Решение по делу № 2-739/2010



Дело 2-739(10)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Село Бессоновка 06 сентября 2010 года

Бессоновский районный суд Пензенской области

В составе председательствующего судьи Богомоловой Н.К.,

При секретаре Миновой Н.В.,

Рассмотрев гражданское дело по иску Камининой В.И. к администрации районного поселка Лунино Лунинского района Пензенской области о признании бездействия администрации незаконным и о возложении обязанности по совершению действий, направленных на устранение нарушений закона,

У С Т А Н О В И Л:

Каминина В.И. обратилась в суд с иском к администрации р.п. Лунино о предоставлении жилого помещения, ссылаясь на следующие обстоятельства:

Она проживает в квартире Номер обезличен по ..., ... в р.п. Лунино, которая принадлежит ей на праве собственности.

Постановлением администрации р.п.Лунино от 3 апреля 2009 года за № 45-п утверждена программа «Переселение граждан, проживающих на территории р.п. Лунино Лунинского района Пензенской области из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2009-2011 годы».

9 июня 2009 года администрация р.п. Лунино приняла постановление № 78-п «О расселении аварийных жилых домов Номер обезличен по ..., Номер обезличен по ...».

Во втором полугодии 2009 года часть жильцов дома Номер обезличен были переселены в другие жилые помещения, а ей так и не было предоставлено никакого жилья.

В ноябре 2009 года по поводу предоставления жилья она обратилась в прокуратуру Лунинского района, где ей дали ответ, что она будет включена в программу на 2010 год. До настоящего времени она проживает в квартире, расположенной в аварийном доме. За разрешением своей проблемы она неоднократно обращалась в администрацию р.п. Лунино, но безрезультатно.

В судебном заседании истица Каминина В.И. уточнила свои исковые требования и просила суд о признании бездействия администрации р.п. ... ... по не принятию соответствующих решений, предусмотренных ч.10 ст.32 ЖК РФ, а именно по ликвидации жилищного фонда, непригодного для проживания, незаконным и о возложении обязанности по совершению действий, направленных на устранение нарушений закона по обеспечению ее жилищных прав, как лица, проживающего в доме, подлежащем сносу.

Истица подтвердила изложенные в иске обстоятельства и дополнительно суду пояснила, что в настоящее время в многоквартирном аварийном доме остались не расселенными 2 квартиры: одна находится у нее в собственности и еще одна квартира, находящаяся в муниципальном фонде. После отселения других жильцов проживать в доме стало опасно, так как дом находится на привокзальной площади в р.п. Лунино, квартиры пустуют. Обслуживание расселенных квартир не производится, квартиры не присмотрены. Зимой отапливать свою квартиру ей будет тяжело и накладно в материальном плане, так как отопление в квартирах индивидуальное и пустые квартиры никто отапливать не будет. Она не имеет возможности отремонтировать квартиру, провести воду, так как дом подлежит сносу.

Полагает бездействие администрации незаконным, так как никаких мер к переселению ее из аварийной квартиры администрация не предпринимает. Никаких конкретных предложений по переселению ей не делали. Она полагает, что администрация должна при расселении дома предоставить ей однокомнатную квартиру, так как в собственности у нее имеется однокомнатная квартира. Требование доплаты в сумме 431 тыс. руб. за новую квартиру считает незаконным. Никакой конкретной квартиры ей не предлагалось, адреса не указывали. Никакой материальной возможности доплачивать за новую квартиру она не имеет, так как проживает исключительно на пенсию, и никакого другого дохода не имеет. Ее родственники не имеют возможности оказать ей материальную поддержку.

Представитель ответчика- администрации р.п. Лунино Лунинского района Пензенской области- Болахнов А.П., действующий на основании доверенности от Дата обезличена 2010 года, исковые требования Камининой В.И. не признал, просил отказать ей в удовлетворении иска и суду пояснил следующее:

По заключению межведомственной комиссии от Дата обезличена 2006 года жилой дом, в котором проживает истица, был признан аварийным и подлежащим сносу. Администрацией р.п.Лунино были приняты постановления № 77-п, 78-п орт 9 июня 2009 года о расселении аварийного жилого дома в 2009 году с привлечением средств фонда содействия и реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Были внесены соответствующие изменения в постановление № 45-п от 3 апреля 2009 гола «Об утверждении муниципальной программы «Переселение граждан, проживающих на территории р.пЛунино Лунинского района Пензенской области, из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2009-2011 годы»: Приложение № 1 к программе принято в новой редакции и поадресные списки многоквартирных домов, включенных в программу «Переселения» был включен жилой дом Номер обезличен по ..., общей площадью 192,36 кв.м., с процентом износа -95%, с количеством проживающих - 11 человек, с потребностью средств на расселение- 5097,540 тыс. руб. Общий объем финансирования программы составил 13,08464 млн. руб., из них: федеральный бюджет- 12,2524 млн. руб., областной бюджет- 0,41612 млн.руб., местный бюджет - 0,41612 млн.руб.

Истица Каминина В.И. наравне с другими гражданами, живущими в доме, была включена в программу. По условиям «программы» одним из основных критериев получения муниципальным образованием финансовых средств Фонда и бюджета Пензенской области при реализации мероприятий «программы» является обеспечение максимального совместного финансирования мероприятий программы за счет средств местных бюджетов. В тех случаях, когда финансирование мероприятий программы осуществляется без участия средств Фонда, доля средств бюджета Пензенской области и местного бюджета, внебюджетных источников определяется индивидуально по каждому объекту, исходя из возможностей обеих сторон.

Механизм реализации областной программы предусматривает, что одной из задач органа ме6стного самоуправления является определение размера денежных средств, необходимых на строительство (приобретение) жилых помещений для граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания. Размер денежных средств определяется, исходя из общей площади ранее занимаемого гражданином жилого помещения, признанного в установленном законодательством порядке, не пригодным для проживания. При строительстве (приобретение) жилых помещений большей площади разница, превышающая установленную норму, за счет средств бюджета Пензенской области и федерального бюджета не оплачивается.

Площадь квартиры истицы составляет 20 кв., Стоимость переселяемого помещения составляет 20Х26500 руб. В 2009 году приобретение помещений для расселения происходило в соответствии с Федеральным законом РФ лот 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Был объявлен открытый конкурс на приобретение квартир, жилых домов для переселения граждан из аварийного фонда. По результатам проведения конкурса на лот Номер обезличен не было подано ни одной заявки и конкурс был признан не состоявшимся. 28 августа 2009 года 6 октября 2009 года были объявлены повторные конкурсы. Окончательны итоги подведены 9 ноября 2009 года.

Так как пот результатам проведенного конкурса процедура оформления сделки через федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии занимает продолжительное время, а оплата по условиям договора осуществляется после государственной регистрации сделки, то последующие продление конкурса было бессмысленным, так как денежные средства по данной программе необходимо было освоить в текущем финансовом 2009 году.

Администрация р.п Лунино не направляла собственникам расселяемых квартир в доме Номер обезличен уведомлений о сносе квартир. Решения об изъятии квартир не принималось. Выкупную цену квартир не определяли. С собственниками расселенных квартиры администрация заключала договоры мены, выкупив для них предварительно подходящие квартиры: с учетом площади квартиры, находящейся в собственности, с учетом рыночной стоимости 1 кв.метра жилья в р.пЛунино 26500 руб., как установлено постановлением правительства Пензенской области № 309-п от 14 мая 2008 года №309-п «Об утверждении программы «переселения граждан, проживающих на территории Пензенской области, из аварийного жилищного фонда» на 2008-2011 годы., где средняя стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения на рынке жилья по муниципальным образованиям Пензенской области составляет для р.пЛунино 26500 руб.

Всего в указанном доме остались не расселенными 2 квартиры - квартира, находящаяся в собственности у Камининой В.И. по той причине, что она отказалась доплачивать разницу в стоимости вновь приобретаемой квартиры и установленной ценой ее квартиры -530 000 руб., и одна муниципальная квартира по той причине, что лицо, проживающее в квартире, не может доказать право на проживание.

Поскольку в ноябре 2009 года правительство Пензенской области заключило с Фондом соглашение, по которому приобретение квартир на вторичном рынке было запрещено, в областную программу были внесены изменения и жилой дом истицы в муниципальном образовании Лунино был исключен из областной программы. Деньги, которые ранее реально поступили на финансирование программы, были возвращены в бюджет области. Все квартиры, которые были приобретены для собственников дома Номер обезличен по ..., в конечном счете оплачены за счет средств заемных средств, выданных муниципальному образованию. р.п.Лунино. Своих средств в бюджете рабочего поселка не имелось. Приобрести квартиру Камининой В.И. за счет заемных средств не представляется возможным, так как администрация не рассчиталась за ранее выданный кредит и возможности получить новый кредит на эти средства не имеет.

В 2010 году данный дом также входит в программу. Но, учитывая опыт прошлого года, что лоты стоимостью 500 тыс. руб. остались невостребованными, что в 2010 году приобретение помещений для реализации программы было разрешено только из домов с датой ввода в эксплуатацию в текущем 2010 году, что стоимость однокомнатной квартиры с самой наименьшей площадью не покрывается суммой 500 тыс. руб. и требует доплаты, что финансовое состояние бюджета р.п.Лунино не позволяет покрыть разницу в стоимости, которую указывают строители на квартиры во вновь построенных домах, администрация р.п.Лунино составила соответствующую пояснительную записку на имя вышестоящего руководителя, какого именно он не помнит. Финансирование муниципальной программы по этой причине в 2010 году за счет привлечения средств Фонда не производилось.

В соответствии с п.1 ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, что истице было предложено доплатить разницу в цене, которая примерно составляет 431 025 руб., на что истица ответила отказом.

В соответствии со ст.86 ЖК РФ орган местного самоуправления обязан предоставлять другие жилые помещения по договору социального найма занимаемым свои помещения в муниципальном фонде, а не в частном, как у истицы Камининой В.И.

Представитель ответчика полагает, что вины администрации в том, что дом под Номер обезличен по ... в р.пЛунино не был полностью расселен в 2009 году, не имеется. Пояснил, что в настоящее время спорная проблема не решается по существу по той причине. У администрации имеется возможность в 2011 году отселить оставшиеся в указанном доме квартиры с привлечением средств Фонда, так как в р.п.Лунино в настоящее время ведется строительство жилых домов и при наличии соответствующего финансирования в будущем имеется реальная возможность приобрести квартиру для Камининой В.И. в одном из строящихся домов. В противном случае они могут выкупить у Камининой В.И. ее квартиру из расчета 7 000 руб. за 1 кв.м., так как это среднестатистическая стоимость 1 кв.метра жилья в р.п.Лунино.

Суд, выслушав объяснения сторон, изучив доказательства по делу и оценив все в совокупности, приходит к следующему:

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Федеральный орган исполнительной власти создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого федерального органа исполнительной власти. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного федерального органа исполнительной власти.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.

Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

По окончании работы комиссия составляет в 3 экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания.

В случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению N 2.

На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

В судебном заседании установлено, что 18 сентября 2006 года межведомственная комиссия, назначенная постановлением главы администрации Лунинского района Пензенской области № 151-п от 26 мая 2006 года, произвела обследование жилого дома под Номер обезличен по ... в р.п.Лунино Лунинского района Пензенской области.

Из акта обследования за Номер обезличен от Дата обезличена 2006 года усматривается, что жилой ... года постройки. В кирпичной кладке стен имеются трещины, произошло частичное разрушение стен. В крыше разрывы и пробоины, ослаблено крепление кровли, значительное разрушение шиферной кровли. Нарушены и находятся в аварийном состоянии архитектурные элементы здания, фундамент просел, имеются трещины. Отмостка отсутствует. Установлено, что в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом, произошло снижение до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, что не позволяет обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан. Имеются деформации фундамента, стен, несущих конструкций. Так как многоквартирный дом по ... дом. Номер обезличен р.п. Лунино не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, не обеспечивает безопасность постоянного проживания в нем, комиссия рекомендует незамедлительно переселить граждан из указанного многоквартирного дома в помещения, соответствующие требованиям, предъявляемым к жилому помещению и пригодному для проживания.

По заключению межведомственной комиссии от Дата обезличена 2006 года многоквартирный дом по ... Номер обезличен р.п.Лунино признан аварийным и подлежащим сносу.

Данное заключение стороны не оспаривают.

Истица Каминина В.И. является собственником квартиры, площадью 20 кв.м., расположенной по адресу: р.п.Лунино Лунинского района Пензенской области, ..., ..., ..., на основании договора на передачу квартир в собственность граждан от Дата обезличена 2001 года за Номер обезличен.. Право на объект недвижимости зарегистрировано за истицей в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним Дата обезличена 2008 года, о чем сделана запись регистрации Номер обезличен. л.д.19,20)

Квартира согласно техническому паспорту однокомнатная, общей площадью 20 кв.м., из них жилой площадью 15,45 кв.м. л.д.17-18)

Жилищным Кодексом РФ не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это, исходя из норм части 1 статьи 7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии, суд полагает, что к спорным правоотношениями должны применяться положения части 10 статьи 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.

В соответствии с частью 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В судебном заседании установлено, что 9 июня 2009 года администрация р.п. Лунино приняла постановление № 78-п «О расселении аварийных жилых домов Номер обезличен по ... и Номер обезличен по ... поселка Лунино» в течение 2009 года. л.д.21)

Постановлением № 77-п от 9 июня 2009 года решено рассмотреть в 2009 году с привлечением средств фонда содействия и реформирования жилищно-коммунального хозяйства аварийные жилые дома Номер обезличен по ... и Номер обезличен по ....

Постановлением главы администрации р.п. Лунино Лунинского района Пензенской области от 26 октября 2009 года за Номер обезличенп л.д.34-38) было принято решение внести изменения в муниципальную программу «Переселение граждан, проживающих на территории р.п.Лунино Лунинского района Пензенской области из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2009-2011 годы», утвержденную постановлением администрации р.п. Лунино от 3 апреля 2000 года № 45 «Об утверждении муниципальной программы «Переселение граждан, проживающих на территории р.пЛунино Лунинского района Пензенской области, из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2009-2011 годы» л.д.22-33) : Приложение № 1 к программе принято в новой редакции и в поадресные списки многоквартирных домов, включенных в программу «Переселения», был включен жилой дом Номер обезличен по ..., общей площадью 192,36 кв.м., с процентом износа -95%, с количеством проживающих - 11 человек, с потребностью средств на расселение- 5097,540 тыс. руб. Общий объем финансирования программы составил 13,08464 млн. руб., из них: федеральный бюджет- 12,2524 млн. руб., областной бюджет- 0,41612 млн. руб., местный бюджет - 0,41612 млн.руб.

Этим же постановлением добавлено приложение №3: «Резервный перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в рамках программы «Переселение граждан, проживающих на территории Пензенской области, из аварийного жилищного фонда» на 2009-2011 годы» на 2009 год, где указан дом Номер обезличенпо ... с тем же количеством проживающих лиц, общей площади. Также указано, что в доме 6 помещений, из них 1 муниципальное, 5- в частной собственности общей площадью 177,36 кв.м. В качестве способа переселения указана мена на другое помещение. Также указана дата окончания срока для сноса аварийного многоквартирного дома собственниками- 31 декабря 2009 года.

В результате проверки, проведенной прокуратурой Лунинского района Пензенской области л.д.7-8), установлено, что 3 июля 2009 года администрацией р.п. Лунино был объявлен конкурс на приобретение жилых домов (квартир) для переселения граждан из аварийного фонда в р.п.Лунино», в котором лот Номер обезличен был объявлен как лот на приобретение жилого помещения для Камининой В.И. По результатам проведения конкурса на данный лот не было подано ни одной заявки. Всего по результатам проведения конкурса были поданы заявки на 6 лотов из 14 заявленных. Повторные конкурсы были проведены 28 августа 2009 года и 6 октября 2009 года, итоги были подведены 9 ноября 2009 года. Заявок в отношении указанного лота также не было подано.

Состояние аварийного дома в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания до 95%, снижением до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, деформацией фундамента, стен, несущих конструкций, не соответствия требованиям, предъявляемым к жилому помещению, не обеспечивает безопасность жизни и здоровья постоянно проживающих в нем граждан.

В судебном заседании бесспорно установлено, что начиная с 18 сентября 2009 года по июнь 2009 года администрация р.п. Лунино Лунинского района Пензенской области не предпринимала никаких мер по ликвидации жилищного фонд, непригодного для проживания, то есть к сносу многоквартирного дома под Номер обезличен по ... в р.п Лунино, признанного аварийным и подлежим сносу.

Орган местного самоуправления не отрицает свою обязанность принять меры к ликвидации непригодного для проживания жилищного фонда, поскольку дом, в котором проживает Каминина В.И., по своему техническому состоянию как непригодный для проживания подлежал отселению в 2009 году.

Решение администрации р.п. Лунино Лунинского района Пензенской области о расселении жилого дома в 2009 году не выполнено.

Длительное неисполнение положений жилищного законодательства по обеспечению жилищных прав, лиц, проживающих в доме, подлежащем сносу, не лишает граждан права требовать защиты их прав.

Статья 32 ЖК РФ предусматривает, что:

1. Жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

2. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством.

3. Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

4. Собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной в соответствии с частью 3 настоящей статьи государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

5. Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, с момента государственной регистрации решения об изъятии данного помещения до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе жилого помещения может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены жилого помещения затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения.

6. Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.

7. При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

8. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

9. Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. Иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения уведомления, указанного в части 4 настоящей статьи.

Действия, установленные в законе для обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения- Камининой В.И., администрация р.п.Лунино в полном объеме не выполнила.

Дата обезличена 2009 года истица Каминина В.И. заключила с администрацией р.п.Лунино соглашение на переселение, в котором указано, что Каминина В.И., владеющая однокомнатной квартирой, общей площадью 20 кв.м., согласна на переселение из данной квартиры и предоставления ей другой однокомнатной квартиры, имеющей площадь не менее занимаемой, и отвечающей следующим условиям: быть пригодной для проживания, соответствовать всем санитарным и техническим нормам, предъявляемым к жилым квартирам.

Стороны, а именно администрация р.п.Лунино и истица Каминина В.И., собственница квартиры, находящейся в аварийном доме, не заключали соглашения о выкупной цене ее квартиры с учетом требований ст.32 ЖК РФ. Соглашение должно включать в себя обязательство муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение. Стороны не оспаривают, что такого рода соглашения они не заключали. Представитель ответчика в судебном заседании прямо ссылался на отсутствие денежных средств на расселение всех квартир жилого дома, в котором проживает истица, поэтому ссылка ответчика на уклонение Камининой В.И. от решения жилищной проблемы является необоснованной.

Доводы ответчика о невозможности произвести отселение истицы Камининой В.И. из аварийного дома в 2009 году в связи с исключением муниципального образования - р.п.Лунино из программы « Переселение граждан, проживающих на территории Пензенской области, из аварийного жилищного фонда» на 2009-2011 годы» и отсутствием средств на финансирование суд признает несостоятельными, так как из материалов дела усматривается, что жилой дом, в котором расположена квартира истицы, был включен в муниципальную программу «Переселение граждан, проживающих на территории р.пЛунино Лунинского района Пензенской области, из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2009-2011 годы».

Для расселения жильцов дома Номер обезличен по ... в р.пЛунино были реально выделены и перечислены ответчику достаточные денежные средства, что подтверждается представленной ответчиком копией ведомости кассовых поступлений в бюджет администрации рабочего поселка Лунино от Дата обезличена 2009 года.

Из письма главы администрации р.п.Лунино от Дата обезличена 2010 года усматривается, что причиной неисполнения положений муниципальной программы в 2009 году послужило заключение соглашения Номер обезличен от Дата обезличена 2009 года между Государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, и Пензенской областью, по условиям которого разрешалось приобретать жилье в рамках программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда исключительно у застройщиков многоквартирных домов и (или) на строительство многоквартирных домов. л.д.46) А администрация при утверждении и реализации муниципальной программы переселения граждан из аварийного жилья исходила из возможности приобретения жилья не только в новостройках, но и на вторичном рынке. Поскольку часть квартир для жильцов дома Номер обезличен по ... в р.пЛунино была приобретена на вторичном рынке, администрации было отказано в софинансировании переселения жилого дома Номер обезличен по ... за счет средств Фонда и средств областного бюджета, своих средств в бюджете рабочего поселка не имеется.

Из пояснений представителя ответчика Болахнова А.П. в ходе судебного заседания следует, что жилой дом Номер обезличенпо ... в р.п.Лунино был исключен из областной программы переселения в связи с внесением изменений в Постановление Правительства Пензенской области от 14 мая 2008 года за № 309-п «Переселение граждан, проживающих на территории Пензенской области, из аварийного жилищного фонда» на 2008-2011 годы» в связи с тем, что ответчик- администрация рабочего поселка не выполнила условия программы об обязательном расселении всех квартир, находящихся в аварийном жилом доме, а не части их.

Следовательно, у администрации р.п. Лунино при надлежащем, своевременном выполнении всех предусмотренных законом и предписанных программой переселения условий имелась реальная возможность переселения всех граждан, проживающих в аварийном доме под Номер обезличен по ... в р.п.Лунино.

Ответчик не отрицает того обстоятельства, что жилой дом Номер обезличен по ... в р.пЛунино не был расселен с привлечением средств Фонда и средств областного бюджета именно в результате действий администрации рабочего поселка по невыполнению всех требований, которые могли бы служить основанием для включения в областную программу переселения граждан из аварийного жилья.

Кроме того, суд учитывает, что с другими собственниками помещений в доме Номер обезличен по ... в р.п.Лунино ответчик заключил договоры мены и предоставил им взамен аварийного жилья другие благоустроенные жилые помещения за счет собственных средств, получив на эти цели кредит.

В 2010 году администрация р.п.Лунино никаких мер к отселению истицы из аварийного жилья не предпринимает. Отсутствие у ответчика средств на финансирование мероприятий по ликвидации аварийного жилья не является основанием для полного отказа от выполнения установленных ст.32 ЖК РФ требований по обеспечению жилищных прав собственника аварийного жилого помещения.

Оценивая зафиксированный в протоколе совещания администрации с собственниками помещения -участниками «программы» от Дата обезличена 2010 года, где истица Каминина В.И. якобы отказалась от доплачивать 431025 руб. разницу между рыночной ценой новой однокомнатной квартиры и выкупной цены ее квартиры, суд принимает во внимание, что на момент проведения совещания администрация р.п.Лунино не располагала никакими сведениями о наличии во вновь строящемся жилом доме однокомнатной квартиры, которую застройщик мог бы продать за сумму, приблизительно составляющую960 тыс. руб.(530 тыс. +431 тыс. руб.) Никаких договоров с застройщиком на приобретение квартиры для Камининой В.И. администрация не заключала. Данных о том, что степень готовности жилого дома составляла не менее 70% у администрации не имелось и суду такой документ не представлен. Жилой дом, где предположительно находилась однокомнатная квартира, не сдан в эксплуатацию до настоящего времени. Данное обстоятельство не оспаривают обе стороны.

Суд считает уточненные исковые требования Камининой В.И. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Бездействие администрации р.пЛунино по принятию соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в части 10 статьи 32 Жилищного Кодекса РФ, направленных на ликвидацию аварийного жилого фонда является незаконным. Администрация рабочего поселка Лунино обязана в разумный срок устранить указанные нарушения закона.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-196 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Камининой В.И. удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации рабочего поселка Лунино Лунинского района Пензенской области по принятию соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в части 10 статьи 32 ЖК РФ, и обязать администрацию рабочего поселка Лунино Лунинского района Пензенской области устранить указанные нарушения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 10 дней через Бессоновский районный суд Пензенской области, с момента изготовления мотивированного текста решения, которое изготовлено 11 сентября 2010 года.

Судья: Н.К.Богомолова