех же нарушений требований пожарной безопасности. Просит суд обязать администрацию МО Большемонокский сельсовет устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, устроить к расположенным вблизи д. Малый Монок, а. Усть-Сос рекам, подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 на 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года в срок до 22 сентября 2011 года.

В судебном заседании истец помощник прокурора Алабушев А.А. заявленные исковые требования поддержал в их обоснование привел вышеуказанные обстоятельства.

Представитель ответчика администрации МО Большемонокский сельсовет Карамчаков А.А. исковые требования не признал, суду пояснил, что устройство пирсов у рек возле д. Малый Монок и а. Усть-Сос не представляется возможным, так как в д. Малый Монок место, где вода не замерзает, расположено на территории усадьбы (в шести метрах), хозяин которой возражает против их устройства; в а. Усть-Сос у реки крутой берег, его ежегодно смывает паводковыми водами. В сельсовете имеется мотопомпа для качки воды, которую можно использовать в случае пожара.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Территориального отделения надзора деятельности Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республике Хакасия Баузер Н.А. исковые требования прокурора поддержал, суду пояснил, что в а. Усть-Сос отсутствует пожарное водоснабжение, что может привести к негативным последствиям. Устройство пирсов у крутого берега реки в а. Усть-Сос возможно путем установки балок. Даже при наличии мотопомпы, исполнение требований п. 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313 (далее - ППБ 01-03) обязательно, отклонений указанная норма не содержит.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что заявление требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Из ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ (ред. от 18 июля 2011 года) "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В силу п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ (ред. от 25 июля 2011 года) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии с п.п. 1, 2 абз. 1 ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.

Из ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ (ред. от 18 июля 2011 года) "О пожарной безопасности", ч. 2 ст. 9 Закона Республики Хакасия от 28 июня 2006 года № 34-ЗРХ (ред. от 31 мая 2011 года) "О пожарной безопасности" принятого ВС РХ 21 июня 2006 года, финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с указанным Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.

В силу ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ (ред. от 18 июля 2011 года) "О пожарной безопасности", ст. 14 Закона Республики Хакасия от 28 июня 2006 года № 34-ЗРХ (ред. от 31 мая 2011 года) "О пожарной безопасности" принятого ВС РХ 21 июня 2006 года, к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов отнесено: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

Согласно п. 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313 (далее ППБ 01-03)", при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

В судебном заседании установлено, что по результатам прокурорской проверки по соблюдению законодательства в сфере охраны лесов от пожаров, в ходе которой установлено, что в нарушение п. 94 ППБ 01-03 к расположенным вблизи д. Малый Монок, а. Усть-Сос рекам подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 на 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года не устроены и не оборудованы (л.д. 25), в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 9 Устава МО Большемонокский сельсовет, данные обязанности отнесены к вопросам местного поселения (л.д. 12-13).

Так, 24 марта 2011 года начальником ОНД Бейского района ГУ МЧС России по Республике Хакасия по результатам проверки исполнения распоряжения главного государственного инспектора Республики Хакасия по пожарному надзору № 27 от 16 марта 2011 года, ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ (ред. от 18 июля 2011 года) "О пожарной безопасности", МО Большемонокский сельсовет вынесено предписание № 27/1/1 об устранении в срок до 22 сентября 2011 года нарушений п. 94 ППБ 01-03, а именно: к расположенной вблизи д. Малый Монок реке и а. Усть-Сос водоисточнику устроить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 на 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (л.д. 4), в связи с чем 25 марта 2011 года глава МО Большемонокский сельсовет Карамчаков А.А. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (л.д. 6).

Проанализировав исследованные судом доказательства в их совокупности, суд признает требования прокурора о понуждении МО Большемонокский сельсовет к исполнению законодательства о пожарной безопасности законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы представителя ответчика администрации МО Большемонокский сельсовет Карамчакова А.А. о том, что устройство пирсов у рек возле д. Малый Монок и а. Усть-Сос не представляется возможным, суд признает необоснованными и опровергнутыми в судебном заседании специалистом в области пожарной безопасности – начальником Территориального отделения надзорной деятельности Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республике Хакасия Баузер Н.А.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать администрации муниципального образования Большемонокский сельсовет устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, устроить к расположенным вблизи д. Малый Монок, а. Усть-Сос рекам подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 на 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года в срок до 22 сентября 2011 года.

На решение может быть подана кассационная жалоба, представление в Верховный Суд Республики Хакасия через Бейский районный суд в течение десяти дней со дня принятия мотивированного решения суда в окончательной форме.

Судья: А.А. Бызова

Справка: мотивированное решение суда в окончательной форме составлено 12 сентября 2011 года.

Судья: А.А. Бызова