2-67/2012 об обязании получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным нормам и правилам на подземных источниках питьевого водоснабжения (скважинах)



Дело № 2- 67/2012 год

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Бея Бейского района Республики Хакасия 17 февраля 2012 года

Бейский районный суд Республики Хакасия в составе

председательствующего судьи Терепенко Т.И.,

при секретаре Гавриловой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бейского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Табатского сельсовета об обязании получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным нормам и правилам на подземных источниках питьевого водоснабжения (скважинах) в <адрес> и в <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с указанным иском к администрации Табатский сельсовет, требования мотивировал тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, установлено, что коммунальный водопровод в селах <адрес> и <адрес> эксплуатируется при отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам, без организации соответствующих зон санитарной охраны. Организацией, эксплуатирующей данные источники централизованного водоснабжения является администрация Табатского сельсовета. При эксплуатации источников централизованного хозяйственно- питьевого водоснабжения нарушаются требования п. 3 ст. 18 Федерального Закона № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», а именно указанные выше источники не имеют санэпидзаключения о соответствии санитарным требованиям, а также п. 3.2.1.1. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», так указанные выше источники не имеют зоны санитарной охраны. Нарушение вышеуказанных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению создаёт реальную угрозу жизни и здоровью людей. В нарушение ст.ст. 7, 42 Конституции РФ, ст. ст. 4, 18, 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.5, п. 2.2.1.1., п. 3.2.1.1. СанПиНа 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02), СанПиНа 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» централизованное холодное водоснабжение населения <адрес> и <адрес> осуществляется из водного объекта - скважины при отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии его санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования и зоны санитарной охраны первого пояса. Невыполнение вышеназванных требований санитарно-эпидемиологического законодательства повлекло снабжение жителей <адрес> и <адрес> недоброкачественной питьевой водой, непригодной для питьевых целей и небезопасной для их жизни и здоровья. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения. Администрация Табатского сельсовета является организацией, эксплуатирующей указанные выше централизованные источники водоснабжения без санэпидзаключения. Таким образом, своим бездействием администрация Табатский сельсовет

допускает нарушения законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения. Просит суд обязать администрацию Табатского сельсовета <адрес> Республики Хакасия получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным нормам и правилам и организовать зону санитарной охраны на водоисточнике - коммунальном водопроводе в <адрес> и в <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Впоследствии прокурор уточнил исковые требования, просил суд обязать администрацию Табатского сельсовета <адрес> Республики Хакасия получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным нормам и правилам на подземных источниках питьевого снабжения (скважинах) в <адрес> и <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец - помощник прокурора Алабушев А.А. заявленные исковые требования с учетом уточнения поддержал, в их обоснование привел вышеуказанные обстоятельства.

Представитель ответчика администрации Табатского сельсовета в судебном заседании в лице главы администрации Табатский сельсовет Третьяков В.П., с уточненными исковыми требованиями согласился, однако просил суд учесть, что работы проводятся по устранению данных нарушений, получены паспорта на водоисточники, проводится забор и анализ питьевой воды из данных источников, нарушений нет, вода пригодна для питья.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия в лице руководителя Бейского отдела Бибова Е.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что в результате проверки, проведенной в Табатском поселении выявлены недостатки в части отсутствия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам на водоисточнике - коммунальном водопроводе в <адрес> и в <адрес>, выявленные нарушения предложено устранить в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Этот срок реальный, часть работ уже выполнены. В то же время производится забор и анализ питьевой воды, она признана условно доброкачественной, но только в связи с нерегулярностью проверок а не по качеству, заболеваемости по причинам некачественной воды не было, вода для питья пригодна. Но при отсутствии заключения сохраняется риск поступления недоброкачественной воды, поэтому заключение должно быть получено. В рамках данного заключения проводятся и мероприятия по организации зоны санитарной охраны на водоисточнике.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.

Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Из ст. 19 того же Закона следует, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

В соответствии с п. 1.5. Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02", введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ , территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.

В силу п. 2.2.1.1. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки. Расположение на территории промышленного предприятия или жилой застройки возможно при надлежащем обосновании. Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора - при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м - при использовании недостаточно защищенных подземных вод.

Граница первого пояса ЗСО группы подземных водозаборов должна находиться на расстоянии не менее 30 и 50 м от крайних скважин.

Из п. 1.3. Санитарных правил СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01. 2.1.4. 2 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" следует, что указанные санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Санитарные правила применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях, для использования в процессах переработки продовольственного сырья и производства пищевых продуктов, их хранения и торговли, а также для производства продукции, требующей применения воды питьевого качества.

В силу п. 1.4. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 санитарные правила применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях.

Из ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Так из сведений Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в <адрес> и <адрес> имеются централизованные водоисточники, а именно коммунальные водопроводы, эксплуатируемые администрацией муниципального образования Табатский сельсовет, на которых имеется возможность организации зоны санитарной охраны (л.д. 4-6).

Также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> по результатам проведения мероприятия по контролю от ДД.ММ.ГГГГ администрации муниципального образования Табатский сельсовет, а именно <адрес>, д. Буденовка, а. Усть-Киндирла, вынесено предписание об устранении следующих нарушений: в срок до ДД.ММ.ГГГГ п. п. 4.1., 4.2., 4.3., 4.5. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 – обеспечить проведение лабораторного контроля качества питьевой воды на микробиологические, санитарно-химические, органолептические, радиологические показатели в водоисточниках и разводящей сети коммунальных водопроводов в <адрес>, <адрес> в рамках производственной программы, а также п. п. 3.3. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 – в связи низким качеством питьевой воды в водоистонике и разводящей сети в <адрес> и <адрес> произвести дезинфекцию водопроводов и представить в территориальный отдел акт выполненных работ; в срок до ДД.ММ.ГГГГ п. 6.1. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 на существующие участки водозабора в <адрес> и <адрес> разработать проект организации зоны санитарной охраны, п. 3 ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ – оформить санитарно-эпидемиологическое заключение на источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения (скважины) <адрес> и д. Буденовка об их соответствии санитарным правилам, п. 3.5.4.2.ДД.ММ.ГГГГ.75-02 - для камеры каптажа родника в д. Буденовка оборудовать павильон или будку для защиты от атмосферных осадков, п. 3.5.6.2.ДД.ММ.ГГГГ-02 – на каптажной камере в д. Буденовка выполнить отмостки с уклоном в сторону водоотводной канавы (л.д. 30-31).

Как установлено по результатам прокурорской проверки коммунальный водопровод <адрес> и коммунальный водопровод <адрес> эксплуатируется при отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам, без организации соответствующих зон санитарной охраны. (л.д. 7).

Из п. 4 ч. 1 ст. 9 Устава муниципального образования Табатский сельсовет следует, что к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (л.д. 46-49).

Автономное учреждение муниципального образования Табатский сельсовет «Развитие и благоустройство» ликвидировано на основании постановления главы администрации муниципального образования Табатский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 45).

То-есть, судом установлено, что организацией, эксплуатирующей вышеуказанные источники централизованного водоснабжения является администрация Табатского сельсовета.

Таким образом, суд приходит к выводу, что вышеуказанные нарушения перечисленных выше санитарно-эпидемиологических правил и нормативов к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению создаёт реальную угрозу жизни и здоровью людей.

Проанализировав исследованные судом доказательства в их совокупности, принимая во внимание признание иска ответчиком, что в данном случае не нарушает ничьих прав и охраняемых законом интересов, суд признает требования прокурора <адрес> Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Табатского сельсовета об обязании получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным нормам и правилам, обязании организовать зону санитарной охраны на водоисточника законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать администрацию Табатского сельсовета <адрес> Республики Хакасия получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным нормам и правилам на подземных источниках питьевого снабжения (скважинах) в <адрес> и <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Республики Хакасия через Бейский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Т.И. Терепенко