2-374/2011 об обеспечении жилым помещением



Дело № 2-374/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Бея Бейского района Республики Хакасия 09 ноября 2011 года

Бейский районный суд в составе

председательствующего Бызовой А.А.,

при секретаре Гавриловой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> Республики Хакасия в интересах лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – Меженькова <данные изъяты> к администрации муниципального образования Бейский район (далее МО Бейский район) об обеспечении жилым помещением,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Бейского района в интересах лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – Меженькова Г.М. обратился в суд с указанным иском к администрации МО Бейский район, требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ Меженьков Г.М. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо, оставшееся без попечения родителей. Право на получение жилья Меженьков Г.М. подтвердил, однако до настоящего времени жильем не обеспечен. В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрация МО Бейский район является исполнительно-распорядительным органом МО Бейский район, и обязана вне очереди обеспечить Меженькова Г.М. жилым помещением не ниже установленных социальных норм на территории Бейского района на условиях социального найма. Просит суд обязать администрацию МО Бейский район обеспечить Меженькова Г.М. в Бейском районе Республики Хакасия жилым помещением не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма.

В судебном заседании помощник прокурора Кузнецов А.С. и Меженьков Г.М. заявленные исковые требования поддержали, в их обоснование привели вышеизложенные обстоятельства, просят суд обязать администрацию МО Бейский район обеспечить Меженькова Г.М. жилым помещением.

Представитель ответчика - администрации МО Бейский район Козин А.С. заявленные исковые требования не признал, суду пояснил, что Жилищным кодексом РФ предусмотрено предоставление гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, жилых помещений по договорам социального найма на основании решений органа местного самоуправления. Постановлением администрации МО Бейский район № 348 от 09 апреля 2010 года утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, согласно которому Комиссией при администрации МО Бейский район на основании рассмотрения документов принимается предварительное решение о предоставлении жилых помещений конкретным лицам, состоящим на учете, в соответствии с очередностью, при условии наступления права на получение жилого помещения по договору социального найма. Протокол Комиссии направляется в Управление образования МО Бейский район, которое формирует и направляет заявку в Министерство образования и науки Республики Хакасия с целью перечисления денежных средств на приобретение жилья для вышеуказанных лиц. После поступления субвенции на приобретение жилья из бюджета Республики Хакасия в бюджет МО Бейский район Комитет по управлению имуществом МО Бейский район осуществляет все необходимые мероприятия, направленные на приобретение жилых помещений в пределах выделенной субвенции. В настоящем году поступили субвенции только на приобретение жилья, запланированное в прошлом году, для приобретения жилья в текущем году субвенции будут выделены только в 2012 году, в связи с чем просит суд в случае удовлетворения исковых требований отсрочить исполнение решения суда на 3 месяца. Просит суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 17 декабря 2009 года) (далее Федеральный закон № 159-ФЗ) к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на которых распространяется действие Федерального закона № 159-ФЗ относятся лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 21декабря1996года лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу абз. 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (абз. 2 п. 1 ст. 8 указанного Федерального закона).

Решением Совета депутатов Муниципального образования Бейский район от 26 декабря 2005 года № 256 «Об утверждении нормы предоставления жилой площади по договору социального найма и учетной нормы жилого помещения на территории муниципального образования Бейский район» утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 33 кв.м. общей площади жилья для одиноко проживающего человека.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Хакасия от 05 декабря 2005 года №85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 30 сентября 2011 года) органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия (далее - органы местного самоуправления), указанные в приложении 1 к настоящему Закону, наделены государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, достигших возраста 23 лет.

Из п. 4 ч. 2 ст. 2 Закона Республики Хакасия от 15 августа 2005 года № 55-ЗРХ «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 30 сентября 2011 года) дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включают затраты на: однократное обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилыми помещениями в порядке, установленном законодательством Республики Хакасия.

Жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после достижения ими возраста 23 лет, если они до достижения возраста 23 лет были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и их право на обеспечение жильем не было своевременно реализовано.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06октября2003года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 25 июля 2011 года) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно ч. ч. 1, 2, 3 ст. 1 Закона Республики Хакасия от 19 октября 2009 года №104-ЗРХ "О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия "О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет" право на предоставление жилого помещения в соответствии с настоящим Законом имеют:

дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, других аналогичных организациях, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, а также после достижения ими возраста 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано;

дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, которые при их выявлении и первичном устройстве органами опеки и попечительства не имели жилых помещений либо утратили жилое помещение, в том числе если: родители ребенка неизвестны; родители не имели жилья; закрепленное жилое помещение утрачено (сгорело, признано ветхим и пр.); дети не проживали в жилье родителей (оставлены в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, других аналогичных организациях).

Из анализа указанных норм права следует, что администрация МО Бейский район является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования Бейский район, в связи с чем обязана вне очереди предоставить жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет, проживающих на территории МО Бейский район.

В судебном заседании установлено, что Меженьков Г.М. имеет статус лица, относящегося к категории детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать Меженькова <данные изъяты> решением Бейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении последнего, сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери (л.д. 6, 7, 8, 9-10).

Согласно постановлению администрации МО Табатский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ «О признании гражданина Меженькова <данные изъяты> нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и постановки на учет» Меженьков Г.М. признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, поставлен на учет с ДД.ММ.ГГГГ в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (л.д. 49).

Также судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Меженьков Г.М. обучался на очном дневном отделении ГОУ НПО «<данные изъяты>», <адрес> по специальности «мастер отделочных работ» (л.д. 17), с ДД.ММ.ГГГГ обучался в ГОУ НПО «<данные изъяты>» по профессии «слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин», отчислен из указанного учебного заведения ДД.ММ.ГГГГ на основании решения педагогического совета (л.д. 18, 19), следовательно, право на получение жилья у Меженькова Г.М. наступило в июне 2011 года, однако до настоящего времени жильем он не обеспечен.

Проанализировав исследованные судом доказательства в их совокупности, суд признает исковые требования прокурора Бейского района Республики Хакасия в интересах лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – Меженькова Геннадия Михайловича к администрации МО Бейский район об обеспечении жилым помещением, подлежащими удовлетворению.

Требование представителя ответчика об отсрочке исполнения решения суда на 3 месяца удовлетворению не подлежит, поскольку рассматривается в ином гражданско-процессуальном производстве. Кроме того, в силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд не может выйти за пределы заявленных прокурором требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные исковые требования удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Бейский район предоставить Меженькову <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, жилое помещение, расположенное в Бейском районе Республики Хакасия, не ниже установленной в Бейском районе Республики Хакасия социальной нормы – 33 квадратных метра общей площади, на условиях социального найма.

На решение может быть подана кассационная жалоба, представление в Верховный Суд Республики Хакасия через Бейский районный суд в течение десяти дней со дня принятия мотивированного решения суда в окончательной форме.

Судья: А.А. Бызова