Дело № 2-414/2011 год РЕШЕНИЕ с. Бея Бейского района Республики Хакасия 10 ноября 2011 года Бейский районный суд в составе председательствующего Бызовой А.А., при секретаре Гавриловой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Динарьевой <данные изъяты> об оспаривании действий администрации муниципального образования Бейский сельсовет (далее МО Бейский сельсовет), УСТАНОВИЛ: Динарьева А.М. обратилась в суд с указанным заявлением к МО Бейский сельсовет, требования мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в МО Бейский сельсовет с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в связи с проживанием в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требований, а также отсутствием жилого помещения по договору социального найма и принадлежащего на праве собственности. Решением жилищной комиссии администрации МО Бейский сельсовет № от ДД.ММ.ГГГГ в постановке на учет в качестве нуждающейся ей отказано, поскольку согласно данных книги похозяйственного учета МО Бейский сельсовет № за 2010 год, лицевой счет №, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 60 кв.м., числится за ней по праву собственности, пригоден для проживания. Считает оспариваемое решение незаконным по тем основаниям, что жилищным законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень лиц, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе не являющихся собственниками жилых помещений, проживающих в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Представленные в администрацию МО Бейский сельсовет справки свидетельствуют об отсутствии у нее собственности жилого помещения. Акт обследования жилищно-бытовых условий от ДД.ММ.ГГГГ составлен лицами, не наделенными специальными познаниями в области строительства. Полагает, что в нарушение ч. 2 ст. 54 ЖК РФ администрацией МО Бейский сельсовет в оспариваемом решении не указана ссылка на конкретные нарушения, указанные в ч. 1 ст. 54 ЖК РФ. Просит суд признать действия МО Бейский сельсовет в отказе в признании ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения незаконными, обязать МО Бейский сельсовет поставить ее в очередь в качестве нуждающейся в жилых помещениях. Заявитель Динарьева А.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщила. В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие указанного лица при участии ее представителя. В судебном заседании представитель заявителя Шкапова Н.А. заявленные требования поддержала, в их обоснование привела вышеизложенные обстоятельства, дополнительно суду пояснила, что при обращении ДД.ММ.ГГГГ Динарьевой А.М. в МО Бейский сельсовет с заявлением о постановке ее в очередь в качестве нуждающейся в жилом помещении, каких-либо документов, подтверждающих пригодность или не пригодность ее (заявителя) жилья от нее не требовали. О межведомственной комиссии по оценке пригодности жилищного фонда <адрес> ей стало известно лишь ДД.ММ.ГГГГ. Представитель администрации муниципального образования Бейский сельсовет Зайцев В.О. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ Динарьева A.M. обратилась в МО Бейский сельсовет с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, указав в качестве основания проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 3 Закона Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРХ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» (далее - Закон от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРХ) гражданин представляет решение уполномоченного органа о признании жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания. Такой уполномоченный орган существует только при администрации <адрес>, создан на основании постановления администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О создании межведомственной комиссии по пригодности муниципального жилищного фонда <адрес>, частных жилых помещений, находящихся в черте муниципального образования <адрес>». В связи с чем, МО Бейский сельсовет не представляется возможным представить заключение межведомственной комиссии по вопросу пригодности (непригодности) жилого помещения, в котором проживает ДинарьеваА.М. Динарьевой A.M., точнее, ее дочери Шкаповой Н.А., неоднократно разъяснялось о необходимости обращения в межведомственную комиссию районного уровня для получения заключения межведомственной комиссии по вопросу пригодности (непригодности) жилого помещения, которое при подаче заявления Динарьевой А.М. к нему приложено не было, что и послужило причиной отказа в его удовлетворении. Создание такой комиссии на уровне поселений, не предусмотрено ни Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 130-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ни Уставом МО Бейский сельсовет, ни иными другими нормативными правовыми актами. Кроме того, МО Бейский сельсовет не имеет средств на оплату труда работников такой комиссии. Динарьева A.M. и не обращалась в Администрацию Бейского сельсовета с заявлением о признании ее жилого дома непригодным для проживания. Считает, что действия МО Бейский сельсовет по составлению акта обследования жилищно-бытовых условий заявителя от ДД.ММ.ГГГГ, вызваны необходимостью проверки сведений, представленных Динарьевой A.M., что прямо предусмотрено ч. 3 ст. 4 Закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРХ. Данный акт не является решением уполномоченного органа о признании жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания. Полагает, что разрешение спорной ситуации возможно после обращения Динарьевой A.M. в межведомственную комиссию, созданную в <адрес>, после получения заключения которой по вопросу пригодности (непригодности) жилого помещения, в котором проживает Динарьева A.M., возможно принятие МО Бейский сельсовет как решения о принятии Динарьевой A.M. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, так и об отказе в этом. Просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Выслушав объяснения представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства (ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ). Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения). Согласно п. 7 данного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса. Пунктом 8 Положения предусмотрено, что орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан. Из анализа вышеуказанных норм права следует, что решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, постановлено: считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах". Из подп. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О ветеранах" следует, что меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются: супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак; супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак (подп. 2, 3 пп. 2 ст. 21 Закона «О ветеранах»). Как видно из выписки из лицевого счета № и выписки из похозяйственной книги МО Бейский сельсовет жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, числятся по праву собственности за Динарьевой <данные изъяты> (л.д. 18, 19). В судебном заседании установлено, что являясь супругой погибшего (умершего) инвалида, участника Великой Отечественной Войны Динарьева А.М. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в МО Бейский сельсовет с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (л.д. 14, 17). Повторно ДинарьеваА.М. в брак не вступала. Протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ жилищной комиссии администрации МО Бейский сельсовет Динарьевой А.М. отказано в признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения по причине отсутствия признаков нуждаемости, а именно: согласно данным книги похозяйственного учета МО Бейский сельсовет № за 2010 год, лицевой счет №, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 60 кв.м., числится по праву собственности за заявителем, дом находится в удовлетворительном состоянии (л.д. 7). Проанализировав вышеуказанные нормы права и основания отказа в постановке на учет Динарьевой А.М. в качестве нуждающейся в жилом помещении, суд пришел к выводу о незаконности вынесенного решения, поскольку последнее не соответствует требованиям закона, регулирующего данные правоотношения. Как видно из материалов дела, актом обследования жилищно-бытовых условий от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что жилой дом, в котором проживает Динарьева А.М., находится в удовлетворительном состоянии, степень износа составляет 44 %, дом пригоден для проживания в нем (л.д. 20). Судом установлено, что указанный акт составлен с нарушением вышеприведенных норм права. Так, в комиссию для оценки жилого помещения не включены представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека. Доказательств того, что акт составлен в присутствии Динарьевой А.М. с ее правом совещательного голоса, в материалах дела отсутствует, МО Бейский сельсовет в нарушение положений ст. ст. 56, 249 ГПК РФ не представлено. Кроме того, из утверждений представителя администрации муниципального образования Бейский сельсовет Зайцева В.О. следует, что акт обследования жилищно-бытовых условий от ДД.ММ.ГГГГ заключением межведомственной комиссии не является, межведомственная комиссия в МО Бейский сельсовет отсутствует, что свидетельствует о том, что решение об отказе в признании Динарьевой А.М. нуждающейся в жилом помещении принято без проведения оценки соответствия ее дома установленным требованиям, необходимой для решения вопроса о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Суд принимает во внимание доводы представителя администрации муниципального образования Бейский сельсовет Зайцева В.О. о том, что названный акт использован МО Бейский сельсовет для проверки сведений, представленных гражданином, подавшим заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, при этом заключением межведомственной комиссии по вопросу пригодности (непригодности) жилого помещения Динарьевой А.М. не является. Вместе с тем, суд пришел к выводу, что проверка сведений, представленных гражданином, проведена ненадлежащим образом, не в полном объеме, так как МО Бейский сельсовет, разрешая вопрос о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан и приходя к выводу об отказе в признании Динарьевой А.М. нуждающейся в жилом помещении, обязан был произвести оценку соответствия указанного дома согласно установленным в вышеприведенном Положении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), нормам, а именно Пункту 8, которым определено, что орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан. Доводы представителя МО Бейский сельсовет Зайцева В.О. о том, что к заявлению Динарьевой А.М. о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ею не было приложено решение уполномоченного органа о признании жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания, а именно заключение межведомственной комиссии, что было прямо предусмотрено Законом Республики Хакасия №-ЗРХ от ДД.ММ.ГГГГ на момент подачи заявления, суд считает необоснованными, поскольку данное заявление принято администрацией МО Бейский сельсовет, в удовлетворении которого отказано. Основанием отказа послужило не отсутствие данного решения (заключения межведомственной комиссии) или какого-либо иного необходимого документа, а установление факта отсутствия признаков нуждаемости, поскольку, по мнению МО Бейский сельсовет, «Дом находится в удовлетворительном состоянии» (л.д. 7). В связи с изложенным суд признает обоснованными доводы заявителя о том, что в нарушение ч. 2 ст. 54 ЖК РФ в решении об отказе в принятии на учет отсутствует обязательная ссылка на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. При этом оспариваемое решение вынесено не на основании заключения межведомственной комиссии, а на основании акта обследования жилищно-бытовых условий от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного комиссией, состоящей из председателя Совета депутатов МО Бейский сельсовет, заместителя главы администрации МО Бейский сельсовет, начальника отдела по социальной работе администрации МО Бейский сельсовет, заместителя начальника Управления социальной поддержки населения МО <адрес>, начальника производственного отдела Бейского филиала ГУП РХ УТИ (л.д. 7, 20). Вместе с тем, суд признает требования заявителя об обязании МО Бейский сельсовет поставить ее на учет в качестве нуждающейся преждевременными, поскольку доказательств, подтверждающих необходимость в постановке на учет Динарьевой А.М. в качестве нуждающейся в жилом помещении органом местного самоуправления в нарушение требований ст. ст. 56, 249 ГПК РФ в суд не представлено. Проанализировав исследованные судом доказательства в их совокупности, суд признает требования Динарьевой А.М. об оспаривании действий администрации МО Бейский сельсовет, обоснованными и подлежащими удовлетворению в части. РЕШИЛ: Заявленные требования удовлетворить в части. Признать действия администрации муниципального образования Бейский сельсовет об отказе Динарьевой <данные изъяты> в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконными. В удовлетворении остальной части заявления отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия через Бейский районный суд Республики Хакасия в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения суда в окончательной форме. Судья: А.А. Бызова Справка: мотивированное решение суда в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ. Судья: А.А. Бызова
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ