Дело № 2-389/2012 год РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с. Бея Бейского района Республики Хакасия 07 августа 2012 года Бейский районный суд РХ в составе председательствующего судьи Терепенко Т.И., с участием помощника прокурора Бейского района Республики Хакасия Понамарева В.В., при секретаре Гировой И.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Бейского района РХ признании незаконным бездействия администрации Куйбышевского сельсовета по исполнению требований законодательства о муниципальной собственности в части не приведения реестра муниципального имущества Куйбышевского сельсовета в соответствие с требованиями действующего федерального законодательства и понуждении администрации Куйбышевского сельсовета привести реестр муниципального имущества в соответствие с приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества» в течении месяца с момента вступления решения суда в законную силу, УСТАНОВИЛ: В июне 2012 г. в администрации Куйбышевского сельсовета прокуратурой Бейского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о муниципальной собственности, в результате которой установлено, что реестр муниципального имущества, который ведется администрацией поселения, не соответствует требованиям действующего федерального законодательства. Согласно ст. 47 Устава Куйбышевского сельсовета администрация поселения обеспечивает владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности поселения. Пунктом 3 ст. 55 Устава муниципального образования также определено, что объекты муниципальной собственности поселения учитываются в специальном реестре, который ведет администрация поселения. Вместе с тем, проверка показала, что администрацией поселения не приняты меры к своевременному, полному и в соответствии с предъявляемыми требованиями учету муниципального имущества в установленном порядке. В этой связи, ДД.ММ.ГГГГ за исх. № прокуратурой <адрес> в адрес администрации Куйбышевского сельсовета внесено представление с требованием об устранении нарушений федерального законодательства о муниципальной собственности. ДД.ММ.ГГГГ за исх. № администрация поселения проинформировала прокуратуру района о результатах рассмотрения представления прокурора и выразила несогласие с требованиями прокурора, поскольку, по мнению администрации, все муниципальное имущество занесено в реестр муниципальной собственности. Указанный довод является необоснованным, свидетельствует о ненадлежащем рассмотрении представления прокурора, поскольку не учтены приведенные в представлении доводы о необходимости приведения реестра в соответствие с требованиями действующего федерального законодательства, а именно Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ № от 30 августа 2011 года. В связи с чем прокурор района обратился в суд с настоящим заявлением, в котором просит суд о признании незаконным бездействия администрации Куйбышевского сельсовета по исполнению требований законодательства о муниципальной собственности в части не приведения реестра муниципального имущества Куйбышевского сельсовета в соответствие с требованиями действующего федерального законодательства и понуждении администрации Куйбышевского сельсовета привести реестр муниципального имущества в соответствие с приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества» в течении месяца с момента вступления решения суда в законную силу. В судебном заседании помощник прокурора района Понамарев В.В. заявленные требования поддержал и суду пояснил, что ответчиком не исполнены требования прокурора о приведении реестра муниципального имущества в соответствие с действующим законодательством. Из полученного ответа следует, что реестр ведется без нарушений, однако приложенный к ответу на представление прокурора реестр муниципального имущества по-прежнему свидетельствует о грубом нарушении администрацией поселения Порядка ведения реестра муниципального имущества и непринятии мер по его приведению в соответствии с требованиями действующего законодательства, в частности не соблюдены требования п.2 Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ № от ДД.ММ.ГГГГ по объектам учета, п. 3 Порядка в части обеспечения соблюдения правил ведения реестра и требований, предъявляемых к системе ведения реестра, п. 3 Порядка- в части ведения реестра по разделам, кроме того, реестр не содержит в себе необходимых реквизитов, которые в обязательном порядке должны быть отражены в нем. Согласно п. 8 Порядка сведения об объектах учета, содержащихся в реестрах, носят открытый характер и предоставляются любым заинтересованным лицам в виде выписок из реестров. Однако, отсутствие в реестре муниципального имущества всех необходимых сведений является препятствием как для органа местного самоуправления по предоставлению необходимых сведений из него, так и для неопределенного круга лиц, заинтересованных в получении соответствующей информации. В данном случае обращение прокурора в суд в интересах муниципального образования Куйбышевский сельсовет обусловлено бездействием должностных лиц органа местного самоуправления (которые фактически действуют не в интересах муниципального образования) по приведению реестра муниципального имущества в соответствие с предъявляемыми требованиями, чем нарушаются права и обязанности муниципального образования (по предоставлению полной и достоверной информации о составе того или иного объекта муниципальной собственности), а также права и свободы неопределенного круга лиц, которые имеют право на получение необходимой информации из реестра муниципального имущества, в том числе содержащей те сведения, которые реестр в настоящее время не содержит, чем создаются препятствия к осуществлению заинтересованными лицами их прав. Просит суд признать незаконным бездействие ответчика в части приведения реестра муниципального имущества в соответствие с действующим законодательством и обязать его устранить допущенные нарушения. В судебном заседании представитель Администрации Куйбышевского сельсовета на основании доверенности ФИО6, заявленные требования признала, пояснив, что указанные в представлении недостатки в полной мере не устранены, не проставлены реестровые номера, но приведен в соответствие Перечень объектов недвижимости, согласно форме 4 и Перечень объектов движимого имущества, первоначальная стоимость которых превышает 1 тысячу установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, согласно форме 5, составлена карта учета муниципального имущества Куйбышевского сельсовета, имеющегося у юридического лица, согласно форме 3 к Положению об организации учета муниципального имущества и ведения реестра муниципального имущества Куйбышевского сельсовета. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заслушав доводы сторон, проверив материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст. 215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса РФ. В силу п. 1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Согласно ч. 5 ст. 51 вышеуказанного Федерального закона органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такой порядок утвержден приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества» В соответствии с п. 2 указанного Порядка объектами учета в реестрах являются: - находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости); - находящееся в муниципальной собственности движимое имущество, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества либо иное не относящееся к недвижимости имущество, стоимость которого превышает размер, установленный решениями представительных органов соответствующих муниципальных образований, а также особо ценное движимое имущество, закрепленное за автономными и бюджетными муниципальными учреждениями; - муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, хозяйственные общества, товарищества, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат муниципальным образованиям, иные юридические лица, учредителем (участником) которых является муниципальное образование. В соответствии с Уставом Муниципального образования Куйбышевский сельсовет, п.3 ст.55 Устава, объекты муниципальной собственности поселения учитываются в специальном реестре, который ведет администрация поселения (л.д.20-25) Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ прокурором района в адрес главы администрации Куйбышевского сельсовета было внесено представление, в котором было предложено устранить недостатки в ведении реестра муниципального имущества и привести его в соответствие с действующим законодательством.(л.д.9-10) В связи с неисполнением требований, ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации Куйбышевского сельсовета было внесено требование об устранении выявленных и указанных в представлении нарушений(л.д.12-19) Из представленных и осмотренных в судебном заседании документов по ведению реестра муниципального имущества следует, что реестр сформирован и ведется по отдельным формам к Положению об организации учета муниципального имущества и ведения реестра муниципального имущества Куйбышевского сельсовета, тогда как Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержден Приказом Министерства экономического развития РФ № от ДД.ММ.ГГГГ и согласно ему орган местного самоуправления, уполномоченный вести реестр, обязан: - обеспечивать соблюдение правил ведения реестра и требований, предъявляемых к системе ведения реестра. Пунктом 4 Порядка определено, что реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе: наименование недвижимого имущества; - адрес (местоположение) недвижимого имущества; - кадастровый номер муниципального недвижимого имущества; - площадь, протяженность и (или) иные параметры, характеризующие физические свойства недвижимого имущества; сведения о балансовой стоимости недвижимого имущества и начисленной амортизации (износе); - сведения о кадастровой стоимости недвижимого имущества; - даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на недвижимое имущество; - реквизиты документов - оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на недвижимое имущество; - сведения о правообладателе муниципального недвижимого имущества; - сведения об установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения. В раздел 2 включаются сведения о муниципальном движимом имуществе, в том числе: - наименование движимого имущества; - сведения о балансовой стоимости движимого имущества и начисленной амортизации (износе); - даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на движимое имущество; - реквизиты документов - оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на движимое имущество; - сведения о правообладателе муниципального движимого имущества; - сведения об установленных в отношении муниципального движимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения. В раздел 3 включаются сведения о муниципальных унитарных предприятиях, муниципальных учреждениях, хозяйственных обществах, товариществах, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат муниципальным образованиям, иных юридических лицах, в которых муниципальное образование является учредителем (участником), в том числе: - полное наименование и организационно-правовая форма юридического лица; - адрес (местонахождение); основной государственный регистрационный номер и дата государственной регистрации; - реквизиты документа - основания создания юридического лица (участия муниципального образования в создании (уставном капитале) юридического лица); - размер уставного фонда (для муниципальных унитарных предприятий); - размер доли, принадлежащей муниципальному образованию в уставном (складочном) капитале, в процентах (для хозяйственных обществ и товариществ); - данные о балансовой и остаточной стоимости основных средств (фондов) (для муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий); среднесписочная численность работников (для муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий). Разделы 1 и 2 группируются по видам имущества и содержат сведения о сделках с имуществом. Раздел 3 группируется по организационно-правовым формам лиц. Вместе с тем, представленный в прокуратуру района Реестр муниципального имущества указанным выше требованиям Порядка ведения такого реестра не отвечает, поскольку в нем отсутствует деление по разделам, которые бы содержали в себе сведения о муниципальном движимом и недвижимом имуществе, сведения о муниципальных унитарных предприятиях, муниципальных учреждениях. Кроме того, реестр не содержит в себе необходимых реквизитов, которые в обязательном порядке должны быть отражены в нем, такие как: - адрес (местоположение) недвижимого имущества; - кадастровый номер муниципального недвижимого имущества; - площадь, протяженность и (или) иные параметры, характеризующие физические свойства недвижимого имущества; - сведения о кадастровой стоимости недвижимого имущества; - даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на недвижимое имущество; - реквизиты документов - оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на недвижимое имущество; - сведения о правообладателе муниципального недвижимого имущества; - сведения об установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения; - полное наименование и организационно-правовая форма юридического лица; - адрес (местонахождение); основной государственный регистрационный номер и дата государственной регистрации; - реквизиты документа - основания создания юридического лица (участия муниципального образования в создании (уставном капитале) юридического лица); - данные о балансовой и остаточной стоимости основных средств (фондов) (для муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий); среднесписочная численность работников (для муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий). Из п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих"следует, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). В судебном заседании достоверно установлено, что администрацией Куйбышевского сельсовета не исполняются требования федерального законодательства по ведению реестра муниципального имущества. Заявление подано прокурором в суд в установленные сроки, выявленные нарушения создают препятствия в использовании прав граждан на получение информации из реестра. При таких обстоятельствах заявленные прокурором района требования подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявленные требования удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Куйбышевского сельсовета в части не приведения реестра муниципального имущества Куйбышевского сельсовета в соответствие с требованиями действующего федерального законодательства. Обязать администрацию Куйбышевского сельсовета в течении месяца с момента вступления решения суда в законную силу, привести реестр муниципального имущества в соответствие с Порядком ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Взыскать с Администрации Куйбышевского сельсовета государственную пошлину в доход соответствующего местного бюджета в сумме 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия через <адрес>ный суд в апелляционном порядке в течение месяца. Судья: Т.Н. Терепенко