Дело № 2-364/2011 год ОПРЕДЕЛЕНИЕ о прекращении производства по делу с. Бея Бейского района Республики Хакасия 24 ноября 2011 года Бейский районный суд Республики Хакасия в составе председательствующего судьи Бызовой А.А., при секретаре Гавриловой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бейского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Бейский сельсовет (далее МО Бейский сельсовет) о понуждении к выделению бесплатных мест под остановку и стоянку транспортных средств инвалидов, УСТАНОВИЛ: Прокурор обратился в суд с указанным иском к МО Бейский сельсовет, требования мотивировал тем, что прокуратурой Бейского района проведена проверка по соблюдению законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе детей-инвалидов, которой установлено, что в нарушение ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривающей, что организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, то есть на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства, инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно, места для остановки и стоянки специальных транспортных средств для инвалидов выделены на стоянках объектов социального значения только в форме белой таблички с изображением инвалидной коляски, которая не соответствует требованиям знака 8.17 «Инвалиды», указанном в п. 8 приложения № 1 Правил дорожного движения, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090. Так, у здания МО Бейский сельсовет рядом с местом для стоянки автомобилей установлена табличка с изображением инвалидной коляски, которая не соответствует требованиям знака 8.17 «Инвалиды», указанном в п. 8 приложения № 1 Правил дорожного движения, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090. Также отсутствуют обозначение разметкой жёлтого цвета и пиктограмма «инвалид» на асфальте, оборудованном под место для парковки автомобилей, предназначенном для инвалидов, что существенно ущемляет права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры. Просит суд обязать МО Бейский сельсовет выделить бесплатные места на автостоянке, расположенной у здания администрации МО Бейский сельсовет по адресу: с. Бея, ул. Горького, д. 2 в количестве 10 % от общего числа мест для размещения транспорта инвалидов, оборудовать места для бесплатной стоянки автотранспорта инвалидов специальными указателями, а именно установить знак 8.17 «Инвалиды», указанный в п. 8 приложения № 1 Правил дорожного движения, а также обозначить разметкой жёлтого цвета и пиктограммой «инвалид» на асфальте. В судебном заседании от 14 ноября 2011 года помощник прокурора КузнецовА.С. исковые требования изменил, просил суд обязать администрацию МО Бейский сельсовет выделить бесплатные места на автостоянке, расположенной у здания администрации МО Бейский сельсовет по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, с. Бея, ул. Горького, д. 2, в количестве 10 % (но не менее одного места) для размещения транспорта инвалидов, оборудовать места для бесплатной стоянки автотранспорта инвалидов специальными указателями, а именно установить знак 8.17 «Инвалиды», указанный в п. 8 приложения № 1 Правил дорожного движения, а также выделить разметкой. В судебном заседании от 15 ноября 2011 года помощник прокурора Кузнецов А.С. исковые требования вновь изменил, просил обязать администрацию МО Бейский сельсовет выполнить вышеуказанные требования у здания по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, с. Бея, ул. Горького, д. 2 «А». В судебном заседании истец - помощник прокурора Кузнецов А.С. заявленные исковые требования поддержал, в их обоснование привел вышеуказанные обстоятельства. Представитель ответчика МО Бейский сельсовет Зайцев В.О. в судебное заседание не явился по неизвестной причине, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом с направлением копии искового заявления, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя администрации, в удовлетворении иска отказать, в обоснование своих требований предоставил фотографию с изображением места парковки для транспорта инвалидов снабженного, по мнению стороны ответчика, соответствующей разметкой и информационным дорожным знаком. В силу ч. 5 ст.167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие представителя указанного лица. Выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что производство по данному делу подлежит прекращению по следующим основаниям. Так, в соответствии с абз. 2 ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке. Как следует из материалов дела, причиной обращения прокурора в интересах неопределенного круга лиц послужили результаты проверки, проведенной прокуратурой Бейского района по соблюдению законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе детей-инвалидов, которой установлено, что на автостоянке у здания МО Бейский сельсовет не выделены и не оборудованы бесплатные места для бесплатной стоянки автотранспорта инвалидов. Обеспечение социальной защиты инвалидов, как одного из основных условий реализации гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, регламентирован Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (ред. от 01 июля 2011 года) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В силу ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (ред. от 01 июля 2011 года) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно. Административным законодательством установлено, что нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов, влечет привлечение к административной ответственности (ст. 5.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ). Согласно п. п. 1, 17 ч. 2 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им полномочий Российской Федерации на осуществление государственного контроля и надзора, указанные в настоящей статье: должностные лица органов внутренних дел (полиции) - об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.43 КоАП РФ; должностные лица органов социальной защиты - об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.43 КоАП РФ. Таким образом, установлено, что протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), органов социальной защиты (п. 17 ч. 2 ст. 28.3). Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.43 КоАП РФ, рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ). Прокурор к числу указанных должностных лиц не относится. Полномочия прокурора определены в Федеральном законе от 17 января 1992 года № 2202-1 (ред. от 07 февраля 2011 года) "О прокуратуре Российской Федерации". Так, статьей 27 указанного Федерального закона предусмотрено, что при осуществлении возложенных на него функций прокурор: рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона. При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом. В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях. В силу ст. 28 данного Федерального закона прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение. Протесты и представления вносятся и рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены статьями 23 и 24 настоящего Федерального закона. При этом в силу требований ч. 2 ст. 26 вышеуказанного Федерального закона органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Вместе с тем, из ст. 6 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (ред. от 01 июля 2011 года) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что за причинение вреда здоровью граждан, приведшего к инвалидности, лица, виновные в этом, несут материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьей 16 указанного Федерального закона предусмотрено, что юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Граждане и должностные лица, виновные в нарушении прав и свобод инвалидов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке (ст. 32 названного закона). Из формулировки вышеуказанных исковых требований прокурора не следует, что он предъявил такие требования, предусмотренные Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (ред. от 01 июля 2011 года) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и подлежащие рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства. В соответствии со статьей 27 Федеральном законе от 17 января 1992 года № 2202-1 (ред. от 07 февраля 2011 года) "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении возложенных на него функций прокурор в случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях. Таким образом, в соответствии с абз. 2 ст. 220 ГПК РФ производство по данному делу подлежит прекращению. Из права на судебную защиту прав и свобод, в том числе и неопределенного круга лиц, не вытекает возможность выбора, в частности, прокурором, по своему усмотрению способов и процедур судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральными законами. К таким федеральным законам относятся, в частности, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которые устанавливают особенности рассмотрения и разрешения дел в порядке гражданского и административного судопроизводства. Прекращение производства по делу по настоящему иску прокурора, поданному в порядке гражданского судопроизводства в интересах неопределенного круга лиц, не лишает прокурора права на защиту неопределенного круга лиц в порядке административного производства, так как данное право может быть им реализовано в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». ОПРЕДЕЛИЛ: Производство по гражданскому делу по иску прокурора Бейского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Бейский сельсовет о понуждении к выделению бесплатных мест под остановку и стоянку транспортных средств инвалидов, прекратить. Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается. На определение может быть подана частная жалоба в Верховный Суд РХ в течение десяти дней со дня принятия определения. Судья: А.А. Бызова