Дело № 2-363/2011 год ОПРЕДЕЛЕНИЕ о прекращении производства по делу с. Бея Бейского района Республики Хакасия 28 ноября 2011 года Бейский районный суд Республики Хакасия в составе председательствующего судьи Бызовой А.А., при секретаре Гавриловой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бейского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Бейский сельсовет (далее МО Бейский сельсовет) о понуждении к исполнению законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе детей-инвалидов, УСТАНОВИЛ: Прокурор обратился в суд с указанным иском к МО Бейский сельсовет, требования мотивировал тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по соблюдению законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе детей-инвалидов, которой установлено, что в нарушение ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ, согласно которого к основным принципам законодательства о градостроительной деятельности относится обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного значения, а также ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривающей, что Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Вместе с тем проверкой установлено, что здание администрации муниципального образования Бейский сельсовет, расположенное по адресу: <адрес> а, не обустроено пандусом, что затрудняет посещение данного социального учреждения инвалидами, в том числе детьми-инвалидами, а также другими маломобильными группами населения (далее МГН). Данное нарушение требований закона существенно ущемляет права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры и свидетельствует о неисполнении ответчиком обязанностей по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски, к объекту социальной инфраструктуры - администрации муниципального образования Бейский сельсовет. Считает, что бездействие ответчика является незаконным, нарушающим права и законные интересы неопределённого круга лиц, что влечёт нарушение правовых и организационных основ государственной политики в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. Просит суд обязать администрацию МО Бейский сельсовет обустроить пандусом здание администрации МО Бейский сельсовет, расположенное по адресу: <адрес>. В судебном заседании истец - помощник прокурора Алабушев А.А. заявленные исковые требования поддержал, в их обоснование привел вышеуказанные обстоятельства. Представитель ответчика МО Бейский сельсовет в судебное заседание не явился по неизвестной причине, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом с направлением копии искового заявления, каких-либо возражений по существу заявленных требований не предоставил. В силу ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие представителя указанного лица. Выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что производство по данному делу подлежит прекращению по следующим основаниям. Так, в соответствии с абз. 2 ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке. Как следует из материалов дела, причиной обращения прокурора в интересах неопределенного круга лиц послужили результаты проверки, проведенной прокуратурой Бейского района по соблюдению законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе детей-инвалидов, которой установлено, что здание администрации муниципального образования Бейский сельсовет не обустроено пандусом, что затрудняет посещение данного социального учреждения инвалидами, в том числе детьми-инвалидами, а также другими маломобильными группами населения. Обеспечение социальной защиты инвалидов, как одного из основных условий реализации гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, регламентирован Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (ред. от 01 июля 2011 года) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В силу ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (ред. от 01 июля 2011 года) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Административным законодательством установлено, что уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур влечет привлечение к административной ответственности (ст. 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ). Согласно п. 17 ч. 2 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им полномочий Российской Федерации на осуществление государственного контроля и надзора, указанные в настоящей статье: должностные лица органов социальной защиты - об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 9.13 КоАП РФ. Таким образом, установлено, что протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов социальной защиты (п. 17 ч. 2 ст. 28.3). Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.43 КоАП РФ, рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ). Прокурор к числу указанных должностных лиц не относится. Полномочия прокурора определены в Федеральном законе от 17 января 1992 года № 2202-1 (ред. от 07 февраля 2011 года) "О прокуратуре Российской Федерации". Так, статьей 27 указанного Федерального закона предусмотрено, что при осуществлении возложенных на него функций прокурор: рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона. При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом. В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях. В силу ст. 28 данного Федерального закона прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение. Протесты и представления вносятся и рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены статьями 23 и 24 настоящего Федерального закона. При этом в силу требований ч. 2 ст. 26 вышеуказанного Федерального закона органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Вместе с тем, из ст. 6 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (ред. от 01 июля 2011 года) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что за причинение вреда здоровью граждан, приведшего к инвалидности, лица, виновные в этом, несут материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьей 16 указанного Федерального закона предусмотрено, что юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Граждане и должностные лица, виновные в нарушении прав и свобод инвалидов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке (ст. 32 названного закона). Из формулировки вышеуказанных исковых требований прокурора не следует, что он предъявил такие требования, предусмотренные Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (ред. от 01 июля 2011 года) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и подлежащие рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства. В соответствии со статьей 27 Федеральном законе от 17 января 1992 года № 2202-1 (ред. от 07 февраля 2011 года) "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении возложенных на него функций прокурор в случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях. Таким образом, в соответствии с абз. 2 ст. 220 ГПК РФ производство по данному делу подлежит прекращению. Из права на судебную защиту прав и свобод, в том числе и неопределенного круга лиц, не вытекает возможность выбора, в частности, прокурором, по своему усмотрению способов и процедур судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральными законами. К таким федеральным законам относятся, в частности, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которые устанавливают особенности рассмотрения и разрешения дел в порядке гражданского и административного судопроизводства. Прекращение производства по делу по настоящему иску прокурора, поданному в порядке гражданского судопроизводства в интересах неопределенного круга лиц, не лишает прокурора права на защиту неопределенного круга лиц в порядке административного производства, так как данное право может быть им реализовано в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». ОПРЕДЕЛИЛ: Производство по гражданскому делу по иску прокурора Бейского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Бейский сельсовет о понуждении к исполнению законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе детей-инвалидов, прекратить. Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается. На определение может быть подана частная жалоба в Верховный Суд РХ в течение десяти дней со дня принятия определения. Судья: А.А. Бызова