2-214/2011 о признании права и назначении досрочной пенсии по старости



Дело № 2-114/2011 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Бея Бейского района Республики Хакасия 21 апреля 2011 года

Бейский районный суд в составе

председательствующего Бызовой А.А.,

при секретаре Гавриловой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маскалик <данные изъяты> к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бейском районе Республики Хакасия» о признании права и назначении досрочной пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Маскалик Н.А. обратилась в суд с указанным иском к Управлению Пенсионного фонда, требования мотивировала тем, что 01 марта 2011 года, полагая, что имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, как лицо, осуществляющее лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, обратилась в Управление Пенсионного фонда, где в назначении досрочной пенсии отказано, в специальный стаж не включены: период работы в должности медицинского работника в <данные изъяты> районном производственном объединении по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства с 26 декабря 1983 года по 30 ноября 1997 года, а также в должности медицинской сестры хирургического кабинета <данные изъяты> ЦРБ в связи с нахождением на курсах повышения квалификации с 21 мая 2007 года по 15 июня 2007 года. Просит обязать ответчика включить вышеуказанные периоды в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В судебном заседании Маскалик Н.А. исковые требования поддержала, в их обоснование привела вышеуказанные обстоятельства, дополнительно суду пояснила, что в <данные изъяты> районном производственном объединении по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства работала медицинской сестрой процедурного кабинета в тесном контакте с <данные изъяты> ЦРБ, вела прием, заполняла карточки, проводила предрейсовые и послерейсовые осмотры водителей, делала перевязки, прививки, наблюдала больных с хроническими заболеваниями, которые лечились без отрыва от производства.

Представитель Управления Пенсионного фонда Тачеева Ю.Г. исковые требования не признала, суду пояснила, что период работы истца в <данные изъяты> районном производственном объединении по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства в должности медицинского работника с 26 декабря 1983 года по 20 ноября 1997 года – 13 лет 11 месяцев 5 дней не подлежит включению в специальный стаж работы, так как Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденными Постановлениями Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066, Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 не предусмотрено наименование такой должности и учреждения. Период с 21 мая 2007 года по 15 июня 2007 года – 25 дней в должности медицинской сестры хирургического кабинета Бейской ЦРБ по причине нахождения на курсах повышения квалификации, также не подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ, так как в соответствии с Правилами от 11 июля 2002 года в специальный трудовой стаж засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодно оплачиваемые отпуска, включая дополнительные. Включение в специальный трудовой стаж периодов нахождения работников на курсах повышения квалификации данными правилами не предусмотрено.

Выслушав объяснения сторон, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.

Подпунктом 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ (ред. от 27 июля 2010 года) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") определено назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В силу п. 2 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (ред. от 27 июля 2010 года) списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 (в ред. от 26 мая 2009 года) утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Согласно Положению «О порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР, утвержденного приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04 октября 1991 № 190, основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка.

Из трудовой книжки, выданной 25 августа 1975 года на имя Маскалик (Тарасовой, Потудинской) Н.А., следует, что истец 26 декабря 1983 года принята медработником в <данные изъяты> объединение «<данные изъяты>», 01 декабря 1997 года принята переводом в <данные изъяты> ЦРБ в родильное отделение на должность медсестры по уходу за новорожденными, с 14 января 1998 года переведена на должность перевязочной медсестры хирургического кабинета, где продолжает работать до настоящего времени (л.д. 4-7, 8, 9, 10-14), что также подтверждается приказом <данные изъяты> районного производственного объединения по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства № 101-к от 28 декабря 1983 года (л.д. 15), архивной справкой архива муниципального образования Бейский район (л.д. 16), справкой МУ «<данные изъяты> центральная районная больница» (л.д. 19), листом переименования (л.д. 18).

Как видно из материалов дела и установлено в судебном заседании, Управлением Пенсионного фонда период нахождения Маскалик Н.А. на курсах повышения квалификации с 21 мая по 15 июня 2007 года не засчитан в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173–ФЗ от 17 декабря 2001 года (л.д. 20-23).

Разрешая исковые требования в указанной части, судом принята во внимание ст.165 ТК РФ, из которой следует, что помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации при направлении в служебные командировки.

При направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой (ст. 167 ТК РФ).

В соответствии со ст. 187 ГК РФ при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Ограничение права истца на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения по тем основаниям, что во время нахождения на курсах повышения квалификации МаскаликН.А. не занималась лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, недопустимо.

В Постановлении Конституционного Суда РФ № 11-П от 03 июня 2004 года «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указано, что в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

При разрешении спора судом установлено, что вышеуказанным Списком должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 (в ред. от 26 мая 2009 года) должность медицинская сестра и учреждение больница поименованы. В период с 21 мая по 15 июня 2007 года Маскалик Н.А. направлялась на курсы повышения квалификации по специальности «сестринское дело в хирургии» в МПСИ ХГУ им. Н.Ф. Катанова по распоряжению работодателя (л.д. 19, 34-37), указанные курсы относятся непосредственно к профессиональной деятельности, вызваны необходимостью повышения профессиональных знаний и навыков истицы. В указанный период Маскалик Н.А. продолжала состоять в трудовых отношениях, ей начислялась и выплачивалась заработная плата, производились отчисления в Пенсионный фонд (л.д. 37), что не оспаривается стороной ответчика.

Пунктом 9 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, перечислены периоды, не подлежащие включению в стаж.

Указанный перечень не содержит периодов нахождения работника на курсах повышения квалификации и расширительному толкованию не подлежит.

Таким образом, вышеуказанный период нахождения Маскалик Н.А. в командировке в связи с прохождением курсов повышения квалификации на момент принятия Управлением Пенсионного фонда решения об отказе в назначении трудовой пенсии Маскалик Н.А. 01 марта 2011 года подлежал включению в специальный стаж.

Разрешая исковые требования в части включения периода нахождения МаскаликН.А. в должности медицинского работника в <данные изъяты> районном производственном объединении по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства с 26 декабря 1983 года по 30 ноября 1997 года в специальный стаж, суд руководствовался следующим.

Как изложено выше, согласно трудовой книжки Маскалик Н.А. с 26 декабря 1983 года по 30 ноября 1997 года работала медработником в <данные изъяты> объединении «<данные изъяты>». Из объяснений истца следует, что она выполняла лечебную деятельность в качестве медсестры, что также подтверждается свидетельскими показаниями.

Так, свидетель ФИО7 суду пояснил, что в период с мая 1982 года по август 1998 года работал директором <данные изъяты> районного производственного объединения по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства, переименованного позже в <данные изъяты> РТП, <данные изъяты> МТС, в автопарке которого находилось 154 автомобиля, из них 135 грузовых. Медсестры на предприятии не было, и на работу пригласили истца, проводившую в отдельной комнате на проходной предрейсовые и послерейсовые осмотры работников, следила за их здоровьем, проходила вместе с ними осмотры в ЦРБ. В силу специфики предприятия истец работа с 08 часов до 12 часов, и с 16 часов до 18 часов. В штатном расписании предприятия имелась должность медицинской сестры.

Свидетель ФИО8 суду пояснил, что около двадцати лет до 1999 года работал кузнецом в <данные изъяты> сельхозтехнике, где истец работала медсестрой, к которой работники предприятия часто обращались за оказанием медицинской помощи. Истец проводила предрейсовые и послерейсовые осмотры. Проверяла наличие аптечек в автомобилях.

Свидетель ФИО9 суду пояснила, что с 1986 года по 1989 год работала в детском саду «<данные изъяты>» медицинской сестрой от предприятия «<данные изъяты>». Истец работала медсестрой в цеховом медпункте «<данные изъяты>», выполняла фельдшерские и медсестринские функции. Проводила предрейсовые и послерейсовые осмотры работников, оказывала первую медицинскую помощь, занималась профилактикой заболеваний, выписывала направления на лечение, при необходимости сопровождала в ЦРБ, также заведовала аптекой.

Управлением Пенсионного фонда указанный период работы Маскалик Н.А. медработником в Бейском объединении «<данные изъяты>» не засчитан в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173–ФЗ от 17 декабря 2001 года (л.д. 20-23).

Как разъяснено в определениях Конституционного Суда РФ от 29 января 2009 года № 67-О-О и от 22 апреля 2010 года № 520-О-О, в целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

Установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости в действующей системе пенсионного обеспечения направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях.

Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете специфики выполняемой ими работы и профиля учреждения, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение.

Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения и сопряжена ли она с повышенными психофизиологическими нагрузками, предполагает, что соответствующая дифференциация осуществляется на основе объективной оценки характера труда в той или иной должности и его условий, вида и профиля соответствующего учреждения.

Проанализировав вышеуказанные нормы, суд приходит к выводу, что Правительство РФ в рамках своей компетенции с учетом специфики выполняемых работ выделило в особую категорию работников, которым может быть назначена пенсия по старости ранее достижения ими возраста, установленного ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (ред. от 27 июля 2010 года), выделение было не произвольным, а с учетом объективных критериев оценки характера труда и специфики учреждения здравоохранения.

Так, действующим в настоящее время Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 (в ред. от 26 мая 2009 года), утвердившим Список должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии, должность медицинский работник и учреждение «Районное производственное объединение по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства» не поименованы.

Также не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работавшим в должности медицинских работников в производственных объединениях по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства ранее действовавшими Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1066 (в ред. от 19 февраля 2001 года) «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», Постановлением Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 (в ред. от 22 сентября 1993 года) «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», Постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».

В Номенклатуру учреждений здравоохранения, утвержденную Приказом Министерства здравоохранения РФ от 03 ноября 1999 года № 395 производственные объединения по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства не включены.

Принимая во внимание изложенное, период работы истца Маскалик Н.А. в должности медицинского работника в <данные изъяты> районном производственном объединении по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства с 26 декабря 1983 года по 30 ноября 1997 года включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по вышеуказанном основанию, не подлежит, следовательно, у истца отсутствует требуемый 30-летний стаж осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.

Суд принимает во внимание справку АООТ «<данные изъяты>» о том, что истец с 08 июня 1992 года по 01 декабря 1997 года работала в указанном учреждении в качестве медсестры, однако признает ее недопустимым доказательством, поскольку из представленной истцом трудовой книжки, являющейся, как указано выше, основным документом, подтверждающим стаж работы, следует, что Маскалик Н.А. работала в указанный период в должности медработника. Кроме того, периоды работы, указанные в справке и трудовой книжке, не совпадают.

При таких обстоятельствах, отказ Государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бейском районе Республики Хакасия» в части включения указанного спорного периода в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение истцу пенсии, является обоснованным и законным, и суд приходит к выводу об отказе истцу в указанной части.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Маскалик <данные изъяты> удовлетворить в части.

Обязать Государственное Учреждение «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бейском районе Республики Хакасия» включить Маскалик <данные изъяты> в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы в должности медицинской сестры хирургического кабинета Муниципального учреждения «<данные изъяты> центральная районная больница» в связи с нахождением на курсах повышения квалификации с 21 мая 2007 года по 15 июня 2007 года.

В остальной части иска отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Бейский районный суд в течение десяти дней со дня принятия мотивированного решения суда в окончательной форме.

Судья: А.А. Бызова

Справка: мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено 26 апреля 2011 года.

Судья: А.А. Бызова