Дело № 2-771/10 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С. Бессоновка 02 августа 2010 года Бессоновский районный суд Пензенской области в составе: Председательствующего судьи Богомоловой Н.К., При секретаре Миновой Н.В., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Чернышковой Л.В. о признании незаконным отказа в назначении досрочной пенсии, об отмене решения об отказе в назначении пенсии, о признании права на получение досрочной пенсии с момента обращения за назначением пенсии, У С Т А Н О В И Л: Чернышкова Л.В. обратилась в суд с исковым заявлением о признании права на получение досрочной пенсии с момента подачи заявления. В обоснование исковых требований истица указала, что пенсия ей была назначена досрочно в связи с фактом её проживания на территории, подвергшейся загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Дата обезличена 2010 года ей исполнилось 52 года и с этого времени она имеет право на получение пенсии по возрасту с уменьшением возраста на 3 года в связи с тем, что она проживала в зоне с льготным социально-экономическим статусом в связи с аварией на Чернобыльской АЭС на территории Бессоновского района с 26 апреля 1986 года по настоящее время. Она обратилась с соответствующим заявлением в ГУ УПФР по Бессоновскому району, однако в назначении пенсии ей было отказано, поскольку отсутствует документальное подтверждение ее проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом. Дата обезличена 2010 года решением Бессоновского районного суда Пензенской области был установлен юридический факт проживания ее в зоне с льготным социально-экономическим статусом в определенный период времени, а именно с Дата обезличена 1984 года по Дата обезличена 1987 года, в том числе на 26 апреля 1986 года, так как она фактически проживала без регистрации на территории с. ... Бессоновского района Пензенской области. По вступлении решения суда в законную силу ей была назначена досрочная пенсия с Дата обезличена 2010 года. С данным решением она не согласна, так как приобрела право на получение досрочной пенсии с достижением возраста 52 лет. В процессе судебного разбирательства дела истица дополнила свои исковые требования, уточнила их и просила суд о признании незаконным отказа в назначении досрочной пенсии, об отмене решения об отказе в назначении пенсии, о признании права на получение досрочной пенсии с даты достижения возраста 52 лет. В судебном заседании истица Чернышкова Л.В. исковые требования поддержала, полностью подтвердила изложенные в исковом заявлении обстоятельства, просила иск удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика ГУ УПФ Российской Федерации по Бессоновскому району - Лукьянова Н.В., действующая на основании доверенности, выданной Дата обезличена 2010 года, исковые требования не признала, просила суд в иске отказать. Суду пояснила, что Дата обезличена 2010 года истица обратилась в суд с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом. В назначении пенсии на основании протокола комиссии Номер обезличен от Дата обезличена 2010 года Чернышковой Л.В. в назначении пенсии было отказано, так как она не имела права на снижение возраста на абсолютную величину, она имела право на назначение пенсии ранее общеустановленного возраста на 2 года, а не на 3 года, как просила истица. Никаких документальных подтверждений тому, что она проживала в «зоне» на момент катастрофы на ЧАЭС истица в комиссию по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУЦ не представила. Данное решение истица не оспаривала. Оно никем не отменно. Законных оснований для назначения пенсии с Дата обезличена 2010 года не имелось. После вступления в законную силу решения суда истица Дата обезличена 2010 года подала заявление о назначении пенсии и ей была назначена пенсия с Дата обезличена 2010 года на основании решения Номер обезличен от Дата обезличена 2010 года в полном соответствии с нормами пенсионного законодательства. Суд, выслушав объяснения истицы, представителя ответчика, изучив имеющиеся в деле доказательства и оценив все в совокупности, приходит к следующему: В соответствии со ст. 7 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. В соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.01.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности. Дата обезличена 2010 года решением Бессоновского районного суда Пензенской области был установлен юридический факт проживания ее в зоне с льготным социально-экономическим статусом в определенный период времени, а именно с Дата обезличена года по Дата обезличена 1987 года, в том числе на Дата обезличена 1986 года, так как она фактически проживала без регистрации на территории с. ... Бессоновского района Пензенской области. С Дата обезличена 1987 года по Дата обезличена 1993 года она зарегистрирована в с. ... Бессоновского района, а с Дата обезличена 1993 года зарегистрирована в с. ... Бессоновского района Пензенской области по ул..... Данные обстоятельства подтверждаются справками сельсоветов и ответчиком не оспариваются. При таких обстоятельствах истица Чернышкова Л.В. имеет право на назначение пенсии досрочно по достижении возраста 52 лет. Из представленных документов следует, что истица обратился к ответчику за назначением трудовой пенсии Дата обезличена 2010 года. Начиная с Дата обезличена 2010 года, то есть с даты достижения возраста 52 лет, она имеет право на получение досрочной пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Суд находит, что принимая Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», законодатель исходил из того, что государство признает ответственность перед гражданами за последствия крупнейшей экологической катастрофы, в результате которой были существенно нарушены конституционные права и интересы граждан, связанные с охраной жизни, здоровья и т.п., путем принятия на себя обязанности возмещения причиненного вреда. Данная обязанность вытекает из положений ст. 18 Конституции РФ, в силу которой права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяющими смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, а также из положений ст. 53 Конституции РФ, закрепляющей обязанность возмещения государством вреда, связанного с осуществлением государственной деятельности в различных ее сферах, независимо от возложения ответственности на конкретные органы государственной власти или должностных лиц, и ст. 42 Конституции РФ, предусматривающей право каждого на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Доводы представителя ГУ УПФР по Бессоновскому району Пензенской области о том, что истица не имеет права на назначение пенсии со снижением возраста на три года с момента достижения возраста 52 лет на основании первичного заявления, суд признает несостоятельными, поскольку в Законе РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» прямо указано, что гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности. Факт проживания истицы в зоне с социально-экономическим статусом с момента катастрофы на ЧАЭС и до даты исключения ... и ... из «перечня» ответчиком не оспаривается. На момент подачи заявления Дата обезличена 2010 года в силу закона истица имела право на назначении досрочной пенсии. Ей пенсия должна быть назначена с даты достижения возраста 52 лет. С учетом изложенных обстоятельств решение Номер обезличен от Дата обезличена 2010 года подлежит отмене. Поскольку истец освобожден от уплаты госпошлины, суд, согласно ст.98 ГПК РФ, взыскивает сумму госпошлины с ответчика. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Чернышковой Л.В. удовлетворить. Отменить протокол комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФ РФ по Бессоновскому району Пензенской области Номер обезличен от Дата обезличена 2010 года об отказе Чернышковой Л.В. в назначении пенсии по старости с уменьшением возраста на три года. Признать за Чернышковой Л.В. право на назначение досрочной пенсии со снижением пенсионного возраста на три года. Признать за Чернышковой Л.В. право на получение пенсии с даты достижения возраста 52 дет, то есть с Дата обезличена 2010 года и обязать ГУ УПФ РФ по Бессоновскому району Пензенской области назначить Чернышковой Л.В. пенсию по старости с уменьшением возраста на три года, начиная с Дата обезличена 2010 год. Решение ГУ УПФ РФ по Бессоновскому району Пензенской области Номер обезличен от Дата обезличена 2010 года в части назначения Чернышковой Людмиле Васильевне досрочной пенсии отменить. Взыскать с ГУ УПФ РФ по Бессоновскому району Пензенской области госпошлину в размере 400 руб. Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Бессоновский районный суд в течение 10 дней с момента его вынесения. Судья Н.К. Богомолова