РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело № 2-422/2012 27 сентября 2012 года с. Бея Бейский районный суд Республики Хакасия в составе: председательствующего судьи Трофимчук М.В., при секретаре Гировой И.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Бейского района в интересах Чаптыковой К.А. к администрации Бейского района Республики Хакасия об обеспечении жилым помещением, при участии: от истца - помощника прокурора Бейского района Кузнецова А.С., истицы - Чаптыковой К.А., от ответчика - представителя по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Стряпковой У.В., УСТАНОВИЛ: Прокурор Бейского района в интересах Чаптыковой К.А. обратился в суд с иском к администрации Бейского района Республики Хакасия об обеспечении жилым помещением, мотивируя исковые требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ Чаптыкова К.А. постановлением главы администрации муниципального образования Куйбышевский сельсовет признана нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма и поставлена на учет. Родители истицы <данные изъяты>. Постановлением главы администрации Куйбышевского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ №, которое впоследствии решением Бейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным, Чаптыкова К.А. снята с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении по договорам социального найма. ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы администрации Куйбышевского сельсовета № Чаптыкова К.А. восстановлена в списке очереди на предоставление жилого помещения, однако, до настоящего времени истица жильём не обеспечена. В связи с этим, просит обязать администрацию Бейского района Республики Хакасия обеспечить Чаптыкову К.А. по месту жительства в Бейском районе благоустроенным жилым помещением не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма за счет средств бюджета Республики Хакасия. В судебном заседании помощник прокурора Бейского района Кузнецов А.С. уточнил исковые требования, просил обязать администрацию Бейского района обеспечить Чаптыкову К.А. по месту жительства в с. Бея Бейского района благоустроенным жилым помещением не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма за счет средств бюджета Республики Хакасия. На удовлетворении исковых требований с учетом их уточнения настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил иск удовлетворить. Истица Чаптыкова К.А. исковые требования поддержала, привела те же доводы, что и в иске, просила требования удовлетворить. Представитель ответчика администрации Бейского района Республики Хакасия по доверенности Стряпкова У.В. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, поскольку приобретение жилого помещения Чаптыковой К.А. возможно лишь за счет предоставленных муниципальному образованию Бейский район субвенций из бюджета Республики Хакасия, привела те же доводы, что и в возражениях на иск. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Как установлено из искового заявления и приложенных к нему документов, Чаптыкова К.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ДД.ММ.ГГГГ Чаптыкова К.А. обратилась с заявлением к прокурору Бейского района, в котором просила обратиться в ее интересах в суд с иском о выделении ей жилья. Таким образом, прокурор Бейского района правомерно обратился в суд в защиту интересов Чаптыковой К.А. по обеспечению ее права на жилище в муниципальном жилищном фонде. Разрешая спор по существу, суд исходит из следующего. В силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п. 2). Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяются общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Понятия, применяемые в вышеуказанном Федеральном законе, определены в статье 1, в которой, в том числе установлено, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 1 Закона Республики Хакасия от 05.12.2005 г. № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, наделены государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, достигших возраста 23 лет, обучающихся (по очной форме) в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования (за исключением федеральных государственных образовательных учреждений), до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях, потерявших в этот период обоих или единственного родителя. Пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Хакасия от 19.10.2009 г. № 104-ЗРХ «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет», предусмотрено, что право на предоставление жилого помещения в соответствии с настоящим Законом имеют: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, других аналогичных организациях, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Таким образом, законодательством определено, что граждане из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются вне очереди жилой площадью на условиях социального найма. Согласно свидетельству о рождении серии №, родителями истицы Чаптыковой К.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются ФИО 4 и ФИО 1, <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ ФИО 4 умер, что подтверждается свидетельством о смерти серии № от ДД.ММ.ГГГГ Следовательно, истица Чаптыкова К.А. осталась без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, в связи с чем, в силу действующего законодательства имеет право на внеочередное получение жилой площади. Как установлено в ходе судебного разбирательства и следует из материалов дела, постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ главы администрации муниципального образования Куйбышевский сельсовет Чаптыкова К.А. признана нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма и поставлена на учет. Впоследствии, на основании постановления главы администрации Куйбышевского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № Чаптыкова К.А., в том числе, была исключена из списка на предоставление жилого помещения в связи с выявленными обстоятельствами, однако, решением Бейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, вышеуказанное постановление признано незаконным, а ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы администрации Куйбышевского сельсовета № Чаптыкова К.А., в том числе, восстановлена в списке очереди на предоставление жилого помещения. Тот факт, что Чаптыкова К.А. в настоящее время состоит на учете граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и включена в списки граждан, пользующихся правом на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма в ходе судебного разбирательства по делу не оспаривалось. В 2011 г. Чаптыкова К.А. окончила <данные изъяты> что подтверждается дипломом о высшем профессиональном образовании № от ДД.ММ.ГГГГ, ей присвоена квалификация <данные изъяты> Тот факт, что истица Чаптыкова К.А., действительно, обучалась в <данные изъяты> Минздравсоцразвития России, также следует из справки от ДД.ММ.ГГГГ №. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Чаптыкова К.А. прошла подготовку в интернатуре при <данные изъяты>, в подтверждение чего в материалы дела представлено удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ и как усматривается из сертификата от ДД.ММ.ГГГГ №, решением экзаменационной квалификационной комиссии <данные изъяты> Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ ей присвоена специальность <данные изъяты> Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что Чаптыкова К.А. на момент рассмотрения дела по существу и вынесении решения окончила образовательное учреждение <данные изъяты> и прошла подготовку в интернатуре при <данные изъяты>. Как усматривается из свидетельств о регистрации по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ Чаптыкова К.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес> соответственно, вместе с ней был зарегистрирован ее сын ФИО 2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Вместе с тем, согласно справкам администрации Куйбышевского сельсовета №, №, № № от ДД.ММ.ГГГГ, №, №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ Чаптыкова К.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также ФИО 4 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживали и были зарегистрированы по адресу: <адрес>, где также проживала и была зарегистрирована в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО 1, которая впоследствии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала по адресу: <адрес>, что также следует из справок от ДД.ММ.ГГГГ №, №. Данные обстоятельства также подтверждаются копией лицевых счетов №, № от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, а также сведениями, представленными в выписках из похозяйственной книги администрации Куйбышевского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ №, №, от ДД.ММ.ГГГГ №, №, из которых также усматривается, что вышеназванные жилые помещения, расположенные по адресам: <адрес>, а также <адрес>, числятся по праву собственности за совхозом. Из информации от ДД.ММ.ГГГГ №, направленной администрацией Бейского сельсовета в адрес прокурора Бейского района, усматривается, что квартира, расположенная по адресу: <адрес> была приобретена ДД.ММ.ГГГГ в муниципальную собственность Бейского района, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Данная квартира была предоставлена по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ № сироте ФИО 3, с которым заключен договор о безвозмездной передаче жилья в собственность от ДД.ММ.ГГГГ, о чем выдано свидетельство государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №. Данные обстоятельства также подтверждаются лицевым счетом №, из которого усматривается, что ФИО 3 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проживает в вышеназванном жилом помещении. Тот факт, что Чаптыкова К.А. в настоящее время на регистрационном учете нигде не состоит, подтверждается копией паспорта истицы серии №, в котором в разделе «Место жительства» штамп о регистрации отсутствует. Как следует из справок от ДД.ММ.ГГГГ ФИО 4, ФИО 1, Чаптыкова К.А. квартир и жилых домов в Бейском районе по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не имеют, что также подтверждается уведомлениями от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений. Суд принимает во внимание, что в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ № о правах ФИО 1 указано имя «ИМЯ 1», в то время как согласно свидетельству о рождении матерью Чаптыковой К.А. является «ИМЯ 2», однако, расценивает данное обстоятельство, как описку, которая правового значения для вынесения решения и рассмотрения дела по существу не имеет, поскольку согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ информация о правах ФИО 1 на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества отсутствует. Таким образом, в ходе судебного заседания достоверно установлено, что Чаптыкова К.А., являясь ребенком-сиротой, состоит в администрации Куйбышевского сельсовета на учете граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку по соответствующим нормам жилым помещением не обеспечена. По информации, представленной комитетом по управлению имуществом Бейского района от ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ свободных жилых помещений, необходимых для предоставления по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в возрасте до 23-х лет, в собственности муниципального образования Бейский район не имеется. Согласно справке комитета по управлению имуществом Бейского района лимиты и денежные средства для приобретения квартир детям-сиротам поступили в КУМИ Бейского района, в сумме <данные изъяты> рублей, в ДД.ММ.ГГГГ, расход прошел на сумму <данные изъяты> рублей, остаток не использованных средств составляет <данные изъяты> рублей, было приобретено <данные изъяты> квартиры. В соответствии с ч. 3 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса. Частями 1, 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. В соответствии с частью 7 статьи 19 указанного закона положения федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий. Пунктом 10 статьи 18 Закона Республики Хакасия от 20.12.2011 г. № 126-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» с 01.01.2012 г. введен в действие Закон Республики Хакасия от 05.12.2005 г. № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Хакасия от 05.12.2005 г. № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, достигших возраста 23 лет, обучающихся (по очной форме) в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования (за исключением федеральных государственных образовательных учреждений), до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях, потерявших в этот период обоих или единственного родителя, наделены органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия. При этом пунктом 1 статьи 2 названного Закона установлено, что на осуществление переданных государственных полномочий органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия. Сроки и порядок предоставления субвенций определяются Правительством Республики Хакасия. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах субвенций, предоставленных из республиканского бюджета на осуществление соответствующих полномочий (пункт 3 статьи 3 Закона). Учитывая, изложенное, суд приходит к выводу, что Чаптыковой К.А. должно быть предоставлено по месту жительства в с. Бея Бейского района Республики Хакасия благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм на условиях договора социального найма за счет субвенций республиканского бюджета Республики Хакасия. При таких обстоятельствах, суд считает требования прокурора Бейского района Республики Хакасия в интересах Чаптыковой К.А. к администрации Бейского района об обеспечении жилым помещением обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Бейского района в интересах Чаптыковой К.А. к администрации Бейского района Республики Хакасия об обеспечении жилым помещением удовлетворить. Обязать администрацию Бейского района Республики Хакасия за счет субвенций республиканского бюджета Республики Хакасия предоставить Чаптыковой К.А. по месту жительства в с. Бея Бейского района Республики Хакасия благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм на условиях договора социального найма. На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено представление в Верховный суд Республики Хакасия через Бейский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья М.В. Трофимчук Резолютивная часть решения оглашена 27.09.2012 г. Мотивированное решение составлено 01.10.2012 г.