2-389 о признании незаконным бездействия



Дело № 2-389/2012 год

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Бея Бейского района Республики Хакасия 07 августа 2012 года

Бейский районный суд РХ в составе председательствующего судьи Терепенко Т.И.,

с участием помощника прокурора Бейского района Республики Хакасия Понамарева В.В., при секретаре Гировой И.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявле­нию прокурора Бейского района РХ признании незаконным бездействия администрации Куйбы­шевского сельсовета по исполнению требований законодательства о муниципальной собственности в части не приведения реестра муниципального имущества Куйбышевского сельсовета в соответст­вие с требованиями действующего федерального законодательства и понуждении администрации Куйбышевского сельсовета привести реестр муниципального имущества в соответствие с приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении поряд­ка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества» в течении месяца с момента вступления решения суда в законную силу,

УСТАНОВИЛ:

В июне 2012 г. в администрации Куйбышевского сельсовета прокуратурой Бейского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о муниципальной собственности, в результате которой установлено, что реестр муниципального имущества, который ведется админист­рацией поселения, не соответствует требованиям действующего федерального законодательства.

Согласно ст. 47 Устава Куйбышевского сельсовета администрация поселения обеспечивает владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности поселения. Пунктом 3 ст. 55 Устава муниципального образования также определено, что объекты муниципаль­ной собственности поселения учитываются в специальном реестре, который ведет администрация поселения.

Вместе с тем, проверка показала, что администрацией поселения не приняты меры к своевре­менному, полному и в соответствии с предъявляемыми требованиями учету муниципального имуще­ства в установленном порядке.

В этой связи, ДД.ММ.ГГГГ за исх. прокуратурой <адрес> в адрес админист­рации Куйбышевского сельсовета внесено представление с требованием об устранении нарушений федерального законодательства о муниципальной собственности.

ДД.ММ.ГГГГ за исх. администрация поселения проинформировала прокуратуру района о результатах рассмотрения представления прокурора и выразила несогласие с требованиями прокуро­ра, поскольку, по мнению администрации, все муниципальное имущество занесено в реестр муници­пальной собственности.

Указанный довод является необоснованным, свидетельствует о ненадлежащем рассмотрении представления прокурора, поскольку не учтены приведенные в представлении доводы о необходи­мости приведения реестра в соответствие с требованиями действующего федерального законода­тельства, а именно Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 30 авгу­ста 2011 года.

В связи с чем прокурор района обратился в суд с настоящим заявлением, в котором просит суд о признании незаконным бездействия администрации Куйбышевского сельсовета по исполнению требований законодательства о муниципальной собственности в части не приведения реестра муни­ципального имущества Куйбышевского сельсовета в соответствие с требованиями действующего федерального законодательства и понуждении администрации Куйбышевского сельсовета привести реестр муниципального имущества в соответствие с приказом Министерства экономического разви­тия РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка ведения органами местного само­управления реестров муниципального имущества» в течении месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора района Понамарев В.В. заявленные требования поддержал и суду пояснил, что ответчиком не исполнены требования прокурора о приведении реест­ра муниципального имущества в соответствие с действующим законодательством. Из полученного ответа следует, что реестр ведется без нарушений, однако приложенный к ответу на представление прокурора реестр муниципального имущества по-прежнему свидетельствует о грубом нарушении администрацией поселения Порядка ведения реестра муниципального имущества и непринятии мер по его приведению в соответствии с требованиями действующего законодательства, в частности не соблюдены требования п.2 Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муници­пального имущества, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ по объектам учета, п. 3 Порядка в части обеспечения соблюдения правил веде­ния реестра и требований, предъявляемых к системе ведения реестра, п. 3 Порядка- в части ведения реестра по разделам, кроме того, реестр не содержит в себе необходимых реквизитов, которые в обя­зательном порядке должны быть отражены в нем. Согласно п. 8 Порядка сведения об объектах учета, содержащихся в реестрах, носят открытый характер и предоставляются любым заинтересованным лицам в виде выписок из реестров. Однако, отсутствие в реестре муниципального имущества всех необходимых сведений является препятствием как для органа местного самоуправления по предос­тавлению необходимых сведений из него, так и для неопределенного круга лиц, заинтересованных в получении соответствующей информации. В данном случае обращение прокурора в суд в интересах муниципального образования Куйбышевский сельсовет обусловлено бездействием должностных лиц органа местного самоуправления (которые фактически действуют не в интересах муниципального образования) по приведению реестра муниципального имущества в соответствие с предъявляемыми требованиями, чем нарушаются права и обязанности муниципального образования (по предоставле­нию полной и достоверной информации о составе того или иного объекта муниципальной собствен­ности), а также права и свободы неопределенного круга лиц, которые имеют право на получение не­обходимой информации из реестра муниципального имущества, в том числе содержащей те сведе­ния, которые реестр в настоящее время не содержит, чем создаются препятствия к осуществлению заинтересованными лицами их прав. Просит суд признать незаконным бездействие ответчика в части приведения реестра муниципального имущества в соответствие с действующим законодательством и обязать его устранить допущенные нарушения.

В судебном заседании представитель Администрации Куйбышевского сельсовета на основа­нии доверенности ФИО6, заявленные требования признала, пояснив, что указанные в пред­ставлении недостатки в полной мере не устранены, не проставлены реестровые номера, но приведен в соответствие Перечень объектов недвижимости, согласно форме 4 и Перечень объектов движимо­го имущества, первоначальная стоимость которых превышает 1 тысячу установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, согласно форме 5, составлена карта учета муници­пального имущества Куйбышевского сельсовета, имеющегося у юридического лица, согласно форме 3 к Положению об организации учета муниципального имущества и ведения реестра муниципально­го имущества Куйбышевского сельсовета.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Заслушав доводы сторон, проверив материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса РФ.

В силу п. 1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах орга­низации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления от имени муниципально­го образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ч. 5 ст. 51 вышеуказанного Федерального закона органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правитель­ством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Такой порядок утвержден приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества»

В соответствии с п. 2 указанного Порядка объектами учета в реестрах являются: - находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, со­оружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помеще­ние или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости);

-      находящееся в муниципальной собственности движимое имущество, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества либо иное не относя­щееся к недвижимости имущество, стоимость которого превышает размер, установленный решения­ми представительных органов соответствующих муниципальных образований, а также особо ценное движимое имущество, закрепленное за автономными и бюджетными муниципальными учреждения­ми;

-      муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, хозяйственные обще­ства, товарищества, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат муниципальным образованиям, иные юридические лица, учредителем (участником) которых являет­ся муниципальное образование.

В соответствии с Уставом Муниципального образования Куйбышевский сельсовет, п.3 ст.55 Устава, объекты муниципальной собственности поселения учитываются в специальном реестре, ко­торый ведет администрация поселения (л.д.20-25)

Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ прокурором района в адрес главы админи­страции Куйбышевского сельсовета было внесено представление, в котором было предложено уст­ранить недостатки в ведении реестра муниципального имущества и привести его в соответствие с действующим законодательством.(л.д.9-10) В связи с неисполнением требований, ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации Куйбышевского сельсовета было внесено требование об устранении выявленных и указанных в представлении нарушений(л.д.12-19)

Из представленных и осмотренных в судебном заседании документов по ведению реестра му­ниципального имущества следует, что реестр сформирован и ведется по отдельным формам к Поло­жению об организации учета муниципального имущества и ведения реестра муниципального иму­щества Куйбышевского сельсовета, тогда как Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержден Приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ и согласно ему орган местного самоуправления, уполномоченный вести реестр, обязан:

-         обеспечивать соблюдение правил ведения реестра и требований, предъявляемых к системе ведения реестра.

Пунктом 4 Порядка определено, что реестр состоит из 3 разделов.

В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе:

наименование недвижимого имущества;

- адрес (местоположение) недвижимого имущества;

- кадастровый номер муниципального недвижимого имущества;

-       площадь, протяженность и (или) иные параметры, характеризующие физические свойства недвижимого имущества;

сведения о балансовой стоимости недвижимого имущества и начисленной амортизации

(износе);

- сведения о кадастровой стоимости недвижимого имущества;

- даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на недвижимое имущество;

-     реквизиты документов - оснований возникновения (прекращения) права муниципальной соб­ственности на недвижимое имущество;

- сведения о правообладателе муниципального недвижимого имущества;

-     сведения об установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограни­чениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения.

В раздел 2 включаются сведения о муниципальном движимом имуществе, в том числе:

- наименование движимого имущества;

-     сведения о балансовой стоимости движимого имущества и начисленной амортизации (изно­се);

- даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на движимое иму­щество;

-      реквизиты документов - оснований возникновения (прекращения) права муниципальной соб­ственности на движимое имущество;

- сведения о правообладателе муниципального движимого имущества;

-       сведения об установленных в отношении муниципального движимого имущества ограниче­ниях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения.

В раздел 3 включаются сведения о муниципальных унитарных предприятиях, муниципальных учреждениях, хозяйственных обществах, товариществах, акции, доли (вклады) в уставном (складоч­ном) капитале которых принадлежат муниципальным образованиям, иных юридических лицах, в ко­торых муниципальное образование является учредителем (участником), в том числе:

-      полное наименование и организационно-правовая форма юридического лица;

-     адрес (местонахождение);

основной государственный регистрационный номер и дата государственной регистрации;

-     реквизиты документа - основания создания юридического лица (участия муниципального образования в создании (уставном капитале) юридического лица);

- размер уставного фонда (для муниципальных унитарных предприятий);

-     размер доли, принадлежащей муниципальному образованию в уставном (складочном) капи­тале, в процентах (для хозяйственных обществ и товариществ);

- данные о балансовой и остаточной стоимости основных средств (фондов) (для муниципаль­ных учреждений и муниципальных унитарных предприятий);

среднесписочная численность работников (для муниципальных учреждений и муници­пальных унитарных предприятий).

Разделы 1 и 2 группируются по видам имущества и содержат сведения о сделках с имущест­вом. Раздел 3 группируется по организационно-правовым формам лиц.

Вместе с тем, представленный в прокуратуру района Реестр муниципального имущества ука­занным выше требованиям Порядка ведения такого реестра не отвечает, поскольку в нем отсутству­ет деление по разделам, которые бы содержали в себе сведения о муниципальном движимом и не­движимом имуществе, сведения о муниципальных унитарных предприятиях, муниципальных учре­ждениях.

Кроме того, реестр не содержит в себе необходимых реквизитов, которые в обязательном по­рядке должны быть отражены в нем, такие как:

-     адрес (местоположение) недвижимого имущества;

-     кадастровый номер муниципального недвижимого имущества;

-       площадь, протяженность и (или) иные параметры, характеризующие физические свойства недвижимого имущества;

- сведения о кадастровой стоимости недвижимого имущества;

- даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на недвижимое имущество;

-     реквизиты документов - оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на недвижимое имущество;

-     сведения о правообладателе муниципального недвижимого имущества;

-     сведения об установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограни­чениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения;

-      полное наименование и организационно-правовая форма юридического

лица;

-     адрес (местонахождение);

основной государственный регистрационный номер и дата государственной регистрации;

-     реквизиты документа - основания создания юридического лица (участия муниципального об­разования в создании (уставном капитале) юридического лица);

- данные о балансовой и остаточной стоимости основных средств (фондов) (для муниципаль­ных учреждений и муниципальных унитарных предприятий);

среднесписочная численность работников (для муниципальных учреждений и муници­пальных унитарных предприятий).

Из п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О практи­ке рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государствен­ной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих"следует, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия.

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том слу­чае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, дейст­вий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодатель­ства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, со­вершенных действий (бездействия).

В судебном заседании достоверно установлено, что администрацией Куйбышевского сель­совета не исполняются требования федерального законодательства по ведению реестра муници­пального имущества. Заявление подано прокурором в суд в установленные сроки, выявленные нару­шения создают препятствия в использовании прав граждан на получение информации из реестра. При таких обстоятельствах заявленные прокурором района требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Куйбышевского сельсовета в части не приведения реестра муниципального имущества Куйбышевского сельсовета в соответствие с требо­ваниями действующего федерального законодательства.

Обязать администрацию Куйбышевского сельсовета в течении месяца с момента вступления решения суда в законную силу, привести реестр муниципального имущества в соответствие с По­рядком ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвер­жденного приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Взыскать с Администрации Куйбышевского сельсовета государственную пошлину в доход со­ответствующего местного бюджета в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия через <адрес>­ный суд в апелляционном порядке в течение месяца.

Судья: Т.Н. Терепенко