Дело № 2-736/10 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с. Бессоновка 30 июля 2010 года Бессоновский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Богомоловой Н.К., с участием помощника прокурора Бессоновского района Синотовой Н.В., при секретаре Миновой Н.В., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бессоновского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Бессоновского сельского совета Бессоновского района Пензенской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности на администрацию Бессоновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области по организации ремонта участков дороги, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Бессоновского района обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав, что прокуратурой Бессоновского района в связи с коллективным обращением жителей села Бессоновка проведена проверка соблюдения законодательства по вопросу надлежащего содержания и ремонта органами местного самоуправления дороги на .... Проведенной Дата обезличена года в период с 9 до 10 час. проверкой совместно с представителем ОГИБДД по Бессоновскому району Пензенской области при участии заместителя главы администрации сельсовета было установлено, что на обследуемых участках дороги на ... имеются дефекты на дорожном покрытии в виде ям и выбоин. Так, в нарушение ГОСТа Р 50597-93 на ... в ... района ... в районе домов, расположенных под Номер обезличен имеются дефекты на дорожном покрытии в виде ям и выбоин. В связи с выявленными нарушениями затруднено движение транспортных средств, создаются помехи движению транспортных средств и возникает угроза участникам дорожного движения. Прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации Бессоновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области в виде непринятия мер по обеспечению безопасности дорожного движения и соответствию состоянии дороги по ул.... в селе ... установленным нормам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам и обязать устранить в полном объеме выявленные нарушения: принять меры по организации ремонта участков дороги на ... в ... Бессоновского района Пензенской области. В судебном заседании помощник прокурора Синотова Н.В. поддержала заявленные требования, подтвердила изложенные в заявлении обстоятельства, просила исковые требования прокурора удовлетворить, обязав ответчика устранить в полном объеме выявленные нарушения и принять меры по организации ремонта участков дороги на ... в селе ... .... Представитель ответчика администрации Бессоновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области Кондрашова Л.В., действующая на основании доверенности от Дата обезличена года, исковые требования признала частично, не отрицала факта нарушения, указала, что обследованный участок дороги по ... не находится в муниципальной собственности, просила суд предоставить администрации разумный срок, не менее 1 года, для устранения выявленных недостатков, так как для ремонта дороги требуются денежные средства в размере 2 млн. руб., которых в данный момент в бюджете муниципалитета не имеется. Представитель 3 лица- ОГИБДД ОВД по Бессоновскому району Пензенской области Князькин Ю.И. исковые требования прокурора поддержал как обоснованные. Выслушав прокурора, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, и оценив все в совокупности, суд приходит к нижеследующему: Согласно п.1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправление по защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений. Как следует из п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ, вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии со статьей 3 ФЗ «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: - приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическим результатами хозяйственной деятельности; - приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; - соблюдение интересов граждан. Общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; - программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. В соответствии с ч.4 ст.6 федерального закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципального образования. Согласно п.5 ст.14 ФЗ РФ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. В соответствии со статьей 12 ФЗ РФ «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состоянии дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации дорог, включены в ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, введенному в действие с июля 1994 года. Указанный стандарт устанавливает требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения, к покрытию дорог, тротуаров, обочин, состоянию дорожных знаков, светофоров, разметки, ограждений, наружному освещению. Государственный стандарт, обязательный для выполнения как юридическими, так и должностными лицами, включает технические характеристики и параметры: -покрытия проезжей части дорог и улиц, -видимости на дорогах и улицах, - дорожных знаков, - дорожной разметки, - дорожных светофоров, - дорожных ограждений и бортового камня, - сигнальных столбиков и маяков, - наружного освещения. Статья 5 ФЗ РФ от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ устанавливает классификацию автомобильных дорог; автомобильные дороги в зависимости от их назначения подразделяются на: 1) автомобильные дороги федерального значения, 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, 3) автомобильные дороги местного значения, 4) частные автомобильные дороги. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения. Статья 6 ФЗ устанавливает, что автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Кроме того, статья 14 ФЗ РФ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относит владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. Статья 215 ГК РФ предусматривает, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования. Согласно ч.1 ст.21 Устава Бессоновского сельского совета Бессоновского района Пензенской области администрация Бессоновского сельского совета является исполнительно-распорядительным органом, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения. Пунктом 5 части 1 Устава Бессоновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области установлено, что к вопросам местного значения Бессоновского сельсовета относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных сооружений в границах населенных пунктов в составе Бессоновского сельсовета, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения. В ходе проверки установлено, что дорога по ... в ... находится в границах ... и относится к автомобильным дорогам местного значения. Доказательств обратного в ходе проверки не установлено. Данный факт подтверждается справкой «Управления строительства и дорожного хозяйства Пензенской области» л.д.13), из которой следует, что ... не в ходит в участок дороги «Бессоновка-Блохино-Полеологово», копией линейного графика л.д.14), справкой, выданной главой администрации сельсовета л.д.15). Следовательно, обязанность по содержанию и обеспечению соответствия состояния дороги по ... в ... в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на администрацию Бессоновского сельсовета Бессоновского района Пензенской обл. Решения, бездействия и действия органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица оспариваются в суде (ст.254 ГПК РФ). В соответствии с п.п. «а» п.11 Положения о Госавтоинспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации № 711 от 15 июня 1998 года, осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которым устанавливаются требования к проектированию, строительству, реконструкции дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта, к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а так же к установке к эксплуатации технических средств организации дорожного движения возлагается на государственную инспекцию безопасности дорожного движения МВД РФ. Факт нарушения требований ГОСТа Р 50597-93 на ... в селе ... ... подтверждается актом обследования состоянии дорожного покрытия автомобильной дороги на ... от Дата обезличена 2010 года. л.д.16-18). Факты, указанные в акте, количество, размер, глубину ям и выбоин ответчик не оспаривает. Суд полагает необходимым предоставить ответчику разумный и достаточный срок для устранения нарушений - 9 месяцев. Исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск прокурора Бессоновского района Пензенской области удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Бессоновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области в виде непринятия мер по обеспечению безопасности дорожного движения и соответствию состоянии дороги в селе ... ... по ... в районе домов Номер обезличен установленным нормам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам. Обязать администрацию Бессоновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области устранить в полном объеме выявленные нарушения и принять меры по организации ремонта указанных участков дороги на ... в селе ... ... в течение 9 месяцев. Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Бессоновский районный суд в течение 10 дней. Судья Н.К. Богомолова