об обжаловании действий органов местного самоуправления (не вступило в законную силу)



Дело № 2-81/2011 год

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Бея Бейского района Республики Хакасия 22 февраля 2011 года

Бейский районный суд Республики Хакасия

в составе председательствующего судьи Сорогиной О.Ю.,

при секретаре Зайцевой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Никулина ФИО8 об оспаривании решения администрации муниципального образования Новотроицкий сельсовет

УСТАНОВИЛ:

Никулин В.И. обратился в суд с указанным заявлением, требования мотивировал тем, что 18 января 2010 года он в адрес администрации муниципального образования Новотроицкий сельсовет направил заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в котором просил признать его нуждающимся, в связи с отсутствием жилого помещения по договору социального найма и на праве собственности. 21 января 2011 года администрацией МО Новотроицкий сельсовет было принято постановление № 3 которым заявителю было отказано в постановке на вышеуказанный в качестве нуждающегося в жилом помещении, по причине того, что заявитель является членом семьи собственника жилого помещения, проживает и прописан в квартире дочери Гейм ФИО9 по адресу: <адрес> также имеется своя жилая площадь в с.Табат. С данным решением заявитель не согласен. Просит суд признать Постановление от 21 января 2011 года № 3 «Об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» незаконным. Обязать администрацию муниципального образования Новотроицкий сельсовет, поставить Никулина <данные изъяты> года рождения на очередь в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Заявитель Никулин В.И. в судебное заседание не явился, направил в суд своего представителя Гейм Н.В., действующей на основании доверенности.

Представитель заявителя Гейм Н.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала, в их обоснование привела вышеизложенные обстоятельства, дополнительно суду пояснила, что заявитель является инвалидом Великой Отечественной войны, в связи с чем, он имеет право на социальную поддержку государства, в виде улучшения жилищных условий за счет средств федерального бюджета. Для получения вышеуказанной меры социальной поддержки, заявителю необходимо быть признанным органом местного самоуправления, нуждающимся в улучшении жилищных условий. На момент обращения в орган местного самоуправления с вышеуказанным заявлением, право собственности на ? доли в праве собственности на квартиру, расположенную в селе Новотроицкое <адрес>, принадлежащая Гейм Н.В. в порядке наследования не зарегистрировано, заявитель не является собственником указанного объекта недвижимости и не является членом семьи собственника жилого помещения. Жилой дом находящийся по адресу <адрес> принадлежит заявителю на праве собственности однако указанный дом находится аварийном состоянии, проживать в нем опасно, что подтверждается заключением экспертизы, в связи с невозможностью отдельного проживания в указанном доме заявитель проживает с ней, на основании чего, считает что заявитель имеет право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Представитель администрации муниципального образования Новотроицкий сельсовет в лице Сухановой Е.А. действующая по доверенности с заявленными требованиями согласилась, суду пояснила, что заявитель проживает и зарегистрирован по адресу <адрес>. Указанный жилой дом принадлежит в порядке наследования дочери заявителя, право собственности в установленном порядке не зарегистрировано. Поскольку заявитель является членом семьи собственника жилого дома ФИО1 и проживает в указанном доме, то на этом основании заявителю было отказано в постановке на учет как участнику ВОВ нуждающемуся в жилом помещении. Кроме того, в собственности у заявителя имеется жилой дом в <адрес>. При принятии решения об отказе заявителю в постановке на учет указанное обстоятельство во внимание не принималось, экспертиза технического состояния жилого дома принадлежащего заявителю на предмет его аварийности или ветхого состояния не проводилось.

В соответствии со ст.3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствием с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 « О практике рассмотрения судьями дел об оспаривании решений, действий ( бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

В силу ст.256 ГПК РФ Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

В судебном заседании с достоверностью установлено, что заявителю стало известно о его нарушенном праве 21 января 2011года, что не оспаривалось сторонами, с заявлением об оспаривании действий администрации МО Новотроицкий сельсовет заявитель обратился 14 февраля 2011 года.

При таких обстоятельствах, судом установлено, что заявителем соблюден срок обращения в суд за защитой своего нарушенного права в порядке ст.256 ГПК РФ.

Согласно ст.46 Конституции Российской Федерации Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ст.254 ГПК РФ, Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В силу Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", пунктом 42 установлено, что комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Пунктом 43 вышеназванного постановления, установлено, что при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

В силу пункта 33, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:

ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;

изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Как следует, из пункта 34 указанного постановления, жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Настоящее Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания. Действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что являясь участником Великой Отечественной войны, инвалидом ВОВ Никулин В.И. 18 января 2010 года обратился в МО Новотроицкий сельсовет с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении и постановке на учет (л.д. 12, 9).

Из выписки из похозяйственной книги № 9, следует, что за Никулиным ФИО10, с 1988 года числится по праву собственности жилой дом расположенный по адресу: <адрес> (л.д.14). Согласно технического паспорта жилого дома, общая площадь жилого <адрес>,7 кв.м., жилая площадь составляет 39,8 кв.м. год постройки жилого <адрес> (л.д.30-36).

Согласно выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, следует, что Никулин В.И. зарегистрировал свое право собственности на жилой дом расположенный по адресу: <адрес>, лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть на момент обращения в администрацию Новотроицкий сельсовет ДД.ММ.ГГГГ право собственности, за ветераном зарегистрировано не было.

Как видно из заключения об обследовании и оценке технического состояния жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в ходе визуального и инструментального обследования дома была выявлена конструктивная схема, был проведен анализ состояния конструкции. Были изучены и проанализированы дефекты и повреждения, выявлены причины их возникновений. Определена категория технического состояния отдельных конструктивных элементов здания, которой установлено, что техническое состояние фундаментов, крыши, кровли, полов, окон и дверей - недопустимое; техническое состояние холодной веранды - аварийное; стены, перекрытие чердачное, печи - ограниченно работоспособное. Категория технического состояния здания в целом оценивается как недопустимая. Данная категория характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей. Необходимо проведение страховочных мероприятий, усиление конструкций и устранение существующих дефектов. Отсутствие сантехники и элементарных удобств обосновывает проживание ветерана в данной квартире недопустимым. (л.д.15-29).

В судебном заседании установлено, что заявитель является ветераном Великой Отечественной войны, имеет в собственности жилой дом, техническое состояние которого оценивается как недопустимым и требующим реконструкции, при эксплуатации которого, существует опасность для пребывания людей, в связи с чем, суд расценивает жилое помещение принадлежащее заявителю на праве собственности как аварийное.

В соответствии со ст. 51 «Жилищного кодекса Российской Федерации» гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право малоимущие и иные указанные в законе категории граждан, нуждающиеся в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категории), то по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Само принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений указанных граждан, поданных ими по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.

Постановлением администрации МО Новотроицкий сельсовет № 3 от 21 января 2011 года Никулину В.И. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании п.2 ч.1 ст.54 Жилищного Кодекса РФ, так как заявителем предоставлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещения. Никулин В.И. является членом семьи собственника жилого помещения, проживает и прописан в квартире дочери Гейм ФИО11 по адресу: <адрес> 3-2, также имеется своя жилплощадь в <адрес>. В деле имеется выписка из похозяйственной книги № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что за ФИО4 числится домовладение общей площадью 72 кв.м. с надворными постройками, по адресу: <адрес>. (л.д.11).

Проанализировав вышеуказанные нормы права и основания отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, суд пришел к выводу о незаконности вынесенного решения, поскольку последнее не соответствует требованиям закона, регулирующего данные правоотношения.

В силу п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (ст. 219 ГК РФ).

Из ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Доводы представителя заявителя о том, что дом в котором в настоящее время проживает ветеран ВОВ находящийся по адресу: <адрес>, принадлежит дочери заявителя, что является основанием считать заявителя членом семьи собственника жилого помещения, суд не может принять во внимание, поскольку из материалов дела следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сведения о правах на указанный объект, отсутствуют.

В соответствии с действующим Жилищным кодексом РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения – статья 51 ЖК РФ.

Согласно части 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Так, Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, постановлено: считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее Закон «О ветеранах»).

Так, п. 3 ч. 1 ст. 13 указанного Федерального закона предусмотрена социальная поддержка ветеранов в получении и содержании жилых помещений.

Инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения (п. 4 ч. 1 ст. 14 Закона «О ветеранах»).

Пунктом 3 ч. 1 ст. 15 приведенного закона определены меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, а именно участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Проанализировав исследованные судом доказательства в их совокупности, суд признает требования заявителя о признании незаконным постановления администрации муниципального образования Новотроицкий сельсовет, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Постановление главы администрации муниципального образования Новотроицкий сельсовет за № 3 от 21 января 2011 года «Об отказе Никулину ФИО12 в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении» признать незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования Новотроикий сельсовет поставить Никулина ФИО13 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

На решение могут быть поданы кассационная жалоба и представление в Верховный Суд Республики Хакасия через Бейский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения суда в окончательной форме.

Судья: О.Ю.Сорогина

Справка:

мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено и подписано

ДД.ММ.ГГГГ Судья: