о признании права и назначении досрочной трудовой пенсии



Дело № 2-77/2011 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Бея Бейского района Республики Хакасия 22 февраля 2011 года

Бейский районный суд в составе

председательствующего Бызовой А.А.,

при секретаре Гавриловой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Марьясовой ФИО8 к Государственному Учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бейском районе Республики Хакасия» (далее Управление Пенсионного фонда) о признании права и назначении досрочной пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Марьясова Л.В. обратилась в суд с указанным иском к Управлению Пенсионного фонда, требования мотивировала тем, что более 25 лет проработала педагогом. Полагая, что имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику. Управлением Пенсионного фонда в назначении досрочной пенсии отказано, в специальный стаж не включены: период работы в должности воспитателя в Бейском деткомбинате № 2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; периоды нахождения в учебных отпусках со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Просит признать протокол Управления пенсионного фонда № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязать ответчика включить вышеуказанные периоды в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать задолженность по выплате пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения.

В судебном заседании Марьясова Л.В. исковые требования уточнила, просила обязать Управление Пенсионного фонда назначить и выплатить пенсию, от требований о взыскании задолженности по выплате пенсии отказалась, в обоснование своих требований привела вышеуказанные обстоятельства, дополнительно суду пояснила, что учебные отпуска использует для прохождения обучения на заочном отделении.

Представитель Управления Пенсионного фонда Тачеева Ю.Г. исковые требования не признала, суду пояснила, что периоды работы истца в Бейском деткомбинате № 2 в должности няни-санитарки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и воспитателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежат зачету в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, так как наименование должности няни-санитарки и учреждения – деткомбината не поименовано в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью. Кроме того, Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой деятельности по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, не предусмотрено включение в специальный стаж периодов нахождения работников на курсах повышения квалификации и семинарах, в связи с чем периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежат зачету в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность не подлежат, они подлежат зачету только в общий трудовой стаж. Также не подлежат зачету периоды нахождения истца в учебных отпусках со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как из статьи 116 ТК РФ следует, что предоставление ежегодных оплачиваемых дополнительных отпусков обуславливается непосредственно производственными и погодно-климатическими факторами, а также особенностями трудовой деятельности, потому указанные отпуска включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Также предусмотрены и другие дополнительны отпуска, которые также являются оплачиваемыми, но не являются ежегодными. Так, в соответствии со ст. ст. 173-176 ТК РФ отпуска предоставляются работникам, совмещающим работу с обучением, в качестве гарантий, так как они не обусловлены производственными факторами. Как правило, «учебные» отпуска не суммируются с ежегодным оплачиваемым основным отпуском. Таким образом, дополнительные, в том числе оплачиваемые отпуска, предоставляемые как локальными нормативными актами, так и федеральными законами, которые не являются ежегодными, в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, не включаются. Данные периоды подлежат зачету только в страховой стаж. В удовлетворении заявленных исковых требований просит отказать.

Выслушав объяснения сторон, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из п. 5 ст. 55 Закона «Об образовании» №3266-1 от 10июля1992года (в ред. от 02 февраля 2011 года) следует, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173–ФЗ от 17 декабря 2001 года (в ред. от 27 июля 2010 года) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 27 указанного Федерального закона).

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, к числу должностей, дающих право на досрочное назначение пенсии, отнесена должность «воспитатель», наименование учреждения «детский сад, начальная школа (школа)-детский сад, дошкольные образовательные учреждения: детские сады всех наименований; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли».

Нормативно-правовые акты не содержат требования о том, чтобы воспитательная деятельность осуществлялась лишь в детском саду, а не в деткомбинате, назначение льготной пенсии гарантируется на равных основаниях работникам, занятым в воспитательных учреждениях, независимо от их ведомственной подчиненности, названия и формы собственности. По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции РФ название учреждения и форма собственности, как таковые, не могут служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в воспитательных учреждениях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.

В соответствии с п. 2.1 Определения Конституционного Суда РФ от 06 декабря 2001 года №310-О «По запросу Законодательного Собрания Тверской области о проверке конституционности пунктов 2 и 3 Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

Применительно к данному случаю это конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав преподавательского состава воспитательных образовательных учреждений независимо от их наименования.

Согласно Положению «О порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР, утвержденного приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04 октября 1991 № 190, основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка.

Из трудовой книжки, выданной ДД.ММ.ГГГГ на имя Марьясовой (Солдатовой) Л.В., следует, что истец ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в Бейский деткомбинат № 2 няней-санитаркой, ДД.ММ.ГГГГ переведена воспитателем Бейского деткомбината № 2, ДД.ММ.ГГГГ переведена заведующей д/сада «Колосок», ДД.ММ.ГГГГ переведена воспитателем в д/сад «<данные изъяты>», где продолжает работать до настоящего времени. ДД.ММ.ГГГГ Детский сад «<данные изъяты>» переименован в Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Бейский детский сад «<данные изъяты>» (л.д. 6-8, 10, 11-12).

В судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 работала в должности воспитателя в Бейском деткомбинате № 2 «<данные изъяты>».

Как видно из Устава муниципального дошкольного образовательного учреждения Бейский детский сад «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что основанными задачами дошкольного образовательного учреждения являются: охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического воспитания детей; воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей; взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей; оказания консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей (л.д. 46-60).

Из штатного расписания № 2 от ДД.ММ.ГГГГ, расчетов к смете расходов на 1985, 1986, 1987 г.г. следует, что должность «воспитатель» в Бейском деткомбинате предусмотрена, в должностные обязанности воспитателя деткомбината № <адрес> Марьясовой Л.В. в 1986 году входило осуществление тщательного контроля за вверенными детьми, планирование и осуществление образовательно-воспитательной работы, и т.д. (л.д. 37, 42, 43, 44, 45).

Указанные обстоятельства также подтверждается свидетельскими показаниями.

Так, свидетель ФИО5 суду пояснила, что с 1982 года до настоящего времени работает <данные изъяты> в детском саде «<данные изъяты>». Истец с 1983 года начала работать нянечкой в деткомбинате «<данные изъяты>», с ноября 1984 года переведена на должность воспитателя, где и продолжает работать в данной должности. Детский комбинат № 2 переименован в Детский сад «<данные изъяты>», должностные обязанности воспитателей не изменились, Марьясова Л.В. занимается воспитанием детей, проводит занятия, экскурсии, утренники, праздники, индивидуальную работу с детьми и родителями, исполняет другие обязанности. Во время нахождения Марьясовой Л.В. в учебных отпусках и на курсах повышения квалификации должность за ней оставалась, выплачивалась заработная плата и командировочные. Должность «воспитатель» числилась в штатном расписании и в деткомбинате № 2, и в детском саду «<данные изъяты>». Должностная инструкция воспитателей появилась в начале 2000 годов.

Свидетель ФИО6 дала суду показания, аналогичные показания свидетеля ФИО5, дополнительно суду пояснила, что работает <данные изъяты> детского сада «<данные изъяты>». Знает истца с 1983 года, вместе работали нянечками, тогда их учреждение называлось деткомбинатом №, а затем было переименовано в детский сад «<данные изъяты>». ФИО2 также работала заведующей в детском саду «<данные изъяты>», затем вернулась на прежнюю должность воспитателя в детский сад «<данные изъяты>».

У суда не имеется оснований не доверять показаниям данных свидетелей, поскольку они полностью согласуются между собой и письменными материалами дела.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Марьясова Л.В. в Бейском деткомбинате № 2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в течение полного рабочего дня выполняла функции воспитателя по созданию условий, обеспечивающих физическое, интеллектуальное и личностное развитие детей, что гарантирует равенство ее пенсионных прав как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность, независимо от наименования учреждения, в связи с чем суд считает период работы Марьясовой Л.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Бейском деткомбинате № 2 подлежащим зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Разрешая исковые требования в части включения периодов нахождения МарьясовойЛ.В. на курсах повышения квалификации и в учебных отпусках суд руководствовался следующим.

Согласно ст. 173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для:

прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах соответственно - по 40 календарных дней, на каждом из последующих курсов соответственно - по 50 календарных дней (при освоении основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки на втором курсе - 50 календарных дней);

подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов - четыре месяца;

сдачи итоговых государственных экзаменов - один месяц.

Из ст. 165 ТК РФ следует, что помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации при направлении в служебные командировки.

При направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой (ст. 167 ТК РФ).

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Ограничение права истца на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью по тем основаниям, что во время нахождения на курсах повышения квалификации, в учебных отпусках Марьясова Л.В. не занималась педагогической деятельностью, недопустимо.

В Постановлении Конституционного Суда РФ № 11-П от 03 июня 2004 года «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указано, что в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

Как видно из удостоверения Хакасского института усовершенствования учителей Министерства просвещения РСФСР, свидетельства о повышении квалификации с регистрационным номером №, книги приказов, свидетельства о повышении квалификации с регистрационным номером №, приказа (распоряжения) № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства с регистрационным номером №, справки МДОУ Бейский детский сад «<данные изъяты>», Марьясова Л.В. направлялась на курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16, 17, 18, 19-20, 21, 22, 23).

Из приказов № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Марьясова Л.В. находилась в учебных отпусках со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24, 25).

В указанные периоды Марьясовой Л.В. начислялась и выплачивалась заработная плата, производились отчисления в Пенсионный фонд (л.д. 26, 32), что не оспаривается стороной ответчика.

Пунктом 9 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» перечислены периоды, не подлежащие включению в стаж.

Указанный перечень не содержит периодов нахождения работника в учебном отпуске, на курсах повышения квалификации и расширительному толкованию не подлежит.

Таким образом, вышеуказанные периоды нахождения Марьясовой Л.В. в дополнительных учебных отпусках по причине заочного обучения, в командировке в связи с прохождением курсов повышения квалификации на момент принятия Управлением Пенсионного фонда решения об отказе в назначении трудовой пенсии Марьясовой Л.В. ДД.ММ.ГГГГ подлежали включению в специальный стаж, так как Марьясова Л.В. имела право на назначение досрочной пенсии с момента ее обращения в Управление Пенсионного фонда – то есть с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-15).

Доводы представителя ответчика Тачеевой Ю.Г. о том, что периоды работы истца в Бейском деткомбинате № 2 в должности няни-санитарки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежат зачету в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, судом не оцениваются, поскольку истцом указанное обстоятельство не оспаривалось, исковые требования не заявлялись.

Управлением Пенсионного фонда Марьясовой Л.В. засчитано в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, 24 года 9 месяцев 6 дней (л.д. 13-15).

При условии включения указанных периодов специальный стаж истца превысит 25 лет.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признать протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Обязать Государственное Учреждение «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бейском районе Республики Хакасия» включить Марьясовой ФИО9 в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с ее работой в качестве воспитателя, периоды:

- работы в Бейском деткомбинате № 2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- нахождения в командировке в связи с прохождением курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ;

- нахождения в учебных отпусках по причине заочного обучения со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Назначить и выплатить указанную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия через Бейский районный суд Республики Хакасия в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения суда в окончательной форме.

Судья: А.А. Бызова

Справка: мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: А.А. Бызова