2-400/2011 о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования



Дело № 2-400/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Бея Бейского района Республики Хакасия 17 ноября 2011 года

Бейский районный суд

в составе председательствующего судьи Бызовой А.А.,

при секретаре Гавриловой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Деревягиной <данные изъяты> к администрации Бейского района <данные изъяты>,

УСТАНОВИЛ:

Деревягина Г.Я. в лице представителя по доверенности Алексеевой С.Б. обратилась в суд с указанным иском к администрации Бейского района, требования мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ умер супруг истца Деревягин Михаил Моисеевич. После его смерти осталось принадлежащее ему наследственное имущество в виде земельной доли в праве общей долевой собственности в АО «<данные изъяты>», выделенной ему на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, о чем выдано свидетельство на право собственности на землю. В установленный законом срок истец обратилась к нотариусу для оформления наследства. Однако оформление ее наследственных прав невозможно по причине наличия значительных несоответствий в правоустанавливающих документах, из которых не представляется возможным установить какой именно земельный участок перешел истцу в порядке наследования. Так, в свидетельстве на право собственности на землю, выданном наследодателю в качестве объекта права указан «земельный участок по адресу: АО «<данные изъяты>», общей площадью 12,4 га, вид собственности – общая долевая», не указаны конкретный адрес земельного участка и размер доли, а также имеется ссылка на свидетельство , выданное АО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ о наличии ограничений и обременений. Просит суд признать за истцом право собственности в порядке наследования на земельный участок, площадью 12400 кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>, земли АО «<данные изъяты>», принадлежавший Деревягину М.М.на праве общей долевой собственности.

Истец Деревягина Г.Я. в судебном заседании исковые требования подержала, суду пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ году ее супругу Деревягину М.М. выдана земельная доля из АО «<данные изъяты>», которую он сдавал в аренду ОАО «<данные изъяты>», за что получал плату. ДД.ММ.ГГГГ супруг умер, она приняла часть наследства. Нотариус считает невозможным оформить ее наследственные права ввиду указания в свидетельстве о праве собственности на землю ограничений и обременений, отсутствия конкретного адреса земельного участка, размера доли.

В судебном заседании представитель истца Алексеева С.Б. исковые требования Деревягиной Г.Я. поддержала. В их обоснование привела вышеизложенные обстоятельства, дополнительно суду пояснила, что ДеревягинаГ.Я. является единственным наследником Деревягина М.М., приняла часть наследства наследодателя Деревягина М.М., а именно квартиру в <адрес>. Земельная доля в натуре не выделена, в свидетельстве на право собственности на землю не указан размер доли, общая площадь земельного участка и адрес его нахождения.

Представитель ответчика администрации <адрес> Козин А.С. в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных исковых требований.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, АО «Табатское» в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом с направлением копии искового заявления, об уважительных причинах неявки не сообщил, каких-либо возражений по существу заявленных требований суду не представил. В силу ч. 3 ст.167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие указанного лица.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - нотариус Саяногорского нотариального округа Республики Хакасия ФИО6 просила рассмотреть дело в ее отсутствие, сообщив, что в Саяногорской нотариальной конторе зарегистрировано наследственное дело , с заявлением о принятии наследства обратилась супруга Деревягина Г.Я., других обратившихся нет (л.д. 39, 40). В силу ч. 5 ст.167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие указанного лица.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В соответствии со статьей 1112 Гражданского кодекса РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Судом установлено, что на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Деревягин М.М. приобрел право общей долевой собственности на землю по адресу: АО «<данные изъяты>», общей площадью 12,4 га, с оценкой 279 баллогектаров, о чем ему ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство серии РФ-ХII (л.д. 6-9).

Кроме того, факт того, что Деревягин М.М. является собственником спорной земельной доли, подтверждается свидетельскими показаниями.

Так, свидетель ФИО7 суду пояснила, что знает истца и ее супруга Деревягина Михаила Моисеевича с 1966 года. В 1990-х годах работникам АО «<данные изъяты>» выдавались земельный доли по 12,4 га. Деревягин М.М. работал электромонтером в <адрес> от Бейской электросвязи. Земельная доля Деревягина М.М. в натуре не выделена, Деревягин М.М. сдавал ее в аренду ООО «<данные изъяты>». Супруги Деревягины совместно проживали в <адрес>. Деревягин М.М. умер в ДД.ММ.ГГГГ года. После его смерти истец продолжает проживать в их квартире.

У суда не имеется оснований сомневаться в показаниях данного свидетеля, поскольку они полностью согласуются с письменными материалами дела.

Таким образом, судом установлено, что Деревягин М.М. является собственником земельной доли, общей площадью по 12,4 га, расположенной по адресу: АО «<данные изъяты>», с оценкой 279 баллогектаров.

В соответствии со ст. 1150 ГК РФ принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью. Доля умершего супруга в этом имуществе, определяемая в соответствии со статьей 256 настоящего Кодекса, входит в состав наследства и переходит к наследникам в соответствии с правилами, установленными настоящим Кодексом.

В силу п. п. 1, 4 ст. 256 ГК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.

Правила определения долей супругов в общем имуществе при его разделе и порядок такого раздела устанавливаются семейным законодательством.

В соответствии со ст. 34 СК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.

К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.

Право на общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода.

Из п. 1 ст. 39 СК РФ следует, что при разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами.

В судебном заседании установлено, что вышеуказанная земельная доля приобретена наследодателем ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период брака Деревягиных <данные изъяты> и <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о заключении брака (л.д. 4), следовательно является их совместной собственностью.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что каждый из супругов - Деревягина Галина Яковлевна и Деревягин Михаил Моисеевич имеют равные доли в этом имуществе, то есть по 1/2 доли вышеуказанной земельной доли каждый.

Как видно из материалов дела, Деревягин М.М. умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5).

В соответствии с п. 1 ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:

вступил во владение или в управление наследственным имуществом;

принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;

произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;

оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства (п. 2 приведенной статьи).

В силу п. 2 ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. При призвании наследника к наследованию одновременно по нескольким основаниям (по завещанию и по закону или в порядке наследственной трансмиссии и в результате открытия наследства и тому подобное) наследник может принять наследство, причитающееся ему по одному из этих оснований, по нескольким из них или по всем основаниям. Не допускается принятие наследства под условием или с оговорками.

Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (п. 4 указанной статьи).

После смерти наследодателя Деревягина М.М. его супруга Деревягина Г.Я. обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, приняла часть наследства супруга в виде квартиры, следовательно, Деревягина Г.Я. приняла все причитающееся ему имущество, включая земельную долю (л.д. 39, 49).

Согласно п. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

Истец Деревягина Г.Я. является единственным наследником имущества, оставшегося после смерти Деревягина М.М. Иных наследников судом не установлено.

Таким образом, судом установлено, что 1/2 доли земельной доли, расположенной по вышеуказанному адресу принадлежит пережившей супруге наследодателя Деревягиной <данные изъяты>, оставшаяся 1/2 доля земельной доли принадлежит Деревягиной <данные изъяты> на праве общей долевой собственности в порядке наследования.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признать за Деревягиной <данные изъяты> право собственности в порядке наследования по закону на 1/2 долю земельной доли, общей площадью 12,4 га, с оценкой 279 баллогектаров, расположенную по адресу: <адрес> принадлежащую наследодателю Деревягину Михаилу Моисеевичу на праве общей долевой собственности.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Бейский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения суда.

Председательствующий судья: А.А. Бызова