Дело № 2-452/2011 год РЕШЕНИЕ с. Бея Бейского района Республики Хакасия 23 ноября 2011 года Бейский районный суд в составе председательствующего Бызовой А.А., при секретаре Гавриловой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Приставкиной <данные изъяты> об оспаривании решений Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Республике Хакасия (далее ФБУ «Кадастровая палата»), УСТАНОВИЛ: Приставкина Н.Г. в лице представителя по доверенности Заборовской Н.Н.. обратилась в суд с указанным заявлением, требования мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ Приставкина Н.Г. обратилась в Межрайонный отдел № 2 ФБУ «Кадастровая палата» по Республике Хакасия с заявлениями о постановке на кадастровый учет земельных участков, находящихся по адресам: <адрес>, <адрес>. На основании п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственном кадастре недвижимости" решением ФБУ «Кадастровая палата» №, № от ДД.ММ.ГГГГ отказано в осуществлении кадастрового учета обоих объектов недвижимости соответственно. В решениях об отказе указано, что представленные для проведения кадастрового учета межевые планы по содержанию не соответствуют требованиям ч. 6 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственном кадастре недвижимости" и п. 58 требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков", а именно: разрешенное использование образуемого земельного участка не соответствует сведениям государственного кадастра недвижимости о виде разрешенного использования исходного земельного участка (согласно ст. 11.2 Земельного кодекса РФ), в приложениях межевого плана отсутствует копия документа, в соответствии с которым сведения о разрешенном использовании внесены в реквизит «4» раздела «Сведения об образуемых земельных участках и их частях». Считает указанные решения незаконными по следующим основаниям. В соответствии с п. 6 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а также в установленном ч. 1 ст. 39 настоящего Федерального закона случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ (далее - акт согласования местоположения границ). Подпунктом 14 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлено обязательное внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о разрешенном использовании земельного участка. Как установлено п. 3 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Согласно п. 58 вышеуказанных требований вид разрешенного использования образуемых земельных участков должен соответствовать сведениям ГКН о виде разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. В таких случаях вид разрешенного использования образуемого земельного участка указывается в реквизите «4» раздела «Сведения об образуемых земельных участках и их частях» в соответствии с декларацией заинтересованного лица о выбранном виде разрешенного использования земельного участка на основании градостроительного регламента либо на основании иного акта органа, государственной власти или органа местного самоуправления, определяющего вид разрешенного использования образуемого земельного участка (заверенная кадастровым инженером копия документа, в соответствии с которым сведения о разрешенном использовании земельного участка внесены в межевой план, включается в состав Приложения). В представленных заявителем для осуществления кадастрового учета межевых планах вышеназванных земельных участков, в реквизите «4» раздела «Сведения об образуемых земельных участках и их частях» указан вид разрешенного использования - «для личного подсобного хозяйства». При этом образование земельных участков происходило путем их выдела из земельного участка, находящегося в общей долевой собственности (178,5 га) Приставкиной Н.Г., с категорией земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, общей площадью 55440000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> Сообщения о выделе земельных участков были опубликованы ПриставкинойН.Г. в газетах «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ и «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Приставкиной Н.Г. было принято решение о выделе земельных участков в счет доли для создания личного подсобного хозяйства. Согласно ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в ред. на ДД.ММ.ГГГГ) участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей для создания либо расширения личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду или распоряжения им иным образом, если это не нарушает требований статьи 4 настоящего Федерального закона. В силу п. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 5 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ). Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли каждой категории используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. В соответствии с п. 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество. Таким образом, на момент выдела земельного участка законодательство допускало выделение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для личного подсобного хозяйства, на основании решения правообладателя. Просит суд признать незаконными решения № и № от ДД.ММ.ГГГГ ФБУ «Кадастровая палата» по Республике Хакасия об отказе Приставкиной Н.Г. в осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости, расположенных по вышеуказанным адресам, обязать осуществить кадастровый учет данных земельных участков. Заявитель Приставкина Н.Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщила. В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие указанного лица. В судебном заседании представитель заявителя Заборовская Н.Н. заявленные требования поддержала, в их обоснование привела вышеизложенные обстоятельства. Представитель заинтересованного лица ФБУ «Кадастровая палата» ДжумаевМ.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, суду пояснил, что заявленные требования необоснованны и не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям. ДД.ММ.ГГГГ в ФБУ «Кадастровая палата» с заявлениями о постановке на государственный кадастровый учет вышеуказанных земельных участков обратилась ФИО5, в удовлетворении которых решениями от ДД.ММ.ГГГГ № и № отказано, поскольку в нарушение п. 2 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре необходимые для кадастрового учета документы по форме, содержанию не соответствовали требованиям Закона о кадастре. Выявлено, что межевые планы данных земельных участков по содержанию не соответствует требованиям ч. 6 ст. 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» и п. 58 требований о подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно: разрешенное использование образуемого земельного участка не соответствует сведениям государственного кадастра недвижимости о виде разрешенного использования исходного земельного участка, чего требует ст. 11.2 Земельного кодекса РФ, при этом в составе приложения межевого плана отсутствует копия документа, в соответствии с которым сведения о разрешенном использовании внесены в реквизит «4» раздела «Сведения об образуемых земельных участках и их частях». Вышеуказанными нормами закона закреплено предоставление межевого плана земельного участка с «Приложением» заверенной кадастровым инженером копии декларации заинтересованного лица о выбранном виде разрешенного использования земельного участка на основании градостроительного регламента либо копии акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, определяющего вид разрешенного использования образуемого земельного участка самоуправления, определяющего вид разрешенного использования образуемого земельного участка. Ссылка заявителя на то, что он может выбрать любой вид разрешенного использования в силу ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ самостоятельно, без предоставления указанных в п. 58 Требований к подготовке межевого плана, актов, необоснованна и не подлежит применению. В силу ст. 7 Земельного кодекса РФ, на земли на территории Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий, в том числе земли сельскохозяйственного назначения. Согласно ч. 2 ст. 8 Земельного кодекса РФ категория земель обязательно должна быть указана в актах органов исполнительной власти о предоставлении земельных участков, а также в договорах, сделках и других документах, подтверждающих переход права на земельные участки. При этом правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий (ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ). Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ). При этом общий порядок проведения зонирования территорий определяется нормами гл. 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий. Таким образом, разрешенное использование земельных участков определяется правилами землепользования и застройки в порядке, установленном градостроительным законодательством, и подлежит регулированию нормами законодательства о градостроительной деятельности. Градостроительный регламент Бейского района и зонирование территорий Бейского района отсутствуют. В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса РФ и ст. 11 Земельного кодекса РФ вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений. Однако, исходя из п. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, градостроительные регламенты для земель сельскохозяйственного назначения не устанавливаются. Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не вводятся, регулируется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (п.7 ст.36 Градостроительного кодекса РФ). Следовательно, абз. 2 ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ, не распространяется на земельные участки, с заявлением о государственном кадастровом учете которых обратился заявитель. Считает, что при указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления не имеется. Выслушав объяснения представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В силу ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственном кадастре недвижимости" ФБУ «Кадастровая палата» является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета). Согласно ст. 16 данного Федерального закона кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 9 и 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 обратилась в ФБУ «Кадастровая палата» с заявлениями о постановке на кадастровый учет земельных участков Приставкиной Н.Г., находящихся по адресам: <адрес> (л.д. 59, 60), предоставив в качестве приложения межевые планы указанных земельных участков (л.д. 6-24, 25-42). Решением ФБУ «Кадастровая палата» № от ДД.ММ.ГГГГ отказано в осуществлении кадастрового учета первого объекта недвижимости, решением № от ДД.ММ.ГГГГ - второго, так как межевые планы данных земельных участков по содержанию не соответствуют требованиям ч. 6 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и п. 58 требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков", разрешенное использование образуемого земельного участка не соответствует сведениям государственного кадастра недвижимости о виде разрешенного использования исходного земельного участка (согласно ст. 11.2 Земельного кодекса РФ), в приложении межевого плана отсутствует копия документа, в соответствии с которым сведения о разрешенном использовании внесены в реквизит «4» раздела «Сведения об образуемых земельных участках и их частях» (л.д. 43, 44). Рассматривая вопрос о правомерности вынесения оспариваемых решений, судом проанализированы нижеприведенные нормативно-правовые акты. В силу п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли на территории Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий, в том числе земли сельскохозяйственного назначения. Согласно п. 2 ст. 8 Земельного кодекса РФ категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Согласно п. 3 ст. 37 Земельного кодекса РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Вместе с тем, из п. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ следует, что градостроительные регламенты для земель сельскохозяйственного назначения не устанавливаются. Согласно п. 7 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. В соответствии с ч. 6 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственном кадастре недвижимости" в текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а также в установленном частью 1 статьи 39 настоящего Федерального закона случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ (далее - акт согласования местоположения границ). Согласно п. 58 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" вид разрешенного использования образуемых земельных участков должен соответствовать сведениям государственного кадастра недвижимости (ГКН) о виде разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. В таких случаях вид разрешенного использования образуемого земельного участка указывается в реквизите "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках и их частях" в соответствии с декларацией заинтересованного лица о выбранном виде разрешенного использования земельного участка на основании градостроительного регламента либо на основании иного акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, определяющего вид разрешенного использования образуемого земельного участка (заверенная кадастровым инженером копия документа, в соответствии с которым сведения о разрешенном использовании земельного участка внесены в межевой план, включается в состав Приложения). Согласно п. 3 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Из анализа вышеуказанных норм права следует, что при подаче заявлений о постановке земельных участков на кадастровый учет и при изменении вида разрешенного использования необходимо использование градостроительного регламента или предоставление акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, определяющего вид разрешенного использования образуемого земельного участка. Как видно из представленных заявителем межевых планов, видом разрешенного использования спорных образуемых земельных участков указано «для личного подсобного хозяйства» (л.д. 6-24, 25-42). Вместе с тем, из свидетельств о государственной регистрации права следует, что видом разрешенного использования исходного земельного участка указано «для сельскохозяйственного использования» (л.д. 18, 36). Таким образом, судом установлено, что заявителем изменен один вид разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования, при этом градостроительный регламент Бейского района отсутствует, заявителем в ФБУ «Кадастровая палата» ни градостроительный регламент, ни акт органа государственной власти или органа местного самоуправления не предоставлены. Толкование представителем заявителя Заборовской Н.Н. п. 1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 87-ФЗ) и п. 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ об отнесении данными нормами права «личного подсобного хозяйства» к видам разрешенного использования, суд считает ошибочным, так как приведенные законодательные акты гласят о целях выделения земельного участка в счет земельной доли, в том числе о цели расширения личного подсобного хозяйства. Довод представителя заявителя о возможности использования п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ для изменения вида разрешенного использования без дополнительных разрешений и процедур согласования суд признает необоснованным, поскольку из приведенной нормы права следует, что виды разрешенного использования выбираются самостоятельно из видов, предусмотренных зонированием территорий. Вместе с тем, в судебном заседании установлено и не оспаривалось представителем заявителя, что зонирование территорий Бейского района отсутствует. Проанализировав исследованные судом доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований Приставкиной Надежды Григорьевны о признании незаконными решений Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Республике Хакасия. РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Приставкиной <данные изъяты> об оспаривании решений Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Республике Хакасия отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия через Бейский районный суд Республики Хакасия в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения суда в окончательной форме. Судья: А.А. Бызова Справка: мотивированное решение суда в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ. Судья: А.А. Бызова
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ