Решение о признании права на назначение досрочной пенсии и ее назначение



дело № 2-679 (10) Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ « 16 » июля 2010 года с. Бессоновка Бессоновский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Паниной Л.Б.

с участием адвоката Иванова М.И., представившего ордер Номер обезличен от Дата обезличена 2010 года

при секретаре Лукониной Т.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пузанева С.Ф. к ГУ УПФР по Бессоновскому району Пензенской области об отмене решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, о признании права на досрочную трудовую пенсию и о назначении досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л :

Пузанев С.Ф. обратился в суд с вышеуказанным иском, указывая, что Дата обезличена 2010 года он обратилась в ГУ УПФР по Бессоновскому району с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.

В Дата обезличена 2010 года он получил ответ с ГУ УПФР по Бессоновскому району, в котором сообщалось, что решением комиссии от Дата обезличена 2010 года Номер обезличен по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ему отказано в назначении пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа, в который не включен период прохождения срочной службы в рядах Советской Армии с Дата обезличена 1985 года по Дата обезличена 1988 год.

С данным отказом в назначении пенсии он не согласен. Считает, что данный отказ противоречит Закону, т.к. в соответствии со ст. 39 Конституции РФ за каждым гражданином закреплено право на социальное обеспечение по старости.

В период прохождения его службы в составе Вооруженных сил СССР действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 « О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства », в соответствии с которым пенсии за выслугу лет работникам просвещения ( учителям и другим работникам) назначаются при стаже работы не менее 25 лет.

Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет в стаж работы учителей и других работников просвещения, утвержденное этим Постановлением предусматривает включение в специальный стаж для назначения досрочной пенсии период прохождения военной службы и обучения в педагогических учебных заведениях.

Считает, что ответчик, отказав ему в назначении досрочной пенсии, нарушил его права, предусмотренные Конституцией и пенсионным законодательством.

На момент обращения к ответчику его специальный педагогический стаж составлял более 25 лет. Поэтому он имеет право на назначение досрочной пенсии.

Просил суд признать неправомерным отказ ГУ УПФР по Бессоновскому району в назначении ему досрочной трудовой пенсии от Дата обезличена 2010 года, обязать ГУ УПФР по Бессоновскому району включить ему в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии период срочной службы в рядах Советской Армии с Дата обезличена 1985 года по Дата обезличена 1988 год и назначить ему досрочную трудовую пенсию с Дата обезличена 2010 года.

В судебном заседании Пузанев С.Ф. на иске настаивает и подтвердил обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что он и до армии и после армии работал учителем физкультуры в одной той же ... средней школе, в ... .... С 1995 года работает в ... средней школе учителем физкультуры до настоящего времени. Все остальные периоды его работы, кроме службы в армии, включены в его специальный стаж.

Представитель Пузанева С.Ф - адвокат Иванов М.И. просил удовлетворить исковые требования Пузанева С.Ф.

Представитель ГУ УПФР по Бессоновскому району Лукьянова Н.В., действующая по доверенности Номер обезличен от Дата обезличена 2010 года, в судебном заседании иск не признала и пояснила, что отказ в назначении досрочной трудовой пенсии Пузаневу С.Ф. основан на Законе.

Согласно п.п.19 п.1 п.1 ст. 27 Закона « О трудовых пенсиях в РФ » № 173 от 17.12.2001 года, досрочная трудовая пенсия назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от возраста.

Назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 10 п.1 ст. 27 Закона производится на основании Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей … и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года.

Согласно п.3 статьи 28 Закона Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений ( организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по возрасту, правила исчисления периодов работы

( деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Конституционного суда РФ от 29.012004 года установлено, что в целях реализации пенсионных прав педагогических работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулирующие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии за выслугу лет, досрочной трудовой пенсии до введения в действие Постановления Совета Министров РСФСР № 463 от 6.06.1991 года » Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» ( по периодам до 1.11.1999 года) и Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067 « Об утверждении Списка профессий и должностей, работа в которых зачитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей ( по периодам с 1.11.1991 года по 13.11.2002 года).

В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц, указанных в статье 28 Федерального закона от Дата обезличена года, может применяться разъяснение Минтруда России от 22.05. 1996 года № 5 при исчислении стажа на соответствующих видах работ в части, не противоречащей пенсионному законодательству, вступившему в силу с 1.01.2002 года.

Постановление СМ СССР от Дата обезличена года Номер обезличен, на которое ссылается истец, не применяется на территории Российской Федерации, в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года № 953. Это Постановление может применяться только в отношении периодов работы до 1 октября 1993 года при строгом соблюдении требований Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсия за выслугу лет работниками просвещения, здравоохранении, а именно если не менее 2/3 требуемого стажа для назначения пенсии за выслугу лет приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет.

Таким образом, на момент отмены этого Постановления, на 1 октября 1993 года Пузанев С.Ф. не выработал необходимой продолжительности специального педагогического стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет. Поэтому порядок подсчета специального стажа Пузаневу С.Ф. по Постановлению СМ СССР от

17 декабря 1959 года № 1397 не может быть применен. Стаж работы Пузанева С.Ф. на момент обращения в пенсионный фонд составил 22 года 3 месяца 5 дней, что явилось основанием для отказа ему в назначении досрочной пенсии.

Выслушав стороны, адвоката, изучив материалы дела, обозрив материалы пенсионного дела и оценив все доказательства в их совокупности, суд считает, что исковые требования Пузанева С.Ф. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 39 ч.1 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.

Согласно ст. 7 п.1 ФЗ РФ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 ст.27 ФЗ РФ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях РФ « трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего ФЗ, следующим гражданам: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретаемое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

29 января 2004 года Конституционный суд РФ принял Постановление № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30- ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ».

Предметом рассмотрения Конституционного суда явилась норма, содержащаяся в п.4 ст. 30 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ», в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации( преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный( кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным судом в постановлении, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1( часть 1), 2,18, 54 ( часть 1), 55

( часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм. Как указал Конституционный суд Российской Федерации, у таких граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Далее Конституционный суд указал, что применительно к положениям статьи 30 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» правовая позиция означает, что содержащаяся в ее пункте 4 норма не препятствует оценке пенсионных прав граждан по условиям и нормам Закона Российской Федерации « О государственных пенсиях в Российской Федерации». Именно из этого исходил законодатель, закрепив в ст. 30 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» возможность осуществления оценки пенсионных прав исходя из расчетного размера пенсии, исчисленного по нормам закона РФ « О государственных пенсиях в Российской Федерации» ( пункт 6) и предусмотрев, что при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ( а в необходимых случаях -заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и пересчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу ФЗ » О трудовых пенсиях в Российской Федерации « ( пункт 9).

Конституционный суд РФ постановил, что норма пункта 4 статьи 30 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» в силу которой во взаимосвязи с пунктом 2 статья 31 того же Федерального закона - исключается льготный ( кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и отменяется включение некоторых не страховых периодов в общий трудовой стаж при исчислении расчетного размера трудовой пенсии в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации ( преобразования) в расчетный пенсионный капитал, по своему конституционно- правовому смыслу в системе норм не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования ( независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично).

Постановление Конституционного суда является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

Таким образом, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В судебном заседании установлено, что Пузанев С.Ф. проходил срочную службу в Вооруженных Силах СССР в период с 11 мая 1985 года по 6 февраля 1988 год. Это отражено в его военном билете, справкой (л.д. 13-14, 37).

В этот период нормативно- правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, являлись : Закон СССР от 14 июля 1956 года » О государственных пенсиях» и утвержденное Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работниками просвещении и здравоохранения.

Согласно подпункта »г» пункта 1 указанного Положения, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

При этом, согласно п.4 указанного Положения, период службы в армии засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии приходится на работу в учреждениях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Поскольку период службы Пузанева С.Ф. в армии относится к периоду его деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работниками, требование о наличии 2/3 льготного стажа соблюдено. Льготный стаж Пузанева С.Ф. составляет 22 года 3 месяца и 5 дней. Других ограничений возможности зачета в льготный педагогический стаж службы в армии в действующее на том момент законодательство, регулирующее порядок исчисления стажа педагогическим работникам, не предусмотрено.

Изменение пенсионного законодательства не может служить основанием для ущемления прав истца.

Таким образом, период службы Пузанева С.Ф. в армии с Дата обезличена 1985 года по Дата обезличена 1988 год, подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Исключение из педагогического стажа Пузанева С.Ф. периода прохождения военной службы в рядах Советской Армии с Дата обезличена1985 года по Дата обезличена1988 год ухудшает интересы истца, т.к. препятствует ему получить досрочную пенсию.

Поэтому отказ ГУ УПФР по Бессоновскому району о включении в педагогический стаж Пузанева С.Ф. указанного периода является незаконным.

Истец обратился в ГУ УПФР по Бессоновскому району с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости Дата обезличена 2010 года.

В соответствии с ч.1,2 ст. 19 закона РФ « О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия( часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией ( за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных п.4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию ( указанную часть трудовой пенсии).

Стаж работы Пузанева С.Ф., с учетом периода, подлежащего включению в специальный стаж, на Дата обезличена 2010 года составляет 25 лет. Это дает ему право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Пенсия истцу должна быть назначена с Дата обезличена 2010 года.

Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины в доход государства при подаче искового заявления в сумме 400 руб., то в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, данная сумма подлежит взысканию с ответчика.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Пузанева С.Ф. удовлетворить.

Признать незаконным и отменить протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФР по Бессоновскому району Пензенской области Номер обезличен от Дата обезличена 2010 года об отказе Пузаневу С.Ф. в назначении досрочной трудовой пенсии.

Признать за Пузаневым С.Ф. право на назначение досрочной трудовой пенсии.

Обязать ГУ УПФР по Бессоновскому району Пензенской области включить Пузаневу С.Ф. в специальный трудовой стаж для назначения досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью период срочной службы в рядах Советской Армии с Дата обезличена 1985 года по Дата обезличена 1988 год.

Обязать ГУ УПФР по Бессоновскому району Пензенской области назначить Пузаневу С.Ф. досрочную трудовую пенсию с момента возникновения права на пенсию, с Дата обезличена 2010 года.

Взыскать с ГУ УПФР по Бессоновскому району Пензенской области госпошлину в доход государства в сумме 400 ( четыреста) руб.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Бессоновский районный суд в течение 10 дней, начиная с 19 июля 2010 года.

Мотивированное решение изготовлено 17 июля 2010 года.

Судья: Л.Б. Панина